Интервью

В ногу со временем

Непрерывное и системное обновление и углубление знаний и умений работники органов доходов и сборов получают в Центре переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров Миндоходов Украины. Профессиональное совершенствование работников ведомства приобрело новые черты после объединения усилий налоговиков и таможенников по наполнению госбюджета. О сегодняшнем дне учреждения, его первоочередных задачах и перспективах корреспондент «Вестника» беседовал с директором Центра Владимиром ЮРЧЕНКО.


В. — Владимир Владимирович, существует проект Положения о системе повышения уровня профессиональной пригодности должностных лиц Миндоходов Украины и его территориальных органов. Какие изменения в этой связи предусматриваются в деятельности Центра?

В. Ю. — Такое Положение — своевременный и необходимый документ, систематизирующий существующие наработки и выстраивающий понятную стратегию формирования и развития персонала органов доходов и сборов. Имеем много планов в этой связи. В частности, с 2014 г. планируем шире использовать в практике обучения дистанционные специализированные курсы в рамках постоянно действующих семинаров. Итогом такого курса станет получение сертификата Центра. Введя сертификатную подготовку дополнительно к лицензионному объему и заказу Миндоходов Украины, мы можем привлечь около двух тысяч человек в год к процессу повышения квалификации.

Схема повышения квалификации работников Министерства выглядит следующим образом:

  • дистанционное углубление профильных знаний в системе постоянно действующих семинаров — два раза в год;
  • повышение квалификации в очном и комбинированном (дистанционно-очном) форматах с выдачей свидетельства государственного образца — один раз в три года.

В.На кого прежде всего (должность, возраст, опыт работы) рассчитаны учебные программы Центра?

В. Ю. — Учебные программы Центра разработаны для всех категорий госслужащих, определенных в профессиональной программе по направлению подготовки 1501 «Государственное управление». Но есть пожелание. Хотелось бы видеть в нашем Центре специалистов с уже сформированными начальными навыками работы со стажем работы не менее одного года, для которых процесс повышения квалификации проходит более эффективно.

В.А как же быть с работниками, которые впервые приняты на госслужбу в органы Миндоходов Украины?

В. Ю. — По откликам специалистов Миндоходов, которые привлекаются к преподаванию в Центре и в наш преподавательский состав, эффективность усвоения информации таким контингентом недостаточная. Не успели понять, в какой системе они оказались, методику, особенности работы, а их уже отправили на повышение квалификации.

Проект Положения о системе повышения уровня профессиональной пригодности должностных лиц Миндоходов и его территориальных органов содержит норму об обязательности повышения квалификации лиц, впервые принятых на госслужбу в органы доходов и сборов, в течение первого года работы.

По нашему мнению, идея профессионального обучения должностных лиц органов доходов и сборов без отрыва от работы, закрепленная в проекте Положения, является правильной. Сначала необходимо приобрести минимальные профессиональные знания, понять практическое взаимодействие подразделений, ощутить особенности и тонкость работы. Организовывать повышение квалификации лиц, впервые принятых на госслужбу, в течение первого года работы следует в отдельно сформированных группах (возможно, без привязки к направлению подготовки) и по отдельному учебно-тематическому плану с условным названием «Современный государственный и налоговый менеджмент». Именно такая организация обучения будет актуальной для этой категории работников.

Также считаем, что в таких учебно-тематических планах около 70% тем должны быть из общей составляющей и по 15% — из функциональной и отраслевой составляющих профессиональной программы 1501 «Государственное управление».

Наибольшее внимание следует уделять основам государственного управления, налогового менеджмента и налоговой политики государства, таможенного и налогового аудита, гармонизации налогового законодательства с другими странами, общему менеджменту, корпоративной культуре, предотвращению конфликт-ных и стрессовых ситуаций.

Желательно такие группы обучать по дистанционно-очной форме — шесть недель дистанционного и две недели очного обучения.

В.Какие изменения в последнее время произошли в учебных программах Центра?

В. Ю. — Все учебные программы имеют большую практическую составляющую. В структуре аудиторных занятий стараемся увеличить долю практических и семинарских занятий, во время которых слушатели имеют возможность в активной форме усваивать новые знания и совершенствовать существующие навыки.

Практикуется проведение всех форм занятий: очная, дистанционно-очная и дистанционная. В Центре особой популярностью пользуются так называемые активные методы обучения: мультимедийные, презентации, семинары, коллоквиумы, деловые и ролевые игры, тренинги, кейсы, дискуссии в малых группах, элементы моделирования и выполнения проектов и т. п. Планируем постепенно увеличивать дистанционно-очную и дистанционную формы обучения. Главная цель очного формата занятий — предоставить практические навыки работы работникам Миндоходов, существенная составляющая — обмен опытом слушателей.

В.Современные тенденцииэто учебные занятия в мультимедийной форме. Каков процент таких занятий у Вас и какие инновационные технологии в процессе переподготовки и повышения квалификации работников Миндоходов будете внед-рять в ближайшее время?

В. Ю. — За исключением единичных случаев, все учебные занятия проводятся в мультимедийной форме. На современном этапе рабочей де-ятельности специалистов Министерства выполнение ими служебных обязанностей осуществляется с персональных автоматизированных рабочих мест. В планах Центра — организовать процесс повышения квалификации, психологически и технологически максимально приближенный к условиям рабочей деятельности. Для создания таких условий в учебной деятельности Центра планируется создать и соответственно оборудовать аудитории интерактивного обучения. Концепцию функционирования такой аудитории интерактивного обучения Центр уже начал разрабатывать.

В.Как организовано техническое обеспечение для работы Центра на надлежащем уровне?

В. Ю. — К сожалению, это наша постоянная головная боль. Компьютерная техника преимущественно устаревшая, не обновлялась со времени создания Центра. Помощь в обновлении компьютерной техники нам обещают, но этот вопрос пока не решен.

В.Хватает ли высококвалифицированных специалистов, готовых донести до слушателей современные тренды развития налоговой и таможенной систем?

В. Ю. — В составе профессорско-преподавательского состава Центра — семь кандидатов наук. Все они имеют соответствующие научные звания.

Преподаватели, привлеченные в учебный процесс от Миндоходов, такой подготовки не имеют. Соответственно, и львиная доля нареканий по результатам послекурсового анкетирования слушателей относительно качества обучения звучит в их адрес. Такое положение дел понятно, ведь специалист-практик далеко не всегда может быть талантливым преподавателем.

Немного исправить сложившееся положение может организация и проведение с такими специалистами тематических обучений в «Школе педагогического мастерства» нашего Центра. Одна, а лучше две группы обучения в год специалистов от Министерства по специализированному плану повышения квалификации позволит не только поднять на надлежащий уровень приглашенных преподавателей, но и создать своеобразный педагогический резерв, что пойдет на пользу качества процесса повышения квалификации.

Сотрудничаем также с кафедрой европейской интеграции Академии государственного управления при Президенте Украины. Это учреждение признано главным в системе повышения квалификации госслужащих и органов местного самоуправления.


Беседовал Сергей СОБУЦКИЙ

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42