Бухучет

Крупные налогоплательщики: особенности учета и представления отчетности

Согласно п. 64.7 ст. 64 Налогового кодекса порядок формирования Реестра крупных налогоплательщиков (далее — Реестр) на соответствующий год с учетом критериев, определенных этим Кодексом для крупных налогоплательщиков (далее — КНП), определяет Миндоходов Украины.

В случае включения налогоплательщика в Реестр на него распространяются нормы, установленные Налоговым кодексом для КНП.

После включения налогоплательщика в Реестр и получения уведомления Миндоходов Украины о таком включении плательщик обязан стать на учет в контролирующем органе, осуществляющем налоговое сопровождение КНП, с начала налогового периода (календарного года), на который сформирован Реестр.

В соответствии с пп. 10.2.1 п. 10.2 Порядка № 1588 в случае получения налогоплательщиком уведомления о включении/невключении его в Реестр такой плательщик обязан не позднее 15 ноября текущего года подать в указанный в таком уведомлении контролирующий орган по новому месту учета заявление по форме № 1-ОПП о постановке на учет с начала календарного года, на который сформирован Реестр.

Если КНП самостоятельно не стал на учет в контролирующем органе, осуществляющем сопровождение таких плательщиков, то Миндоходов Украины имеет право принять решение об изменении основного места учета и перевести такого плательщика на учет в контролирующие органы, осуществляющие сопровождение КНП.

В случае отсутствия по месту регистрации КНП контролирующего органа, осуществляющего сопровождение таких плательщиков, учет осуществляется или территориально ближайшим контролирующим органом, который осуществляет сопровождение КНП, или другим контролирующим органом.

При принятии решения о переведении КНП на учет в контролирующий орган, осуществляющий их сопровождение, либо другой контролирующий орган соответствующие контролирующие органы обязаны в течение 20 календарных дней после принятия такого решения осуществить постановку на учет/снятие с учета такого налогоплательщика.

В случае если Миндоходов Украины принято решение о переведении КНП на учет в контролирующий орган, осуществляющий сопровождение таких плательщиков, либо другой контролирующий орган, то после постановки его на учет по новому месту учета он обязан уплачивать налоги по месту предыдущего учета в контролирующих органах, а представлять налоговую отчетность и выполнять другие обязанности, предусмотренные этим Кодексом, — по новому месту учета.

Отбор крупных плательщиков

Отбор налогоплательщиков для включения в Реестр на следующий календарный год осуществляется на основании анализа информации о суммарных объемах доходов от всех видов деятельности за второе полугодие предыдущего года и первое полугодие текущего года и суммах уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контроль за которыми осуществляют контролирующие органы (п. 2.1 Порядка № 986).

Так, если по данным налоговой отчетности налогоплательщика доходы, которые учитываются при определении объекта налогообложения за второе полугодие 2012 г. и за первое полугодие 2013 г., превышают 500 млн. грн., а общая сумма уплаченных в государственный бюджет налогов по платежам, контроль за которыми возложен на контролирующие органы, за такой же период превышает 12 млн. грн., такие плательщики включаются в Реестр КНП.

На 2014 г. Реестр КНП утвержден приказом № 543.

Представление налоговой отчетности

Налогоплательщики, относящиеся к крупным предприятиям, представляют налоговые декларации в контролирующий орган в электронной форме с соблюдением условия регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством (п. 49.4 ст. 49 Налогового кодекса).

Аккредитованный центр сертификации ключей центрального органа Миндоходов Украины бесплатно предоставляет лицам, намеревающимся представить налоговую декларацию в электронной форме, услуги в сфере электронной цифровой подписи.

Электронная подпись — это данные в электронной форме, которые прилагаются к другим электронным данным или логически с ними связаны и предназначены для идентификации лица, подписавшего эти данные (ст. 1 Закона № 852).

Общие принципы организации информационного обмена при представлении налогоплательщиками налоговой отчетности в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи определены Инструкцией № 233.

Для представления налоговых документов в электронном виде налогоплательщик должен иметь:

  • специализированное программное обеспечение для формирования налоговых документов в электронном виде в утвержденном формате (стандарте);
  • доступ к сети Интернет и возможность отправки/приема электронных сообщений по электронной почте;
  • средство криптографической защиты информации (далее — средство КЗИ), совместимое по форматам данных со средствами КЗИ, используемыми в органах доходов и сборов;
  • действующие усиленные сертификаты открытых ключей, сформированных аккредитованным центром сертификации ключей для налогоплательщика и уполномоченных должностных лиц налогоплательщика, подписи которых являются обязательными для налоговой отчетности в бумажной форме.

Налоговые документы в электронном виде с обязательными реквизитами (в том числе с электронной цифровой подписью налогоплательщика (его должностных лиц)), представленные в соответствии с Инструкцией № 233, согласно законодательству являются оригиналами, имеют юридическую силу, должны храниться и могут использоваться в ходе судебного или досудебного разрешения споров.

При представлении налогового документа в электронном виде налогоплательщик имеет право не представлять налоговые документы на бумажных носителях.

Проверки крупных плательщиков

Продолжительность документальных плановых проверок для КНП не должна превышать 30 рабочих дней. Продление сроков их проведения возможно по решению руководителя контролирующего органа не более чем на 15 рабочих дней (п. 82.1 ст. 82 Налогового кодекса).

Продолжительность документальных внеплановых проверок КНП не должна превышать 15 рабочих дней. Продление сроков проведения таких проверок возможно по решению руководителя контролирующего органа не более чем на 10 рабочих дней (п. 82.2 вышеуказанной статьи Кодекса).

Основаниями для продления срока проверки являются:

  • заявление субъекта хозяйствования (в случае необходимости представления им документов, касающихся вопросов проверки);
  • сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени субъекта хозяйствования и/или его хозяйственных объектов.

Проведение документальной выездной плановой и внеплановой проверки КНП может быть приостановлено по решению руководителя контролирующего органа, оформляемого приказом, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку, с дальнейшим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок.

Приостановление документальной выездной плановой, внеплановой проверки прерывает течение срока ее проведения в случае вручения налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку копии приказа о таком приостановлении.

При этом проверка может быть приостановлена на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней, а в случае необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов о деятельности налогоплательщика, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления налогоплательщиком утерянных документов проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур.

Налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, которые относятся или связаны с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.

При этом КНП обязан также предоставить в электронной форме с соблюдением условия регистрации электронной подписи подотчетных лиц копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов (если такие документы создаются им в электронной форме), не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной выездной плановой, внеплановой проверки, документальной невыездной проверки (абзац второй п. 85.2 ст. 82 Налогового кодекса).

При проведении проверок должностные лица контролирующего органа имеют право получать у налогоплательщиков надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, свидетельствующих об утаивании (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов, платежей, нарушении требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (п. 85.4 вышеуказанной статьи Кодекса).

Автоматическое возмещение НДС

Критерии, одновременное соответствие которым дает право налогоплательщикам на получение автоматического бюджетного возмещения НДС, определены п. 200.19 ст. 200 Налогового кодекса.

Определение соответствия налогоплательщика критериям, приведенным в указанной норме Налогового кодекса, проводится в автоматизированном режиме в течение 15 календарных дней после предельного срока представления отчетности.

Автоматическое бюджетное возмещение НДС осуществляется по результатам камеральной проверки, которая проводится в течение 20 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации.

Контролирующий орган в течение трех рабочих дней после окончания проверки выдает органу, осуществляющему казначейское обслуживание бюджетных средств, заключение с указанием суммы, подлежащей автоматическому возмещению из бюджета.

Орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, выдает налогоплательщику сумму автоматического бюджетного возмещения НДС путем перечисления денежных средств с бюджетного счета на текущий банковский счет налогоплательщика в обслуживающем банке в течение трех операционных дней после получения заключения контролирующего органа.

Предлагаем ответы на вопросы, чаще всего поступающие в Центральный офис по обслуживанию крупных плательщиков.

Смена места учета крупного плательщика

По какому месту учета обязан уплачивать налоги и представлять налоговую отчетность КНП после постановки его на учет по новому месту учета?

В соответствии с абзацем последним п. 64.7 ст. 64  Налогового кодекса КНП, по которому Миндоходов Украины принято решение о переведении на учет в контролирующий орган, осуществляющий налоговое сопровождение КНП, либо другой контролирующий орган, после постановки его на учет по новому месту обязан уплачивать налоги по месту предыдущего учета в контролирующих органах, а представлять налоговую отчетность и выполнять другие обязанности, предусмотренные этим Кодексом, — по новому месту учета.

Следовательно, после постановки КНП на учет по новому месту уплачивать налоги такой плательщик обязан по месту предыдущего учета, а представлять налоговую отчетностьпо новому месту учета.

Представление отчетности по единому взносу

В какой орган представляется отчетность по единому взносу страхователями — КНП?

В соответствии с п. 4 части второй ст. 6 Закона № 2464 плательщик единого взноса обязан представлять отчетность в орган доходов и сборов по основному месту учета плательщика единого взноса в сроки, порядке и по форме, установленным Миндоходов Украины, по согласованию с Пенсионным фондом Украины и фондами общеобязательного государственного социального страхования.

Также согласно п. 2.1 Порядка № 454 отчет представляется страхователем или ответственным лицом страхователя по месту постановки на учет в органах доходов и сборов.

Таким образом, отчетность по единому взносу представляется КНП в орган доходов и сборов по основному месту учета.

Договор о представлении отчетности в электронном виде

КНП состоит на учете в качестве плательщика отдельного налога в нескольких органах доходов и сборов. Необходимо ли в данном случае заключать договор о представлении отчетности в электронном виде с каждым отдельным территориальным органом Миндоходов Украины?

В соответствии с Инструкцией № 233 плательщик налога может направить в контролирующий орган средствами телекоммуникационной связи налоговые документы в электронном виде, если с контролирующим органом заключен договор о признании электронных документов, а также произведен обмен усиленными сертификатами открытых ключей, сформированными аккредитованным центром сертификации ключей.

Следовательно, если КНП состоит на учете в качестве плательщика отдельного налога в нескольких контролирующих органах, то для представления налоговой отчетности в электронном виде такой налогоплательщик должен заключить договор о признании электронных документов, а также произвести обмен усиленными сертификатами открытых ключей, сформированными аккредитованным центром сертификации ключей, с каждым отдельным контролирующим органом.

Электронная цифровая подпись

Необходимо ли КНП при предоставлении документов в электронной форме в ходе проведения документальной проверки налагать электронную цифровую подпись?

Порядок предоставления документов ВПП в электронной форме при проведении документальной проверки утвержден приказом № 1393.

Электронные документы с соблюдением требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте при их наличии КНП обязан предоставить не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной выездной плановой, внеплановой проверки, документальной невыездной проверки.

Формирование электронного документа КНП завершается наложением электронной цифровой подписи должностных лиц КНП в следующем порядке: первой — электронная цифровая подпись главного бухгалтера (бухгалтера) или электронная цифровая подпись руководителя; второй — электронная цифровая подпись, являющаяся аналогом оттиска печати КНП.

После наложения электронной цифровой подписи КНП осуществляет зашифровку электронного документа КНП.

Электронные документы КНП предоставляются лично ответственным лицом на электронных носителях или средствами телекоммуникационной связи (при наличии технической возможности) с описью вложенных документов.

Таким образом, при проведении документальной проверки предоставленные в электронной форме документы должны быть удостоверены электронной цифровой подписью должностных лиц.

Уплата НДФЛ филиалом предприятия

Филиалы КНП размещены в разных областных центрах. Согласно учетной политике предприятия заработную плату работникам начисляет головное предприятие. Куда необходимо в данном случае уплачивать НДФЛ?

В соответствии с абзацем вторым пп. 168.4.3 п. 168.4 ст. 168 Налогового кодекса в случае если обособленное подразделение не уполномочено начислять (уплачивать) НДФЛ за такое обособленное подразделение, все обязанности налогового агента выполняет юридическое лицо. Налог на доходы, начисленный работникам обособленного подразделения, перечисляется в местный бюджет по местонахождению такого обособленного подразделения.

При принятии решения о создании обособленного подразделения юридическое лицо уведомляет об этом контролирующие органы по своему местонахождению и местонахождению таких новосозданных подразделений в установленном порядке.

Таким образом, НДФЛ перечисляется в местный бюджет по местонахождению такого обособленного подразделения.

Дата применения налоговой социальной льготы

Женщина, у которой на содержании находятся трое несовершеннолетних детей, принята на работу 15.07.2013 г. Она подала работодателю заявление на применение налоговой социальной льготы 23.07.2013 г. С какой даты необходимо применять эту льготу?

Плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, полученного от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы (далее — НСЛ).

В соответствии с п. 1 раздела ХІХ «Заключительные положения» Налогового кодекса до 31.12.2014 г. НСЛ предоставляется в размере, равном 50% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года, для любого налогоплательщика.

Прожиточный минимум для трудоспособных лиц по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 1147 грн. С учетом указанного в течение 2013 г. размер НСЛ составляет 573,50 грн.

НСЛ применяется к начисленному плательщику налога месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты) со дня получения работодателем заявления плательщика налога о ее применении и документов, подтверждающих такое право. Работодатель отражает в налоговой отчетности все случаи применения или неприменения НСЛ согласно полученным от плательщиков налога заявлениям о применении льготы, а также заявлениям о ее отказе (пп. 169.2.2 п. 169.2 ст. 169 Налогового кодекса).

Если заявление и подтверждающие документы представлены не с начала месяца, НСЛ применяется ко всей сумме дохода в виде заработной платы, начисленного в таком месяце.

Таким образом, в данном случае независимо от дня подачи заявления женщина имеет право на применение НСЛ к месячному доходу за июль 2013 г.

Применение НСЛ, если в семье — трое детей

В семье работает только отец (мать — безработная), на содержании которого находятся трое детей. Размер заработной платы отца за июль 2013 г. составляет 4000 грн. Имеет ли такой отец право на применение налоговой социальной льготы?

НСЛ применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней согласно законодательству выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает сумму, равную размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. (пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса).

В 2013 г. предельный размер дохода, дающего право на получение НСЛ, составляет 1610 грн. (1,4 х 1147,00 грн.).

Согласно пп. 169.1.2 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса плательщик налога, который содержит двух или больше детей в возрасте до 18 лет, имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму НСЛ в размере, равном 100% суммы льготы, определенной пп. 169.1.1 этого пункта, на каждого такого ребенка.

При этом предельный размер дохода, дающего право на получение такой льготы одному из родителей, определяется как произведение суммы, определенной в абзаце первом п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, и соответствующего количества детей.

С учетом указанного доход отца не превышает предельный размер, то есть: 1610 грн. х 3 (дети) = 4830 грн.

Алгоритм действий по применению НСЛ и удержанию налога на доходы физических лиц будет следующим:

Действие

Порядок расчета

Результат

Определяем сумму единого социального взноса, удерживаемого из заработной платы

4000 грн. х 3,6%

144 грн.

Высчитываем сумму единого социального взноса

4000 грн. – 144 грн.

3856 грн.

Определяем базу обложения налогом на доходы физических лиц с учетом налоговой социальной льготы

3856 грн. – (573,50 грн. х 3 (дети))

2135,50 грн.

Определяем сумму налога на доходы физических лиц

2135,50 грн. х 15%

320,33 грн.

Удерживаем налог на доходы физических лиц

3856 грн. – 320,33 грн.

3535,67 грн.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42