Интервью

Наши предложения — важная составляющая в общегосударственной концепции упрощения регулирования предпринимательской деятельности

На Координационно-мониторинговый департамент в структуре Миндоходов приходится основная нагрузка в организации всех этапов бюджетного процесса по доходам, определенным Бюджетным кодексом Украины. В его компетенции — прогнозирование и анализ состояния поступлений платежей, закрепленных за Миндоходов, организация сопровождения базовых сегментов экономики, работы с крупными налогоплательщиками, осуществление кластерного анализа, экспресс-диагностики, определение и мониторинг выполнения индикативных показателей доходов и сборов в разрезе регионов, организация ведения учета и составление отчетности о состоянии расчетов плательщиков с бюджетом и уплате единого взноса, ведение таможенной статистики. Конечно, от новаций в работе и перспектив развития прогнозно-аналитического блока Министерства зависит стабильная и ритмичная работа всего ведомства. «Вестник» поинтересовался у директора Координационно-мониторингового департамента Министерства доходов и сборов Украины заслуженного экономиста Украины Инны САНЖАРЕВСКОЙ о делах нынешних и планах на будущее.


В. — Инна Семеновна, к задачам Департамента кроме прогнозно-аналитической работы добавилось много новых. Что из такого большого количества обязанностей является сейчас наиболее актуальным?

И. С. — Все. Нельзя выделить что-то одно, поскольку оно нарушит целостный механизм. Полгода назад, в «Вестнике» № 21, мы акцентировали внимание на значимости надлежащего качества прогнозно-аналитической работы: Миндоходов Украины обеспечивает 90% доходов общего фонда госбюджета и практически полностью (96%) — доходы местных бюджетов. Поэтому наша главная задача — организация наполнения бюджета и адекватного развития секторов национальной экономики. Объединение налоговой и таможенной служб позволило реформировать существующие наработки в части прогнозирования и анализа закрепленных платежей, интегрировать имеющийся информационный, методологический, технический и интеллектуальный потенциал для создания в Министерстве системы организации обеспечения поступлений в бюджет.

В.На чем основывается указанная система?

И. С. — На началах комплекснос-ти, оперативности, гибкости, информативности, научности. С учетом состояния экономического развития секторов национальной экономики, регионов и государства в целом прог-нозируем поступление всех закреп-ленных платежей и отслеживаем их выполнение, как это предусмотрено утвержденной Концепцией организации деятельности Миндоходов Украины по прогнозированию и обеспечению поступлений в бюджет. Индикативные показатели доходов определяются в разрезе территориальных подразделений — 27 главных управлений в регионах, Межрегионального главного управления Миндоходов — Центрального офиса по обслуживанию крупных плательщиков  и 27 таможен Министерства.

В.Какие факторы учитываются при прогнозировании?

И. С. — Основа основ формирования бюджета — экономика. Комп-лексно учитываем также другие значимые факторы: тенденции мировой экономики и их влияние на доходы бюджета, изменения законодательства, используем информацию из ведомственных баз данных. Большое внимание уделяется определению рисков неполной уплаты надлежащих бюджету платежей. Согласитесь, сложно возражать утверждениям отдельных научных исследований, что реальный шанс для плательщика уклониться от уплаты налогов для государства равнозначен риску утраты налоговых доходов. По-этому существование налоговых рисков оправдывает введение адекватных превентивных и контрольных мер, направленных против рисков.

В.Как это влияет на наполнение бюджета?

И. С. — В общий фонд госбюджета за 10 месяцев текущего года поступило платежей на 1,4% больше, чем за соответствующий период прошлого года, в местные бюджеты — на 6,6%, единого взноса — на 5,6%. Именно благодаря нивелированию рисков неполной уплаты платежей удалось достичь опережения темпов роста поступлений над показателями развития экономики.

В.По Вашему мнению, соответствует ли такое положение организации прогнозирования доходов бюджета зарубежным традициям или тенденциям организации наполнения бюджета?

И. С. — Бюджет — это залог стабильности и финансовой независимости любой страны. Поэтому обычно обоснованности формирования доходов, всеобщности налогообложения и предупреждению минимизации расчетов с бюджетом отводится большое внимание. Изучение публикаций в профессиональных изданиях, рекомендации зарубежных консультантов дают основания утверждать, что организованная в Миндоходов система соответствует европейским традициям и современным тенденциям организации наполнения бюджета. В частности, в Германии при положительной динамике поступлений в бюджет вопрос их адекватности (сопоставления) экономическим показателям развития государства и норма по всеобщности налогообложения относятся к ключевым в организации работы с плательщиками: на этапе регистрации плательщика осуществляется первичная оценка его возможной нечестной деятельности, при приеме деклараций по определенным критериям оказываются возможны риски осуществления хозяйственной деятельности и анализируется объем начисленных платежей по сравнению с другими плательщиками соответствующего сектора экономики. В работе Генеральной дирекции государственных финансов Франции также большое внимание уделяется борьбе с уклонением от уплаты налогов и сборов. На страже полноты уплаты в бюджеты государства стоит высокоинтеллектуальная рискоориентированная система предупреждения мошеннических действий — составная целостной системы управленческого контроля, которая была представлена французскими консультантами в ходе визита в Миндоходов Украины в начале этого года. По информации коллег из Службы государственных доходов Латвийской Республики, они постоянно работают над повышением в обществе уровня налоговой культуры, в частности, информируя плательщиков о необходимости неуклонно выполнять свои обязательства по расчетам с бюджетом, и осуществляют постоянный комплексный анализ налоговой отчетности по выявлению возможной минимизации расчетов с бюджетом.

В.Миндоходов Украины был предложен ряд законодательных инициатив, касающихся крупных налогоплательщиков. Чем вызвана необходимость таких новаций?

И. С. — Реалиями настоящего, в частности объединением налогового и таможенного ведомств, и почти трехлетней практикой применения норм Налогового кодекса Украины. Это один аспект. Второй, как отмечают научные работники, — именно для этой узкой группы крупных плательщиков характерна высокая концентрация источников налоговых поступлений. В текущем году таких плательщиков — 1480, они обеспечивают две трети поступлений в общий фонд госбюджета. Согласно действующим критериям отбора на 2014 г. таких плательщиков насчитывается 2131 предприятие.

В.Какую направленность имеют такие новации?

И. С. — Предложенные новации направлены на выполнение миссии Миндоходов Украины по администрированию закрепленных платежей, предоставлению услуг граж-данам и бизнесу и, как следствие, обеспечению наполнения доходной части бюджета, созданию условий для развития предпринимательства и меж-дународной торговли. Предлагается усовершенствовать нормы Налогового кодекса Украины по отнесению плательщиков к категории крупных, порядку ежегодного формирования реестра крупных плательщиков и перевода этой категории субъектов хозяйствования на обслуживание в специализированные инспекции.

В.В чем заключаются изменения?

И. С. — Цель законопроекта — уменьшение административного давления на налогоплательщиков, оптимизация документооборота при сохранении установленной Налоговым кодексом прозрачности осуществления отбора плательщиков для отнесения их к категории крупных. Это связано с изменением периодичности представления деклараций по налогу на прибыль, с учетом налоговых и таможенных платежей увеличен критерий уплаты платежей в госбюджет по платежам, контролируемым Миндоходов, с 12 до 15 млн. грн. На уменьшение административного давления направлена норма о предоставлении крупным плательщикам права самостоятельного выбора места налогового учета в одной из специализированных инспекций или в Центральном офисе по обслуживанию крупных налогоплательщиков. Прозрачности формирования Реестра крупных налогоплательщиков будет способствовать его обнародование на веб-портале Министерства после соответствующего утверждения. Объективности и комплексности налогового и бюджетного планирования должна способствовать предложенная в законопроекте новация относительно завершения всех процедур перевода крупных налогоплательщиков в специализированные инспекции до начала года, на который сформирован такой Реестр.

В.По Вашему мнению, предложенные нормы найдут поддержку в обществе?

И. С. — Завершилось общественное обсуждение законопроекта. Согласовываются предложения других ведомств. Надеемся на поддержку предложенных изменений на законодательном уровне страны и положительную их оценку международным сообществом с точки зрения упрощения ведения бизнеса. Соответству-ющими между-народными финансовыми учреж-дениями недавно был обнародован аналитический бюллетень «Ведение бизнеса — 2014»: цифры и факты, Европа и Центральная Азия», в котором Украина указана как мировой лидер по проведению регуляторных реформ, а именно в части налого-обложения. Наши предложения — это важная составная в общегосударственной концепции упрощения регулирования предпринимательской деятельности для содействия ведению бизнеса и улучшения сервиса обслуживания плательщиков.

В.В ходе нашей предыдущей встречи мы обсуждали вопрос стратегии развития возглавля-емого Вами Координационно-мониторингового департамента. Как Вы планируете ее реализовывать?

И. С. — Стратегия развития Миндоходов на 2013 — 2018 гг. нашла поддержку на правительственном уровне — принято соответствующее распоряжение Кабинета Министров Украины, которое поднимает планку ответственности за порученное дело на более высокую ступень. В рамках стратегии планируем последовательно развивать запланированные инициативы Координационно-мониторингового департамента: трансформировать прогнозирование платежей в координацию бюджетного процесса по доходам с учетом лучших мировых практик, развивать систему предупреждения рисков неуплаты платежей, совершенствовать учетно-отчетную составляющую деятельности, оптимизировать методологию таможенной статистики в соответ-ствии с международными стандартами, совершенствовать аналитическое сопровождение по всем параметрам деятельности Миндоходов. Убеждена, что комплексная реализация запланированного будет способствовать наполнению доходной части бюджета и станет важным шагом на пути усовершенствования условий ведения бизнеса, как это предусмотрено миссией Министерства.


Беседовала
Татьяна ЕГОРОВА

 

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42