Єдиный налог

Выездная торговля, осуществляемая предпринимателем

Физическое лицо — предприниматель кроме торговли в стационарных помещениях может заниматься выездной торговлей. Для этой торговли характерна определенная специфика, о которой речь пойдет ниже.


Понятие выездной торговли

Нормативное определение термина «выездная торговля» в действующем законодательстве не приводится. Однако его содержание определяют нормы Порядка № 833, Правил № 369, Положения об учете движения товаров.

Согласно п. 12 Порядка № 833 при осуществлении выездной (выносной) торговли, а также при продаже товаров с использованием других нестационарных средств на рабочем месте продавца устанавливается табличка с указанием фамилии, имени и отчества продавца, сведений о субъекте хозяйствования, организовавшем торговлю:

  • для юридического лица — наименование, адрес и номер телефона;
  • для физического лица — предпринимателя — фамилия, имя и отчество.

Аналогичная норма содержится в п. 21 Правил № 369. К тому же последняя добавляет, что на табличке для физического лица также указывают номер свидетельства о государственной регистрации и наименование органа, осуществившего регистрацию.

Вместе с тем в соответствии с п. 30 Порядка № 833 продажа продовольственных товаров, готовых к употреблению, а также быстропортящихся и других продовольственных товаров (в том числе овощей и фруктов) за пределами торгового помещения (выездная, выносная торговля) осуществляется в отведенных для этого местах при наличии у субъекта хозяйствования разрешения на размещение передвижных малых архитектурных форм и при условии соблюдения установленных для таких товаров температурного режима хранения и санитарных норм.

Пунктом 8 Правил № 369 предусмотрено, что в мелкорозничной торговой сети запрещается продажа алкогольных напитков (кроме автомагазиновсистемы потребительской кооперации, осуществляющих выездную торговлюв сельской местности, при наличии марок акцизного сбора).

Пунктом 4.1 Положения об учете движения товаров указано, что выездная (выносная) торговля с использованием транспортных средств или без их использования осуществляется одним (несколькими) членом бригады объекта розничной торговли на улице, рынке, ярмарке, поле, ферме и т. п. на основании Разрешения-накладной (форма № 082) (приложение 7).

Приведем также общеупотребляемое значение слова «выездной»: устроенный, организованный на определенный срок за пределами места постоянного нахождения, места работы.

Таким образом, выездная торговляэто торговля, как правило, с использованием транспортных средств или без них за пределами постоянного места нахождения, причем торговля может вестись как непосредственно с транспортных средств, так и с других торговых мест.  

Нормативная регламентация осуществления выездной торговли

Отдельного нормативного документа, которым бы регламентировалась деятельность по осуществлению именно выездной торговли, нет. При ее осуществлении следует учитывать нормы общих нормативных документов, касающихся всех других видов торговли.

Например, при выяснении общих условий осуществления торговой деятельности руководствуются Порядком № 833, согласно которому субъекты хозяйствования должны обеспечить:

  • соответствие помещения (места) для проведения деятельности в сфере торговли и ресторанного хозяйства необходимым санитарным нормам, а технического состояния помещения (места), здания и оборудования — требованиям нормативных документов по хранению, производству и продаже соответствующих товаров, а также охране труда;
  • наличие на видном и доступном месте «Уголка покупателя», в котором размещается информация о наименовании собственника или уполномоченного им органа, книги отзывов и предложений, адресов и номеров телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей;
  • размещение торгового патента, лицензии в соответствии с установленными законодательством требованиями;
  • продажу товаров и их обмен согласно установленным правилам и нормам.

По требованию потребителя (покупателя) ответственный работник субъекта хозяйствования должен предоставить ему следующие законодательные и нормативные документы: Порядок № 833, Закон о защите прав потребителей, Санитарные правила № 5781-91, а также ветеринарные документы, правила продажи отдельных видов товаров согласно специализации субъекта хозяйствования.

Средства измерительной техники, используемые в торговой деятельности, должны быть в исправном состоянии, иметь поверочное клеймо и проходить периодическую поверку в установленном законодательством порядке (п. 11 Порядка № 833).

Согласно п. 30 этого Порядка продажа продовольственных товаров, готовых к употреблению, а также быстропортящихся и других продовольственных товаров (в том числе овощей и фруктов) за пределами торгового помещения (выездная, выносная торговля) осуществляется в отведенных для этого местах при наличии у субъекта хозяйствования разрешения на размещение передвижных малых архитектурных форм (МАФ) и при условии соблюдения установленных для таких товаров температурного режима хранения и санитарных норм. На каждую партию таких товаров, если это предусмотрено законом, выдается сопроводительный документ, подтверждающий качество и безопасность, с указанием наименования товара, производителя, его адреса, даты производства (изготовления), срока годности.

На сегодня правовой статус МАФ определен как временные сооружения. Основанием для размещения последних является паспорт привязки временного сооружения. Подробнее о его получении речь пойдет дальше.

Согласно п. 32 Порядка № 833 при продаже товаров и по окончании выездной (выносной) торговли субъект хозяйствования обязан принять меры для соблюдения чистоты на месте торговли и вокруг него.

В соответствии с п. 35 этого Порядка субъект хозяйствования обязан обеспечить наличие у работников, осуществляющих продажу продовольственных товаров, личных медицинских книжек установленного образца, организацию и своевременность прохождения ими медицинских осмотров и контроль за допуском их к работе при наличии необходимого медицинского заключения. Медицинские книжки предъявляются по требованию работников санитарно-эпидемиологической службы.

Как было указано, существует и другой нормативный документ относительно регулирования выездной торговли. Это — Правила № 369, определяющие требования к организации мелкорозничной торговой сети.

Согласно п. 6.35 ДСТУ 4303:2004 «Розничная и оптовая торговля» мелкорозничная торговая сеть — это часть розничной торговой сети, объединяющая торговые объекты, размещаемые в сооружениях некапитального типа или в передвижных (переносных) технических средствах, и предназначенная для организации продажи товаров определенного ассортимента с использованием простейшей технологии торгового процесса.

Таким образом, выездная торговля полностью заключается в приведенное определение.

Торговля продовольственными и непродовольственными товарами в одном мелкорозничном торговом пункте разрешается только при условии, что продовольственные товары фасованные, имеют герметичную (неповрежденную) упаковку, и при этом соблюден принцип товарного соседства (п. 6 Правил № 369).

В п. 8 этих Правил приведен перечень товаров, запрещенных для продажи в мелкорозничной торговой сети. Например, запрещается продажа продовольственных товаров, если при их продаже отсутствуют условия для соблюдения санитарных норм и правил, а также температурных режимов, условий хранения и продажи этих товаров, в том числе нефасованных и неупакованных продовольственных товаров с разносок, лотков, столиков, корзин и неспециализированного транспорта, кроме картофеля, овощей, фруктов, плодов, ягод, бахчевых культур в период сезонной продажи, мороженого, цветов и т. п.

Согласно п. 21 Правил № 369 на кузовах автомагазинов, автокафе, авторазвозок, автоприцепов, автоцистерн должна быть четкая надпись, нанесенная краской, в которой указаны наименование, адрес субъекта хозяйствования, номер его телефона и номер точки передвижной торговой сети. На автотранспорт, который перевозит продовольственное сырье и продовольственные товары для мелкорозничной торговой сети, следует оформить санитарный паспорт.

Кроме того, в зависимости от вида продукции, которую будет реализовывать физическое лицо — предприниматель, следует соблюдать нормы правил № 104 (непродовольственные товары), № 185 (продовольственные товары), № 219 (продукция, изготовленная заведением ресторанного хозяйства физического лица — предпринимателя), № 344 (картофель и плодоовощная продукция).

Отметим, что если физическое лицо — предприниматель осуществляет выездную торговлю на рынке, необходимо соблюдать правила торговли на данном рынке, разрабатываемые в соответствии с Правилами торговли на рынках.

Порядок размещения временных сооружений для проведения предпринимательской деятельности

Статьей 28 Закона № 3038 указано, что временное сооружение торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности (по тексту — временное сооружение) — одноэтажная постройка из облегченных конструкций, возведенная с учетом основных требований к сооружениям, определенных техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, которую устанавливают временно, без устройства фундамента. Временное сооружение для осуществления предпринимательской деятельности может иметь закрытое помещение для временного нахождения людей (павильон площадью не больше 30 м2 по внешнему контуру) или не иметь такого помещения.

Размещение временных сооружений для проведения предпринимательской деятельности осуществляется согласно п. 1.4 Порядка № 244, в котором уточняется, что временное сооружение может быть как передвижным, так и стационарным.

Передвижное временное сооружение — это сооружение, не имеющее закрытого помещения для временного нахождения людей, в котором можно размещать торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат, другие приспособления для сезонной розничной торговли и иной предпринимательской деятельности.

Стационарное временное сооружение — это сооружение, имеющее закрытое помещение для временного нахождения людей и по внешнему контуру площадь до 30 м2.

Из приведенного следует, что даже если физическое лицо — предприниматель осуществляет выездную торговлю с транспортного средства, прилавка, лотка и т. п., такие средства согласно Порядку № 244 являются временными сооружениями для проведения предпринимательской деятельности. Следовательно, соб-людать нормы этого Порядка необходимо и при торговле с таких передвижных сооружений, а также если физическое лицо — предприниматель для ведения торговли устанавливает стационарное временное сооружение.

Правда, следует отметить, что размещение временного сооружения при проведении ярмарок, государственных и местных праздничных, торжественных массовых мероприятий на срок проведения таких мероприятий осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления (п. 1.11 Порядка № 244). То есть в таком случае требования этого Порядка относительно получения паспорта привязки временного сооружения не применяются.

Для того чтобы разместить временное сооружение, физическое лицо — предприниматель должно обратиться в соответствующий исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета, районную государственную администрацию с заявлением (в произвольной форме) о возможности размещения временного сооружения.

К заявлению прилагаются:

  • графические материалы с указанием желательного местоположения временного сооружения, выполненные заказчиком в произвольной форме на топографо-геодезической основе М 1:500, чертеж контуров временного сооружения с привязкой к местности;
  • реквизиты заказчика (наименование, фамилия, имя, отчество, адрес, контактная информация).

Это исчерпывающий перечень документов.

В течение трех рабочих дней со дня получения заявления соответствующий орган по вопросам градостроительства и архитектуры письменно уведомляет физическое лицо — предпринимателя о соответствии намерений строительным нормам и комплексной схеме размещения временных сооружений (при ее наличии).

Далее физическое лицо — предприниматель должно за свой счет получить (сделать) следующие документы:

  • схему размещения временного сооружения (по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 244);
  • эскизы фасадов временного сооружения в цвете М 1:50 (для стационарных временных сооружений), изготовленные субъектом хозяйствования, имеющим лицензию на выполнение проектных работ, или архитектором, имеющим соответствующий квалификационный сертификат (по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 244);
  • схему благоустройства прилегающей территории, составленную физическим лицом — предпринимателем или субъектом предпринимательской деятельности, имеющим соответствующую лицензию, архитектором, имеющим соответствующий квалификационный сертификат;
  • технические условия по инженерному обеспечению (при наличии), полученные заказчиком (физическим лицом — предпринимателем) у балансодержателя соответствующих инженерных сетей.

Полученные (подготовленные) документы прилагаются к заявлению об оформлении паспорта привязки временного сооружения, а паспорт представляется в орган по вопросам градостроительства и архитектуры. Оформляется паспорт привязки (по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 244) в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

После получения паспорта привязки физическое лицопредприниматель имеет право разместить временное сооружение.

После размещения временного сооружения в исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета или соответствующую районную государственную администрацию подается письменное заявление по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку № 244, в котором указывается, что требования паспорта привязки выполнены.

Следует отметить, что за торговлю в неустановленных местах предусмотрена административная ответственность согласно ст. 160 КоАП, то есть торговля в городах с рук на улицах, площадях, во дворах, подъездах, скверах и в других неустановленных местах влечет за собой наложение штрафа от одного до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (17119 грн.) с конфискацией предметов торговли или без нее. Торговля с рук в неустановленных местах промышленными товарами влечет за собой наложение штрафа от шести до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (102255 грн.) с конфискацией предметов торговли. Составляют протоколы о таких правонарушениях уполномоченные должностные лица органов внутренних дел, должностные лица, уполномоченные на это исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов, представители общественных организаций или органов общественной самодеятельности, а именно члены общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы (ст. 255 КоАП). А рассматривают дела об указанных административных правонарушениях и, соответственно, налагают штрафы районные, районные в городе, городские или горрайонные суды (ст. 221 КоАП).

Следует обратить внимание, что при рассмотрении дел о таких административных правонарушениях обязательно присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. В случае уклонения от явки на вызов органа внутренних дел или судьи районного, районного в городе, городского или горрайонного суда это лицо может быть подвергнуто приводу органом внутренних дел (милицией) (ст. 268 КоАП).

Первичные документы на товар при осуществлении выездной торговли

Требования к таким документам сформулированы в нескольких нормативных документах.

Прежде всего п. 17 Порядка № 833 запрещается продажа товаров, не имеющих соответствующей маркировки, этикетирования или инструкции по применению (в установленных случаях), надлежащего товарного вида, на которых срок годности не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, срок годности которых истек, а также поступивших без документов, предусмотренных законодательством, в частности удостоверяющих их качество и безопасность.

То есть в первую очередь на товары должны быть документы, удостоверяющие их качество и безопасность. Такими документами могут быть сертификат соответствия, декларация соответствия, свидетельство о признании соответствия. Вместо документов подтверждения может применяться знак соответствия. Здесь отметим, что перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, приведен в Перечне № 28. Однако есть существенный нюанс: продавец (физическое лицо — предприниматель) может не иметь у себя соответствующих сертификатов (их копий), ведь их предоставление производителем поставщику не предусмотрено законодательством. Согласно ст. 13 Закона № 2406 информация о сертификации (регистрационных номерах сертификатов) должна быть указана в документах, в соответствии с которыми передается продукция от производителя к поставщику. Такими документами являютсянакладные, товарно-транспортные накладные и т. п. Таким образом, физическое лицо — предприниматель должно иметь накладные, товарно-транспортные накладные на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, которую он реализует, с указанием информации о сертификации.

При продаже животных, продуктов животного происхождения, репродуктивного материала, биологических продуктов, кормов животного и растительного происхождения документом, подтверждающим качество, является ветеринарная справка или ветеринарное свидетельство (ст. 32 Закона № 2498). Порядок получения и применения этих документов установлен Порядком № 85.

Согласно п. 28 Правил № 369 работники пунктов мелкорозничной торговой сети на товары, полученные для продажи, если это предусмотрено законодательством, должны иметь:

  • товарно-транспортные накладные, приходно-расходные накладные, приемочные акты, заборные листы и т. п. с указанием названия, сорта, количества, цены и общей стоимости товара;
  • документы, согласно которым поступили товары, подлежащие обязательной сертификации, с обозначением регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом по подтверждению соответствия на соответствующий товар;
  • копии гигиенических заключений, заверенных печатью субъекта хозяйствования, от которого получены эти товары, относительно товаров, не подлежащих обязательной сертификации в соответствии с перечнем, утвержденным
    Минздравом Украины;
  • документы, удостоверяющие соответствие качества товаров требованиям нормативных документов (для импортных товаров — копии сертификатов, изложенные на языке страны-экспортера и украинском либо русском языке, заверенные печатью субъекта хозяйствования, от которого получены эти товары).

Некоторые документы из этого перечня упоминались выше. Подробнее рассмотрим другие, в частности копии гигиенических заключений. Отметим, что в настоящее время вместо гигиенического заключения выдается заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы согласно Порядку № 247 по форме, приведенной в приложении 5 к этому Порядку. Причем государственной санитарно-эпидемиологической экспертизе с выдачей заключения подлежат в том числе продукция, полуфабрикаты, вещества, материалы и опасные факторы, использование, передача или сбыт которых могут нанести вред здоровью людей (ст. 11 Закона № 4004). Отметим, что нормативно установленного перечня такой продукции нет. Поэтому в целях недопущения нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства нужно иметь заключения на всю реализуемую продукцию.

Согласно п. 3.6 Порядка № 247 в случае, если заключения экспертизы выданы производителю продукции, ее поставщик не обязан заказывать повторную экспертизу этой продукции и несет ответственность за соблюдение требований заключения. То есть если физическое лицо — предприниматель реализует покупную продукцию другого производителя, а у такого производителя есть соответствующее заключение, нет необходимости повторно получать такое заключение.

Несколько слов о товаросопроводительных документах. Такими документами могут быть товарно-транспортные накладные, накладные и т. п. Таким образом, на все товары, реализуемые во время выездной торговли, должны быть указанные документы.

Требования к первичным документам, установленные Налоговым кодексом

Согласно п. 177.10 ст. 177 Налогового кодекса физическое лицо — предприниматель обязано вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара: товарно-транспорт-ные накладные, накладные и другие подобные документы. Эти документы нужны также для учета расходов, заполнения Книги учета доходов и расходов.

Приведенная норма касается физических лиц — предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, кроме избравших упрощенную систему налогообложения. Однако для последних обязательное наличие таких документов следует из других норм Налогового кодекса, в частности из:

  • п. 44.1 ст. 44, пп. 296.1.2 п. 296.1 ст. 296 — ведение учета, в том числе расходов, физическими лицами — предпринимателями — плательщиками единого налога третьей и пятой групп, которые являются плательщиками НДС;
  • абзаца второго п. 292.3 ст. 292 — в доход включается стоимость бесплатно полученного товара, то есть если документов на товар нет, есть основания считать такой товар бесплатно полученным;
  • абзаца третьего п. 292.3 ст. 292 — для физических лиц — предпринимателей — плательщиков единого налога третьей и пятой групп, которые являются плательщиками НДС, в доход включается сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, а такая задолженность должна определяться также по данным первичных документов.

Как правильно оформить налоговую накладную, если физическое лицо — предприниматель является плательщиком НДС

В случае осуществления поставки товаров/услуг за наличность конечному потребителю (который не является плательщиком НДС) налоговая накладная выписывается в двух экземплярах продавцом — плательщиком НДС по ежедневным итогам операций (если ее не выписали на эти операции) (пп. 8.4 п. 8 Порядка № 1379).

При этом все экземпляры налоговых накладных остаются у выписавшего их лица и хранятся в соответствии с изложенным в подпунктах 6.1 и 6.4 п. 6 этого Порядка. В верхней левой части оригинала такой налоговой накладной делается соответствующая пометка «Х» и указывается тип причины: 11Выписана по ежедневному итогу операций.

Указанная налоговая накладная не регистрируется в Едином реестре налоговых накладных (п. 4 Порядка № 1246).

Реквизиты (поля) такой налоговой накладной заполняются согласно правилам и порядку, утвержденным приказом № 1379.

Отметим, что при возврате покупателем (конечным потребителем) товара, а продавцом — денежных средств, расчет корректировки к налоговой накладной, выписанной по ежедневному итогу операций по поставке товаров за наличный расчет конечному потребителю, не выписывается.

Применение РРО

Нормами ст. 3 Закона об РРО установлено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг обязаны проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставление услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или в случаях, предусмотренных этим Законом, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек (по тексту — РК).

Вместе с тем ст. 9 вышеуказанного Закона установлены случаи, когда РРО и РК не применяются, в частности:

  • при продаже товаров (предоставлении услуг) физическими лицами — предпринимателями, уплачивающими единый налог;
  • при продаже товаров (кроме подакцизных) (предоставлении услуг) лицами, получившими льготный торговый патент для продажи товаров (предоставления услуг) в соответствии с Налоговым кодексом (виды деятельности, которые производятся с приобретением льготного торгового патента, приведены в п. 267.2 ст. 267 Налогового кодекса);
  • при продаже в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет свыше 50% общего товарооборота при отсутствии продажи алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров, а также при продаже жетонов и проездных билетов в кассах метрополитена;
  • при продаже воды, молока, кваса, растительного масла и живой рыбы с автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов; блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса.

Кроме того, Перечнем № 1336 определены отдельные формы и условия ведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения РРО с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций (по тексту — КУРО), в частности:

  • розничная торговля через средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки, прилавки, тележки, разноски, лотки, столики), расположенные за пределами стационарных помещений;
  • розничная торговля на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа);
  • торговля на территории сел и поселков городского типа, которым согласно Закону № 56 предоставлен статус горных (перечень населенных пунктов, которым предоставляется статус горных, приводится в Перечне № 647).

При этом для вышеуказанных видов деятельности установлены ограничения — предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг) от их осуществления не должен превышать 200 тыс. грн. на один субъект хозяйственной деятельности. В случае превышения применение РРО обязательно.

Оприходование наличности

Физическое лицо — предприниматель продало товар, получило наличность в счет проданного товара. Что необходимо сделать дальше с этой наличностью? — Оприходовать.

При решении вопросов оприходования наличности следует руководствоваться Положением № 637, которым установлен порядок ведения кассовых операций в национальной валюте Украины предприятиями (предпринимателями). Так, п. 2.6 этого Положения определено, что вся наличность, поступающая в кассы, должна своевременно (в день получения наличных денежных средств) и в полной сумме оприходоваться.

Оприходование наличности — это проведение предприятиями и предпринимателями учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге, Книге учета доходов и расходов, КУРО.

Оприходованием наличности в кассах предприятий, которые проводят наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги согласно требованиям главы 4 Положения № 637, является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров. При проведении наличных расчетов с применением РРО или использованием РК оприходованием наличных является осуществление учета указанных наличных средств в полной сумме их фактических поступлений в книге учета расчетных операций на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных РК).

Следует отметить, что согласно п. 4.2 этого Положения физическое лицо — предприниматель кассовую книгу не ведет, но может вести КУРО.

Для учета кассовых операций нормативно-правовыми актами Украины предусмотрено ведение предпринимателями Книги учета доходов и расходов.

В соответствии с п. 177.10 ст. 177 Налогового кодекса физические лица — предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, обязаны вести Книгу учета доходов и расходов, в которой по итогу рабочего дня, в течение которого получен доход, на основании первичных документов осуществляются записи о полученных доходах и документально подтвержденных расходах. Форма и порядок ее ведения утверждены приказом № 481.

Физическое лицо — предприниматель, применяющее упрощенную систему налогообложения согласно подпунктам 296.1.1 и 296.1.2 п. 296.1 ст. 296 Налогового кодекса, ведет Книгу учета доходов или Книгу учета доходов и расходов, по форме и в порядке, которые определены приказом № 1637. В случае ведения Книги учета доходов плательщики единого налога ежедневно, по итогам рабочего дня, отражают полученные доходы, а в случае ведения Книги учета доходов и расходов — и понесенные расходы.

Следовательно, отсутствие записи в вышеуказанных книгах о полученной наличности является нарушением физическими лицами норм обращения наличности.

В случае нарушения норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте, установленных Положением № 637, в соответствии с п. 1 Указа № 436 применяются финансовые санкции в виде штрафа в пятикратном размере неоприходованной суммы.

Сбор за проведение определенных видов предпринимательской деятельности

В соответствии с нормами п. 267.1 ст. 267 Налогового кодекса плательщиками этого сбора являются также физические лица — предприниматели, получающие в установленном этой статьей порядке торговые патенты и осуществляющие торговую деятельность в пунктах продажи товаров.

Согласно пп. 14.1.246 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса торговая деятельностьрозничная и оптовая торговля, деятельность в торгово-производственной сфере (ресторанное хозяйство) за наличность, другие наличные платежные средства и с использованием платежных карточек.

К пункту продажи товаров относятся, в частности:

  • киоск, палатка, другая малая архитектурная форма, расположенная в отдельном помещении, но не имеющая встроенного торгового зала для покупателей;
  • автомагазин, развозка, другой вид передвижной торговой сети;
  • лоток, прилавок, другой вид торговой точки в отведенном для торговой деятельности месте, кроме лотков и прилавков, предоставляемых в аренду субъектам хозяйствования — физическим лицам и расположенным в пределах специализированных предприятий сферы торговли — рынков всех форм собственности и т. п. (пп. 14.1.211 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Следовательно, физическое лицо — предприниматель, осуществляющее выездную торговлю, является плательщиком данного сбора и должно приобретать торговый патент. Вместе с тем следует отметить, что не являются плательщиками сбора и не приобретают торговый патент физические лицапредприниматели, которые:

  • проводят торговую деятельность в пределах рынков всех форм собственности (абзац «в» пп. 267.1.2 п. 267.1 ст. 267 Налогового кодекса);
  • осуществляют продажу выращенной в личном подсобном хозяйстве, на приусадебном, дачном, садовом и огородном участках продукции растениеводства и животноводства, домашних животных и птицы (как в живом виде, так и продукции забоя в сыром виде и в виде первичной переработки), продукции собственного пчеловодства (абзац «г» пп. 267.1.2 п. 267.1 ст. 267 этого Кодекса);
  • проводят торговую деятельность исключительно с использованием следующих видов товаров отечественного производства: хлеба и хлебобулочных изделий; муки пшеничной и ржаной; соли, сахара, масла подсолнечного и кукурузного; молока и молочной продукции, кроме молока и сливок сгущенных с примесями и без них; продуктов детского питания; безалкогольных напитков; мороженого; говядины и свинины; домашней птицы; яиц; рыбы; ягод и фруктов; меда и других продуктов пчеловодства, пчелоинвентаря и средств защиты пчел; картофеля и плодоовощной продукции; комбикорма для продажи населению (абзац «е» пп. 267.1.2 п. 267.1 ст. 267 Кодекса);
  • являются плательщиками единого налога (пп. 5 п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса).

В случае если физическое лицо — предприниматель, являющееся плательщиком сбора, осуществляет торговлю товарами согласно перечню, приведенному в п. 267.2 ст. 267 Налогового кодекса, оно приобретает льготный торговый патент.

Порядок и сроки уплаты сбора, порядок приобретения и использования торгового патента, срок его действия определены ст. 267 Налогового кодекса. Подробно на этих вопросах в настоящей статье не будем останавливаться, отметим только особенности патента для осуществления выездной торговли.

Согласно пп. 267.6.6 п. 267.6 этой статьи торговый патент, выданный для ведения торговой деятельности с использованием передвижной торговой сети (автомагазинов, развозок и т. п.), действует на территории Украины. Его оригинал должен быть размещен на табличке в автомагазинах, на развозках и других видах передвижной торговой сети, а также на лотках, прилавках и других видах торговых точек, открытых в отведенных для торговой деятельности местах.

Указанный сбор физические лица — предприниматели, осуществляющие торговлю через передвижную торговую сеть, уплачивают по месту своей регистрации, а те, которые осуществляют торговлю на ярмарках, выставках-продажах и других кратковременных мероприятиях, связанных с демонстрацией и продажей товаров, — по месту ведения такой деятельности (пп. 267.5.1 п. 267.5 этой статьи). Кстати, в случае торговли на ярмарках, выставках-продажах и т. п. физическое лицо — предприниматель приобретает краткосрочный торговый патент (пп. 267.4.7 п. 267.4 этой статьи).

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42