Налог на прибыль

Бесплатная медицинская помощь работникам: налоговый учет

Охрана здоровья — одно из приоритетных направлений государственной деятельности. В целях обеспечения благоприятных и безопасных условий труда, а также высокого уровня трудоспособности, а при необходимости — предоставления первой медицинской помощи своим работникам работодатели отдельных предприятий должны иметь пункты бесплатной медицинской помощи.
В этой статье предлагаем рассмотреть особенности признания в налоговом учете расходов, понесенных предприятием на содержание и эксплуатацию таких пунктов, расходов на проведение профилактического осмотра работников и т. п.


Расходы на содержание пунктов бесплатной медицинской помощи

Следует отметить, что действующее законодательство Украины не содержит запретов на создание медицинских пунктов бесплатной медицинской помощи на каком-либо предприятии. Но, как правило, такие пункты создают и содержат крупные предприятия или те, на которых обязательность наличия медпункта обусловлена спецификой деятельности, в частности автотранспортные предприятия. Наличие медпунктов на этаких предприятиях предусмотрено Законом о дорожном движении.

Так, ст. 46 этого Закона установлено, что для медицинского контроля обслуживания водителей и их оздоровления предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и хозяйствования при численности водителей 100 и более человек создаются ведомственные специализированные медицинские, фельдшерские и оздоровительные пункты, медико-санитарные части, поликлинические отделения и учреждения здравоохранения, а при численности водителей меньше 100 человек с территориальными медицинскими учреждениями заключаются договоры на их медицинское обслуживание.

Предприятия, организации и учреждения, при которых создаются медицинские пункты, обязаны содержать помещения этих пунктов в надлежащем состоянии, обеспечивать их отоплением, освещением, водоснабжением, охраной и т. п. Кроме того, медицинский персонал этих пунктов (за исключением государственных учебных заведений, предприятий для инвалидов и объектов с особым режимом труда) содержится за счет таких предприятий. То есть на вышеуказанные цели предприятие осуществляет соответствующие расходы. Как известно, для целей налогового учета налогоплательщик при определении объекта обложения налогом на прибыль имеет право учитывать только расходы, связанные с его хозяйственной деятельностью.

Напомним, что для целей налогообложения хозяйственная деятельность — это деятельность лица, которая связана с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направлена на получение прибыли и проводится таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам (пп. 14.1.36 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Под расходами следует понимать сумму любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых для ведения хозяйственной деятельности плательщика, в результате которых происходит уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, вследствие чего происходит уменьшение собственного капитала (кроме изменений капитала за счет его изъятия или распределения собственником) (пп. 14.1.27 указанного пункта).

Учитывая то, что расходы на содержание и эксплуатацию пунктов бесплатной медицинской помощи и профилактики работников только частично связаны с осуществлением хозяйственной деятельности плательщика налога, такие расходы относятся к расходам двойного назначения.

Возможность отнесения указанных расходов при расчете налоговых обязательств по налогу на прибыль предусмотрена абзацем вторым пп. 140.1.1 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса.

В частности, этим подпунктом предусмотрено, что расходы, понесенные плательщиком налога на содержание и эксплуатацию пунктов бесплатной медицинской помощи и профилактики работников, в том числе на обеспечение медикаментами, медицинским оборудованием, инвентарем, а также расходы на заработную плату наемных работников этих учреждений относятся к налоговым расходам. При этом следует помнить, что расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление таких расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II Налогового кодекса (п. 138.2 ст. 138 этого Кодекса).

 Следует отметить, что такие расходы в налоговом учете может учитывать только тот плательщик налога, у которого наличие пунктов бесплатной медицинской помощи и профилактики работников предусмотрено соответствующим законодательством.

В остальных случаях если предприятие имеет пункт бесплатного медицинского осмотра наемных работников, то расходы на его содержание, эксплуатацию и обеспечение деятельности не учитываются при определении объекта налогообложения, а обеспечиваются за счет прибыли.

Расходы на обязательные медицинские осмотры работников

Обязательность проведения медицинских осмотров работников определенных категорий предусмотрена ст. 17 Закона об охране труда.

В частности, этой статьей установлено, что работодатель обязан за свои денежные средства обеспечить финансирование и организовать проведение предварительного (при принятии на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опас-ными условиями труда или таких, где необходим профессиональный отбор, ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 года. По результатам периодических медицинских осмотров при необходимости работодатель должен обеспечить проведение соответствующих оздоровительных мероприятий. Медицинские осмотры проводятся соответствующими учреждениями здравоохранения, работники которых несут ответственность согласно законодательству за соответствие медицинского заключения фактическому состоянию здоровья работника. Порядок проведения медицинских осмотров определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

Расходы, осуществленные на вышеуказанные мероприятия, учитываются плательщиком налога в составе расходов при определении объекта обложения налогом на прибыль соответствующего отчетного периода на основании пп. 140.1.1 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса с учетом требований п. 7 Перечня № 994. Право на включение таких расходов в налогооблагаемые имеют те плательщики налога, которые доказывают документально их принадлежность к собственной хозяйственной деятельности.

Таким образом, расходы на проведение медицинского осмотра работников учитываются при исчислении объекта налогообложения, если для этой категории работников медицинский осмотр является обязательным согласно законодательству.

Указанные расходы должны быть подтверждены первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета. В других случаях такие расходы не учитываются в составе налоговых расходов при определении объекта налогообложения.

Вместе с тем в Налоговом кодексе, а также профильных законах и нормативных актах довольно часто упоминается положение коллективного договора как одно из обязательных условий осуществления предприятием тех или иных расходов.

Так, ст. 13 КЗоТ предусмотрена норма, в соответствии с которой в коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон относительно регулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности таких, как:

  • обеспечение жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организация оздоровления и отдыха работников. Аналогичная норма определена также ст. 7 Закона о коллективных договорах.

Таким образом, расходы (кроме подлежащих амортизации), осуществленные в порядке, установленном законодательством, на содержание и эксплуатацию пунктов бесплатной медицинской помощи, проведение обязательного предварительного, периодического и внепланового медицинского осмотра работников можно учитывать в составе расходов плательщика налога, который обеспечивает документально принадлежность указанных расходов или их отдельных частей к собственной хозяйственной деятельности, их фактическое понесение, а также фиксацию в коллективном договоре.

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42