Статьи

Пейте на здоровье

Об акцизной политике в отношении пива

Программой экономических реформ на 2010 — 2014 годы предусмотрено перенесение налоговой нагрузки на потребление алкоголя и создание стимулов для здорового образа жизни вследствие повышения акцизов на алкоголь. Вместе с тем эксперты считают, что ни в коем случае нельзя мерять весь алкоголь одной меркой. По их мнению, многоразовое повышение акциза, в частности на пиво, не соответствует положениям вышеуказанной Программы, а также принципам сбалансированности интересов и недопущения дискриминации в отношении отдельных сфер производства.
В свою очередь пивовары предлагают общественности посмотреть на этот продукт с позиции развитых стран, где пиво уже давно позиционируется как умеренно легкий алкогольный напиток, и все чаще говорят о вреде именно крепкого алкоголя.


Пиво как образец цивилизованного потребления алкоголя

В последнее время в украинском обществе активно формируется мысль, что население страны, особенно молодежь, потребляет слишком много алкоголя, в частности пива. На самом деле многие исследования свидетельствуют о том, что в Украине ситуация не настолько критическая: государство — на 23 месте среди европейских стран по количеству потребления пива. Более того, крупные производители говорят об огромном потенциале отечественного рынка. По их мнению, если сравнивать со средним уровнем потребления пенного напитка в Европе, рынок пивоварения имеет вырасти еще приблизительно на треть.

В большинстве развитых стран мира пиво считается умеренной альтернативой крепким алкогольным напиткам, более социально приемлемым продуктом. Такое отношение находит отражение в правовой регуляции пивного рынка. Например, в европейских странах с высоким социальным благополучием, в частности в Австрии, Бельгии, Болгарии, Греции, на Кипре, в Дании, Испании, Германии, Нидерландах, Словении, Чехии, Швейцарии, Швеции, продажа пива осуществляется без лицензий. В странах ЕС, а также в США средний уровень соотношения налогов на крепкий алкоголь и на пиво составляет 3,4 к 1. Ограничения в рекламе спиртных напитков в странах ЕС касаются преимущественно крепкого алкоголя. Большинство стран Европы ограничивают спонсорство спортивных и других мероприятий только производителям крепкого алкоголя, без введения запретов в отношении пивных компаний. Вместе с тем в Украине лоббируется предложение существенного повышения акциза на пиво, которое, по мнению инициаторов такого шага, снизит уровень «пивного алкоголизма» в стране и значительно пополнит госбюджет.

Пивовары убеждены в противоположном: стремительный и экономически необоснованный рост акцизов неизбежно приведет к падению производства, что в итоге уменьшит поступления в бюджет от пивной отрас-ли. Вследствие вымывания денежных средств из обращения предприятия пивоваренной и сопредельных отраслей будут вынуждены либо нарушать финансовые обязательства по кредитам, или вообще закрываться.

Из истории

С 1996 г. в пивную отрасль начали поступать крупные инвестиции, составившие в настоящее время около 3 млрд. дол. В результате была существенно модернизована производственная база пивоваренной отрасли, значительно подняты стандарты безопасности производства, созданы новые высокооплачиваемые рабочие места, улучшено качество произведенной продукции. Вместе с пивоварами успешно развивались также производители солода и фермеры, выращивавшие ячмень. Вдруг в 2009 г. акциз на пиво был фактически удвоен (94%), и развитие отрасли практически прекратилось.

Поскольку цена на пиво возросла, оно стало менее доступным для потребителей. Вместе с тем подорожала продовольственная корзина, поэтому пиво, не являющееся продуктом первой необходимости, невольно пользуется меньшим спросом.

В 2012 г. производство пива по сравнению с 2008 г. сократилось на 6,2%. В этот период предприятия ключевых игроков пивного рынка загружены в среднем на 70 — 75%. По итогам августа отечественные пивоваренные компании снизили производство на 9,5% по сравнению с августом 2012 г. Упали также объемы продаж, что эксперты объяс-няют так называемой низкой лояльностью к пивным брендам и подорожанием пива.

Оптимизируя постоянные расходы, лидеры рынка в несезонный период вынуждены сокращать рабочие смены. По прогнозам аналитиков, из-за падения производства без работы могут остаться более 10 тыс. работников, задействованных в цепи производства и продажи пива. Ныне также фигурирует цифра 190 млн. грн. Именно такая сумма может понадобиться для выплаты пособий работникам пивной отрасли в связи с безработицей, связанной с нынешними тенденциями.

«Пивной алкоголизм». Что это?

История не знает примеров, чтобы хотя бы в одной стране мира проводилась специальная кампания по уменьшению потребления пива как составляющая в борьбе с алкоголизмом. «Пивной алкоголизм» — это не более чем выдумка, которая кому-то выгодна. Если ознакомиться с перечнем зарегистрированных заболеваний в справочнике Всемирной организации здравоохранения, то не остается сомнений, что алкоголизм бывает только один — это болезненная страсть к употреблению любых спиртных напитков.

Термин «пивной алкоголизм» был придуман водочным лобби в России в конце 90-х годов прошлого века. Производителям водки выгодно обвинять пиво в «особой форме алкоголизма». Ведь активное развитие пивоваренной отрасли повлияло на выбор населения, отдавшего предпочтение легкому алкогольному напитку.

Украина входит в десятку стран по количеству людей, которые почти не употребляют алкоголь. Вместе с тем она занимает второе место по проценту граждан, употребляющих алкоголь чрезмерно. Такая ситуация, по мнению экспертов, характерна для стран со слишком высоким уровнем потребления крепкого алкоголя и отсутствием культуры потребления алкогольных напитков.

По данным Миздрава Украины, повышение уровня потребления пива вместо крепкого алкоголя в последнее десятилетие уменьшило показатели заболеваний граждан от чрезмерного употребления алкоголя.

Пиво в противоположность крепким спиртным напиткам побуждает к умеренному потреблению. Хотя любым алкогольным напитком можно злоупотреблять, сравнивать водку и другой крепкий алкоголь с пивом по меньшей мере некорре-ктно. Напиток со средним содержанием спирта 40% имеет концентрацию алкоголя от 8 до 10 раз больше, чем пиво с содержанием спирта 4 — 5%. Почитатель крепкого напитка упот-ребляет в одном глотке алкоголь, эквивалентный содержащемуся в бутылке пива 0,33 л. Крепкие напитки также часто выступают сильнодействующим концентратом в смешанных напитках. Содержание алкоголя в таких напитках тяжелее предугадать, чем в пиве, как и последствия употребления таких напитков.

Алкогольная политика. Давно пора!

Современный тренд — формирование у населения ответственного отношения к потреблению алкоголя и продуманная акцизная политика в отношении алкогольных напитков. И здесь не обойтись без принятия концепции алкогольной политики на законодательном уровне. По мнению аналитиков, алкогольная политика должна стать государственной политикой, направленной на снижение уровня смерт-ности, заболеваемости и социальных проблем, связанных с алкоголем.

На фоне экономического кризиса разговор о необходимости принятия алкогольной политики приобретает дополнительную актуальность. По данным Всемирной организации здравоохранения, в ЕС государственные расходы на преодоление проблем, связанных с употреблением алкоголя, составляют 66 млрд. евро, причем большая часть приходится именно на косвенные расходы, связанные с потреблением алкоголя. Принятие концепции алкогольной политики поможет экономике Украины уменьшить расходы на лечение, а государству — стать на ступеньку выше в борьбе за здоровье нации.

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42