Другие налоги

Получение услуг ЭЦП и представление отчетности в электронном виде

В соответствии с п. 49.3 ст. 49 Налогового кодекса налоговая декларация представляется по выбору налогоплательщика, если иное не предусмотрено этим Кодексом, одним из следующих способов:

  • лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
  • отправляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  • средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Обязательность представления налоговой отчетности в контролирующие органы исключительно в электронной форме с соблюдением условия регистрации электронной подписи подотчетных лиц введена только для налогоплательщиков, относящихся к крупным и средним предприятиям (п. 49.4 вышеуказанной статьи Кодекса). Другие плательщики имеют право направлять отчетность в электронной форме по собственному желанию.

Создание налогового документа в электронном виде осуществляется в соответствии с утвержденным форматом (стандартом) с помощью специализированного программного обеспечения с обязательным наложением электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП) должностных лиц налогоплательщика.

Услуги ЭЦП для электронной отчетности можно получить в аккредитованных центрах сертификации ключей, с которыми Миндоходов Украины заключен договор для представления налоговой отчетности налогоплательщиками с применением электронной цифровой подписи (http://minrd.gov.ua/elektronna-zvitnist/platnikam-podatkiv-pro/informatsiyno-analitichne-za/perelik-akreditovanih-tsent/).

Так, Аккредитованный центр сертификации ключей Информационно-справочного департамента Миндоходов (далее — АЦСК ИСД Миндоходов) предоставляет услуги ЭЦП органам государственной власти, местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности, другим субъектам хозяйственной деятельности и физическим лицам на бесплатной основе.

Необходимыми условиями для налогоплательщика, изъявившего желание представлять налоговую отчетность в электронном виде, является наличие:

  • компьютера с операционной системой Windows (версии от Windows XP SP 3 к Windows 8) с доступом к сети Интернет;
  • действующих усиленных сертификатов ключей ЭЦП должностных лиц, подписывающих отчетность, и электронной печати (для физических лиц — предпринимателей — печать при наличии);
  • специализированного программного обеспечения для формирования, подписания и представления налоговой отчетности в органы доходов и сборов («Податкова звітність», «ДПС Захист Звітності», онлайн-сервисы iFin Zvit, «Соната» и т. п.).

 

Получение услуг ЭЦП

Прежде всего следует ознакомиться с Регламентом АЦСК ИСД Миндоходов и условиями Договора «О предоставлении услуг электронной цифровой подписи». Для этого необходимо перейти на официальный информационный ресурс АЦСК ИСД Миндоходов http://acskidd.gov.ua (далее — веб-сайт) в раздел «Регистрация пользователей», где также размещен перечень регистрационных документов (образцы их заполнения) для каждой категории налогоплательщиков, а также другая полезная информация.

Документы для получения услуг ЭЦП юридическим лицом:

  • заполненная и подписанная регистрационная карточка (для юридического лица), при необходимости — с приложением к разделу второму этой карточки, в двух экземплярах;
  • оригинал устава юридического лица (положения об учреждении, филиале) или его нотариально заверенная копия (предоставляется исключительно для ознакомления);
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя заявителя (копия приказа о назначении и т. п.);
  • документы, подтверждающие принадлежность подписывающего лица к юридическому лицу — заявителю и его полномочия, удостоверенные печатью и личной подписью руководителя юридического лица;
  • копии паспортов заявителя и подписывающего лица (копии страниц 1 — 4), удостоверенные собственноручными подписями (в случае если из-за религиозных убеждений физическое лицо отказалось от идентификационного номера, представляется копия страницы паспорта с отметкой о таком отказе);
  • копия учетной карточки налогоплательщика* (справки о присвоении идентификационного номера ГРФЛ руководителя и главного бухгалтера), в случае если формируются сертификаты для руководителя и бухгалтера.

Следует обратить внимание на то, что копии и извлечения, кроме нотариально заверенных, удостоверяются подписью руководителя юридического лица и его печатью, а также подписью уполномоченного лица АЦСК ИСД Миндоходов, которому предъявляются копии вместе с оригиналами.

Документы для получения услуг ЭЦП физическим лицомпредпринимателем:

  • заполненная и подписанная регистрационная карточка (для физического лица/физического лица — предпринимателя) в двух экземплярах;
  • копия паспорта подписывающего лица (копии страниц 1 — 4), удостоверенная собственноручной подписью (в случае если из-за религиозных убеждений физическое лицо отказалось от идентификационного номера, представляется копия страницы паспорта с отметкой о таком отказе);
  • копия учетной карточки налогоплательщика — подписывающего лица (справки о присвоении идентификационного номера ГРФЛ)*.

Документы для получения услуг ЭЦП наемными работниками физического лицапредпринимателя:

  • заполненная и подписанная регистрационная карточка (для физического лица/физического лица — предпринимателя), с приложением к разделу второму этой карточки, в двух экземплярах**;
  • копия паспорта заявителя и подписывающего лица (копии страниц 1 — 4), удостоверенная собственноручной подписью (в случае если из-за религиозных убеждений физическое лицо отказалось от идентификационного номера, копия страницы паспорта с отметкой о таком отказе);
  • копия учетной карточки налогоплательщика — заявителя и подписывающего лица (справки о присвоении идентификационного номера ГРФЛ)*;
  • копия (заверенная физическим лицом — предпринимателем) и оригинал трудового договора с отметкой о регистрации в центре занятости (предоставляется исключительно для ознакомления).

Копии и извлечения, кроме нотариально заверенных, удостоверяются подписью физического лица — предпринимателя и его печатью (при наличии), а также подписью уполномоченного лица АЦСК ИСД Миндоходов, которому предъявляются копии вместе с оригиналами.

Документы для получения услуг ЭЦП физическим лицом:

  • заполненная и подписанная регистрационная карточка (для физического лица/физического лица — предпринимателя) в двух экземплярах;
  • копия паспорта заявителя (копии страниц 1 — 4), удостоверенная собственноручной подписью (в случае если из-за религиозных убеждений физическое лицо отказалось от идентификационного номера, представляется копия страницы паспорта с отметкой о таком отказе);
  • копия учетной карточки налогоплательщика (справки о присвоении идентификационного номера ГРФЛ)*.

Необходимо обратить внимание на то, что использование факсимильной подписи при удостоверении документов не допускается.

Документы, имеющие подчистки, дописки, зачеркнутые слова, другие неоговоренные исправления или надписи карандашом, а также повреждения, вследствие чего их текст невозможно прочитать, к рассмотрению не принимаются. Поэтому для избежания ошибок перед заполнением документов следует ознакомиться с памятками заполнения регистрационных карточек, размещенными на веб-сайте АЦСК ИСД Миндоходов.

С заполненной регистрационной карточкой, регистрационными документами для получения услуг ЭЦП и документом, удостоверяющим личность согласно требованиям законодательства (паспорт гражданина Украины и т. п.), налогоплательщику необходимо обратиться в любое представительство АЦСК ИСД Миндоходов по адресу, указанному на официальном информационном ресурсе в разделе «Контакты».

Следует отметить, что в пределах услуг ЭЦП предоставление носителей ключевой информации не предусмотрено. Генерация личных ключей подписывающих лиц выполняется на носителе клиентов (сменные флеш-носители, оптические носители CD/DVD для записи, защищенные носители ключевой информации и т. п.). При этом каждый личный ключ подписывающего лица должен быть записан на отдельный носитель информации. Например, представителю юридического лица необходимо иметь при себе три электронных носителя информации (для ключей директора, бухгалтера и электронной печати).

В случае невозможности личного присутствия заявителя в АЦСК ИСД Миндоходов он может быть представлен доверенным лицом. В этом случае заявитель предоставляет доверенность, удостоверенную подписью руководителя предприятия с приложением его печати (для физических лиц — предпринимателей при отсутствии печати и физических лиц подается нотариально удостоверенная доверенность), на осуществление процедуры регистрации заявителя в реестре подписывающих лиц и генерации ключей подписывающего лица в АЦСК ИСД Миндоходов.

Следует отметить, что работники органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности в соответствии с требованиями Порядка № 1452 лично генерируют ключи ЭЦП непосредственно в учреждении или в аккредитованном центре сертификации ключей. Генерация ключей таких работников по доверенности не разрешается.

Согласно положениям Регламента АЦСК ИСД Миндоходов усиленные сертификаты открытых ключей выдаются исключительно в электронном виде путем их размещения на веб-сайте. Срок действия усиленных сертификатов ключей не превышает двух лет с момента их формирования.

В соответствии с Законом об электронной цифровой подписи подписывающее лицо обязано хранить личный ключ и пароль к нему в тайне, не передавать его другим лицам (даже по доверенности). При утере/повреждении личного ключа или подозрения, что пароль защиты личного ключа стал известен другим лицам, необходимо срочно обратиться в представительство АЦСК ИСД Миндоходов, в котором получались услуги ЭЦП, для дальнейшей блокировки или отмены усиленного сертификата ключа.

Порядок блокировки, восстановления и отмены усиленных сертификатов ключей можно просмотреть на веб-сайте в разделе «Блокировка, восстановление, отмена сертификатов» или в разделе шестом Регламента АЦСК ИСД Миндоходов.

Заключение Договора «О признании электронных документов»

Общие принципы организации информационного обмена при представлении налогоплательщиками налоговой отчетности в контролирующие органы в электронной форме с использованием ЭЦП определены Инструкцией по подготовке и представлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом № 233.

Перед представлением налоговой отчетности в электронной форме налогоплательщику необходимо заключить Договор «О признании электронных документов» с органами доходов и сборов. Такой договор заключается в электронном виде с помощью избранного налогоплательщиком программного обеспечения (онлайн-сервиса) для подписания и представления электронной отчетности.

Договор подписывается налогоплательщиком с использованием собственных ключей и усиленных сертификатов ключей, сформированных АЦСК ИСД Миндоходов. Реквизиты, необходимые для заполнения соответствующих полей Договора «О признании электронных документов», можно получить в органе доходов и сборов по месту учета.

Если налогоплательщик состоит на учете в качестве плательщика отдельного налога в нескольких контролирующих органах, то для представления налоговой отчетности в электронном виде в контролирующие органы такой налогоплательщик должен заключить Договор «О признании электронных документов» и провести обмен усиленными сертификатами ключей с каждым отдельным контролирующим органом.

Договор действует до истечения срока действия усиленных сертификатов ключей. Если налогоплательщик представляет в контролирующий орган новые усиленные сертификаты ключей, этот договор считается пролонгированным до истечения срока действия новых усиленных сертификатов ключей.

Договор «О признании электронных документов» рассматривается органом доходов и сборов в течение пяти дней, причем отчетность можно представлять только после заключения указанного договора.

Формирование и представление налоговой отчетности

После того, как Договор «О признании электронных документов» заключен, необходимо сформировать налоговую отчетность с помощью программного обеспечения «Податкова звітність» (находится на официальном информационном ресурсе Миндоходов Украины http://minrd.gov.ua в разделе «Электронная отчетность/Налогоплательщикам об электронной отчетности/Программное обеспечение») или другого предназначенного для этого программного обеспечения.

Подписать и направить сформированный отчет на единый адрес Информационного портала Миндоходов Украины zvit@sta.gov.ua можно с помощью любого программного обеспечения или онлайн-сервисов, указанных на веб-сайте.

Перечень программного обеспечения (онлайн-сервисов), которые можно использовать при формировании и подписании отчетности с использованием усиленных сертификатов ключей, сформированных АЦСК ИСД Миндоходов, приведен в разделе «Программное обеспечение» веб-сайта.

Подтверждением получения Миндоходов Украины налоговой отчетности налогоплательщика в электронном виде является первая квитанция, которую направляют такому плательщику после расшифровки и проверки усиленного сертификата ключа. Если налогоплательщик не получил на свой электронный адрес первую квитанцию, то отчетный документ считают неполученным.

Подтверждением приема представленной отчетности является вторая квитанция. Ее направляют в текстовом формате с указанием реквизитов принятого налогового документа в электронной форме, даты ее приема, регистрационного номера, налогового периода и данных отправителя квитанции. На вторую квитанцию налагают ЭЦП Миндоходов Украины. Ее шифруют и направляют налогоплательщику (второй экземпляр хранят в Миндоходов Украины). При этом датой и временем представления налогового документа в электронном виде считаются дата и время, зафиксированные в первой квитанции.

Повторное направление налоговой отчетности при исправлении показателей

Плательщик имеет право повторно направить налоговые декларации, расчеты в случае исправления ошибок до истечения предельного срока представления декларации, указав при этом тип документа «Звітний новий». Если налогоплательщик направил несколько экземпляров одного налогового документа (в случае исправления, неполучения первой квитанции и т. п.), то оригиналом считается электронный документ, полученный последним, при условии, что он был принят в базу данных Миндоходов Украины и налогоплательщику поступила об этом вторая квитанция.

Представление отчетности по единому социальному взносу на общеобязательное государственное социальное страхование в электронном виде

Со вступлением в силу Закона № 404 и с целью подготовки налогоплательщиков к представлению отчетности по единому социальному взносу на общеобязательное государственное социальное страхование в электронном виде Миндоходов Украины разработаны электронные форматы в соответствии с приказом № 454.

Информация о бесплатном программном обеспечении (онлайн-сервисах), которое можно использовать при формировании и подписании отчетности по единому социальному взносу с использованием бесплатных усиленных сертификатов ключей, сформированных АЦСК ИСД Миндоходов, можно получить по ссылке http://minrd.gov.ua/elektronna-zvitnist/platnikam-podatkiv-pro/povidomlennya-platnikam-pod/112820.html.

Электронный кабинет налогоплательщика

Электронный кабинетэто персональное автоматизированное рабочее место плательщика, работать в котором он может с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, после авторизации без использования специально установленного клиентского применения. Электронный кабинет является защищенным, персонализированным и безопасным электронным сервисом, преимуществом которого является представление налоговой отчетности в режиме реального времени. С помощью этого сервиса налогоплательщик имеет возможность:

  • подготовить, заполнить и направить налоговую отчетность в электронном виде;
  • просматривать данные о состоянии расчетов с бюджетом (карточки лицевых счетов).

Плательщик сразу увидит, как показатели отчетности повлияли на состояние его расчетов с бюджетом. Налоговая отчетность будет представляться пакетом, то есть декларация со всеми приложениями. На каждый принятый пакет документов будет выдаваться одна квитанция о принятии декларации. В дальнейшем возможности электронного кабинета будут расширены. Так, например, плательщики смогут просматривать документы, выданные органами доходов и сборов, формировать и заполнять платежные документы по уплате налогов, рассчитывать пеню, подавать заявления на регистрацию плательщиком отдельных налогов, получать консультационные услуги и т. п.

____________
*В случае если из-за религиозных убеждений физическое лицо отказалось от идентификационного кода, копия учетной карточки налогоплательщика не подается.
**Если физическое лицо — предприниматель не нуждается в формировании на себя усиленного сертификата, раздел второй не заполняется, кроме полей, где удостоверяется регистрационная карточка.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42