Оплата труда

Новый Закон о занятости населения

Наиболее важными событиями в сфере занятости населения в текущем году являются вступление 01.01.2013 г. в силу нового Закона о занятости населения и разработка механизмов его реализации.


Этим Законом определены правовые, экономические и организационные принципы государственной политики в сфере занятости населения, гарантии государства по защите прав граждан на труд и реализации их прав на социальную защиту от безработицы.

Рассмотрим основные новшества, введенные комментируемым Законом 01.01.2013 г., в частности:

  • механизм стимулирования работодателей к созданию новых рабочих мест;
  • трудоустройство неконкурентоспособных граждан;
  • компенсация 50% единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос);
  • получение ваучера на обучение;
  • 5-процентная квота по трудоустройству граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству.

Компенсация 50% единого взноса

Одним из новшеств Закона о занятости населения является введение механизма стимулирования работодателей к созданию новых рабочих мест.

Работодателю, который обеспечивал создание новых рабочих мест и выплачивал трудоустроенным на новые рабочие места заработную плату в размере не меньше трех минимальных заработных плат, предоставляется право на уменьшение в течение следующего года размера единого взноса на 50% за каждого трудоустроенного на такое рабочее место в предшествующем году. Такая норма закреплена в ст. 24 Закона о занятости населения. Компенсация 50% единого взноса осуществляется согласно Порядку № 153.

Действие этого Порядка распространяется на работодателей (субъектов хозяйствования), которые начиная с 2013 г.:

  • создают новые рабочие места и трудоустраивают на них лиц путем заключения трудового договора;
  • в течение 12 календарных месяцев со дня заключения трудового договора с лицом, трудоустроенным на новое рабочее место, ежемесячно осуществляют выплаты ему заработной платы в размере не меньше трех минимальных заработных плат.

Если работодатель обеспечил соблюдение указанных требований, он получает право на компенсацию фактических расходов в размере 50% суммы начисленного единого взноса в течение следующих 12 календарных месяцев при условии сохранения уровня заработной платы в размере не меньше трех минимальных заработных плат в месяце уплаты единого взноса за лицо, трудоустроенное на новое рабочее место.

В случае уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель утрачивает право на компенсацию.

Действие Порядка № 153 не распространяется на работодателей — субъектов хозяйствования, созданных в результате прекращения другого юридического лица в течение 12 месяцев, предшествовавших созданию нового рабочего места, и на бюджетные учреждения.

Трудоустройство граждан, недостаточно конкурентоспособных на рынке труда

Еще одним механизмом стимулирования роста занятости является выплата компенсации работодателю, который трудоустраивает на новое рабочее место граждан, недостаточно конкурентоспособных на рынке труда (в частности, молодежь, женщины, дети-сироты), в размере единого взноса за соответствующее лицо в месяц, за который он уплачен. Компенсация выплачивается в течение одного года со дня трудоустройства лица при условии сохранения занятости в течение двух лет.

Соответствующая норма предусмотрена ст. 26 Закона о занятости населения. Механизм компенсации работодателю выплат в размере единого взноса определен постановлением № 347. Компенсация работодателю выплачивается ежемесячно в течение одного года со дня трудоустройства лица при условии сохранения его занятости в течение двух лет.

Создание новых рабочих мест субъектами малого предпринимательства

Важным нововведением Закона о занятости населения является включение в систему регулирования рынка труда мероприятий по введению стимулирования отечественного производства к созданию новых рабочих мест в приоритетных отраслях экономики.

Так, субъект малого предпринимательства, который создает новые рабочие места и трудоустраивает на них безработных на два года, в течение года получает ежемесячную компенсацию в размере единого взноса за соответствующее лицо в месяц, за который он уплачен. Соответствующая норма предусмотрена ст. 27 Закона о занятости населения. Механизм компенсации определен постановлением № 347.

При этом работники, принятые на работу с выплатой компенсации, не могут быть уволены по инициативе работодателя.

Повышение конкурентоспособности молодежи и лиц в возрасте от 45 лет

Для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда также введены определенные законодательные рычаги. Студенты высших и учащиеся профессионально-технических учебных заведений, которые продолжают обучение, имеют право проходить стажировку по профессии (специальности), по которой приобретается образование, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования на условиях, определенных договором о стажировке, с выплатой им заработной платы согласно установленным системам оплаты труда.

В целях привлечения к труду по соответствующей профессии (специальности) в селах и поселках молодому работнику, заключившему трудовой договор на срок не менее чем три года с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными в сельской местности, предоставляется единовременная адресная помощь в десятикратном размере минимальной заработной платы. Таким лицам предоставляется жилье на срок работы, которое в случае, если молодой работник проработает в таком населенном пункте не меньше десяти лет, передается ему в собственность.

Кроме того, лица в возрасте от 45 лет (страховой стаж более 15 лет) будут иметь право на однократное получение «ваучера» для поддержания их конкурентоспособности путем переподготовки, специализации, повышения квалификации по профессиям и специальностям для приоритетных видов экономической деятельности. Выбор профессии (специальности) из утвержденного перечня, формы и места обучения осуществляется лицом. Предусмотрено также введение механизма подтверждения профессиональной квалификации, полученной путем неформального обучения, и т. п.

5-процентная квота по трудоустройству граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству

Важно обратить внимание работодателей на то, что новым Законом о занятости населения предусмотрено установление квоты для трудоустройства категорий граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, предприятиями, учреждениями и организациями с численностью штатных работников свыше 20 человек в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предшествующий календарный год.

Статьей 14 Закона о занятости населения определены категории, имеющие дополнительные гарантии в содействии трудоустройству.

Для трудоустройства указанных граждан (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, норматив трудоустройства на работу которых определяется согласно Закону № 875) предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников свыше 20 человек устанавливается квота в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предшествующий календарный год.

Работодатели самостоятельно рассчитывают указанную квоту с учетом численности граждан, которые на условиях полной занятости уже работают на предприятиях, в учреждениях и организациях и относятся к неконкурентоспособным на рынке труда (кроме инвалидов), а также обеспечивают их трудоустройство самостоятельно. Работодатели могут обратиться за содействием для трудоустройства данной категории граждан в территориальные органы Государственной службы занятости. Обязательным условием соблюдения работодателями квоты считается трудоустройство таких граждан, о чем работодатели информируют ежегодно путем предоставления информации за отчетный период (год) по форме, приведенной в приложении к Порядку № 271. Такой отчет представляется предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности с численностью штатных работников свыше 20 человек ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Кроме того, Законом о занятости населения упорядочивается согласно европейским стандартам деятельность субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющих услуги по посредничеству в трудоустройстве, регулируются вопросы найма работников такими учреждениями для выполнения работы у другого работодателя.

Предусмотрено предоставление лицам, которые будут обращаться в территориальные органы Государственной службы занятости, статуса безработного независимо от зарегистрированного места жительства или нахождения с первого дня регистрации в территориальном органе.

Нормами Закона о занятости населения закреплено, что право на занятость имеют на равных с гражданами Украины также лица, признанные в Украине беженцами, которым предоставлено убежище в Украине, признанные нуждающимися в дополнительной защите, которым предоставлена временная защита, и другие в соответствии с нормами действующего законодательства.

Также указанным Законом внесены изменения в Закон № 1533, которыми предусмотрено, что максимальный размер пособия по безработице не может превышать четырехкратный размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Закон запрещает работодателям предъявлять любые требования дискриминационного характера в объявлениях (рекламе) о работе и во время проведения отбора работников, а также требовать от лиц, ищущих работу, представления сведений о личной жизни, применять труд граждан без надлежащего оформления трудовых отношений, совершать действия, направленные на утаивание трудовых отношений.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42