Бухучет

Обустройство офиса, приобретение подарков, организация корпоратива, благотворительность, рекламные мероприятия

Новогодние подарки для детей

Накануне празднования Нового года налогообложение денежных средств, направляемых на проведение новогоднерождественских праздников для детей и на приобретение детских праздничных подарков, а также билетов на новогодне-рождественские мероприятия для детей, осуществляется по правилам, установленным Законом № 2117.

Следует отметить, что этот Закон является исключением из общих положений, установленных Налоговым кодексом, и регулирует некоторые вопросы финансирования мероприятий, связанных с организацией новогодних и рождественских праздников для детей и подростков.

Нормы Закона № 2117 действуют в течение четко определенного времени, то есть ежегодно в период с 15 ноября текущего года до 15 января следующего. Именно на этот период установлен льготный порядок налогообложения детских подарков.

В частности, ст. 1 этого Закона предусмотрено, что сумма денежных средств, которую плательщики налога на прибыль предприятий перечисляют органам государственной власти, местного самоуправления, общественным (в том числе профсоюзным) организациям и созданным ими учебным заведениям, учреждениям здравоохранения и культуры, содержащимся за счет средств соответствующих бюджетов, на проведение новогодних и рождественских праздников для детей и подростков и на приобретение детских праздничных подарков, включается в состав налоговых расходов таких налогоплательщиков в размере, не превышающем 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего (отчетного) периода. Например, если по итогам 2012 г. предприятие получило прибыль в размере 120 000 грн., то при приобретении новогодних подарков такое предприятие имеет право учесть в составе расходов сумму в размере 4800 грн. (120 000 грн. х 4%).

Напомним, что под детскими праздничными подарками в данном Законе понимают наборы товаров, содержащие только кондитерские изделия, игрушки отечественного производства и фрукты, общей стоимостью не более 8% прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января отчетного налогового года. Поскольку по состоянию на 01.01.2013 г. указанный прожиточный минимум составлял 1147 грн., то детские праздничные подарки облагаются налогом в льготным порядке в случае, если их общая стоимость меньше или равна 91,76 грн. (1147 грн. х 8%).

Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрено, что определенную сумму денежных средств для приобретения новогодних подарков для детей своих сотрудников предприятие может перечислить своей профсоюзной организации.

Так, согласно пп. «б» пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138 этого Кодекса суммы денежных средств, перечисленные работодателями первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу, предусмотренные коллективными договорами (соглашениями) в соответствии с Законом № 1045, в пределах 4% налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный год относятся к составу других расходов предприятия.

При этом такой перерасчет предприятие может осуществить, даже если по результатам предыдущего отчетного года плательщик налога не получил прибыль или получил убыток, поскольку определить сумму денежных средств, которую можно перечислить профсоюзной организации на приобретение новогодних подарков и билетов на праздничные мероприятия, можно с учетом налогооблагаемой прибыли, полученной в году, предшествующем году декларирования, в котором получен убыток, но не раньше чем за четыре предыдущих отчетных года.

Статьей 2 Закона № 2117 установлено, что от обложения НДС освобождаются операции по продаже:

  • детских праздничных подарков производственными и торговыми предприятиями. При этом суммы НДС, уплаченные производителями детских праздничных подарков за приобретение сырья и материалов для их производства, относятся к составу валовых расходов и в налоговый кредит не включаются;
  • билетов на новогодне-рождественские мероприятия для детей, закупаемых за счет средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, профсоюзных комитетов предприятий и организаций, других неприбыльных организаций.

Отметим, что при осуществлении плательщиком НДС операций по поставке и приобретению товаров/услуг, подлежащих налогообложению, а также не являющихся объектами налогообложения и освобожденных от обложения этим налогом, такой плательщик обязан вести отдельный учет таких операций.

При осуществлении налогооблагаемых операций и операций, освобожденных от налогообложения, составляются отдельные налоговые накладные (п. 201.5 ст. 201 Налогового кодекса).

В налоговых накладных, выписанных по операциям, освобожденным от обложения НДС согласно Закону № 2117, делается запись «Без ПДВ» со ссылкой на п. 2 этого Закона.

Если поставка товаров/услуг осуществляется покупателю, не зарегистрированному в качестве плательщика НДС, то:

  • в верхней левой части оригинала налоговой накладной делается соответствующая пометка «Х» и указывается тип причины: 02 «Постачання неплатнику податку»;
  • в строках «Індивідуальний податковий номер покупця» и «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (покупця)»1 проставляется нуль;
  • все экземпляры налоговых накладных остаются у выписавшего их лица и хранятся в соответствии с изложенным в подпунктах 6.1 и 6.4 п. 6 Порядка № 1379.

_____________
Напомним, что с 01.01.2014 г. свидетельства плательщика НДС отменяются. Соответствующие изменения также будут внесены в форму налоговой накладной.

 

Бухгалтерский учет рассмотрим на примере.

Пример. На проведение детского новогоднего шоу для 27 детей предприятие «А» перечислило неприбыльной организации 2430 грн. (цена одного билета — 90 грн.). Кроме того, во время празднования каждому ребенку работника был вручен новогодний подарок, приобретенный  за денежные средства предприятия, стоимостью 170 грн. (на общую сумму 4590 грн., включая НДС).
Предприятие «А» является плательщиком ежемесячных авансовых взносов налога на прибыль и плательщиком НДС. Прибыль по итогам 2012 г. составляет 302 250 грн., а потому в налоговые расходы по итогам 2013 г. можно включить сумму, не превышающую 12 090 грн. (302 250 грн. × 4%).

Таблица 1


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Сумма, грн.

Доходы

Расходы

1

Приобретены предприятием:
   билеты на проведение детского новогоднего шоу
   новогодние подарки

331

631

2430

-

-

209

631

4590

-

-

2

Произведена оплата приобретенных:
   билетов
   подарков

631

311

2430

-

2430

631

311

4590

-

-

3

Вручены и проведено списание стоимости:
   билетов на новогоднее шоу
   новогодних подарков детям

949

331

2430

-

-

949

209

4590

-

-

 

Оформление офисного помещения

Создать праздничную атмосферу на рабочем месте, в офисе или актовом зале предприятия считается почти обязанностью руководства. Поэтому на приобретение различных украшений для праздничного оформления офисных помещений расходуются немалые денежные средства. Однако следует помнить, что по правилам Налогового кодекса для обычных предприятий, основной деятельностью которых не является организация приемов, презентаций и праздников по заказу и за счет других лиц, сумма денежных средств, израсходованная на такие цели, не включается в состав налоговых расходов, поскольку эти расходы не связаны с осуществлением хозяйственной деятельности.

Вместе с тем приобрести различные украшения можно за счет других источников, в частности за счет чистой прибыли предприятия.

НДС, уплаченный плательщиками при приобретении новогодних украшений (мишуры, елки, гирлянд и т. п.) для праздничного оформления офиса, рабочих помещений, территории, в состав налогового кредита не включается.

Рассмотрим это на примере.

Пример. Предприятие «Б» (основная деятельность - посредничество в торговле древесиной, строительными материалами и санитарно-техническими изделиями) решило празднично украсить свой офис (админздание). Руководитель предприятия издал соответствующий приказ, к которому приложена смета расходов на праздничное оформление помещения. Ею предусмотрено, что на приобретение искусственной елки и украшений (гирлянд, новогодних игрушечных персонажей, дождика, конфетти и т. п.) заложено 3300 грн., услуги по оформлению офиса (дизайнерские)1200 грн.

В приказе об учетной политике по предприятию закреплено, что стоимостный критерий размежевания основных средств и малоценных необоротных материальных активов (далееМНМА) составляет 2500 грн. Метод начисления амортизации на МНМА50% амортизируемой стоимостиначисляется в первом месяце их использования, остальноев месяце их изъятия из активов.

Таблица 2


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Сумма, грн.

Доходы

Расходы

1

Получены подотчетным лицом (завхозом) в кассе предприятия денежные средства на приобретение елки и новогодних украшений

372

301

3300,00

-

-

2

Оприходованы:
новогодняя искусственная елка (1,2 м)

153

372

540,00

-

-

новогодние гирлянды

1380,00

-

-

новогодние украшения (шары, сказочные персонажи и т. п.)

740,50

-

-

новогодние украшения разового использования (дождик, конфетти и т. п.)

209

372

390,90

-

-

3

Возвращены подотчетным лицом неиспользованные денежные средства

301

372

248,60

-

-

4

Переданы в эксплуатацию новогодний инвентарь и украшения:
новогодняя искусственная елка

112

153

540,00

-

-

новогодние гирлянды

112

153

1380,00

-

-

новогодние украшения (шары, сказочные персонажи и т. п.)

112

153

740,50

-

-

новогодние украшения разового использования (дождик, конфетти и т. п.)

949

209

390,90

-

-

5

Начислена амортизация на:
новогоднюю искусственную елку

949

132

270,00

-

-

новогодние гирлянды

949

132

690,00

-

-

новогодние украшения (шары, сказочные персонажи и т. п.)

949

132

370,25

-

-

6

Получены услуги по оформлению офиса (подписан соответствующий акт)

949

685

1199,00

-

-

7

Оплачены предоставленные услуги по оформлению помещения

685

311

1199,00

-

-

 

Представительские расходы

Проведение новогодних праздников в кругу деловых партнеров для некоторых предприятий является уже обычным делом, ведь именно в неофициальной обстановке проще вести переговоры, заключать контракты на дальнейшее сотрудничество и т. п. Организовывая такие встречи, предприятие, как правило, несет немалые расходы, в частности на организацию культурной программы, буфетное обслуживание во время переговоров и т. п.

Налоговый кодекс не содержит определения представительских расходов. Но для того чтобы такие расходы попали в состав налоговых расходов, необходимо надлежащим образом оформить первичные документы, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, а также другие документы, подтверждающие связь таких расходов с осуществлением хозяйственной деятельности. К таким документам, в частности, относятся приказ о проведении мероприятия, смета расходов, утвержденная руководителем предприятия, соглашения, заключенные во время проведения такого мероприятия, отчет о проведенном мероприятии и т. п.

В случае если во время такой встречи не удалось заключить соответствующие соглашения или стороны приняли решение перенести подписание соглашения на некоторое время, то для подтверждения представительских расходов результаты такой встречи следует оформить протоколом о намерениях. Такой протокол составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать реквизиты и подписи представителей обеих сторон.

В составе налоговых расходов представительские расходы учитываются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены по правилам бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 16).

Суммы НДС, уплаченные плательщиком налога при приобретении товаров/услуг, в том числе отнесенных к представительским, не могут включаться в состав налогового кредита отчетного периода, если их использование непосредственно не связано с хозяйственной деятельностью такого плательщика (п. 198.3 ст. 198 Налогового кодекса).

Рассмотрим это на примере.

Пример. Предприятие «В» (основная деятельностьоптовая торговля одеждой и обувью) организовало официальный прием для представителей дилерской сети. Основная цель встречиподведение итогов работы за 2013 г. и планирование стратегии развития на следующий год.
Сметой на это мероприятие заложено 8000 грн., из них: аренда помещения для встречи4200 грн., в том числе НДС700 грн.; расходы на предоставление питания (обеда) представителей3300 грн., в том числе НДС550 грн. (выставлены отдельным счетом); изготовление раздаточного материала500 грн. Подтверждают связь расходов с хозяйственной деятельностью приказ о проведении официального приема дилеров, смета мероприятия, дилерское соглашение о сотрудничестве на 2014 г.

Таблица 3


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Сумма, грн.

Доходы

Расходы

1

Перечислена ресторанному хозяйству предоплата за:
аренду помещения

371

311

4200,00

-

-

641

644

700,00

-

-

предоставление питания

371

311

3300,00

-

-

641

644

550,00

-

-

2

Получены услуги по:
аренде помещения

93

685

3500,00

-

3500,00

644

685

700,00

-

-

питанию

93

685

2750,00

-

2750,00

644

685

550,00

-

-

3

Списан выданный раздаточный материал

93

209

500,00

-

500,00

4

Проведен зачет задолженностей

685

371

7500,00

-

-

 

Проведение рекламных мероприятий

Как известно, именно во время проведения новогодне-рождественских праздников многим предприятиям удается осуществить наилучшую рекламу своей деятельности. В частности, путем распространения образцов товаров, производимых предприятием.

Кроме того, с целью распространения информации о себе или своем товаре предприятие может заказать печатную продукцию, например еженедельники с логотипом, елочные шары с торговым знаком, календари с названием и адресом предприятия и т. п. Все эти мероприятия, то есть распространение информации о лице или товаре в любой форме и любым способом, предназначенной сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лица или товара, являются рекламными (ст. 1 Закона о рекламе).

В налоговом учете согласно пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров учитываются в составе налоговых расходов, которые относятся к составу расходов, связанных со сбытом. При этом обязательным условием для включения расходов на проведение рекламных мероприятий в состав расходов в налоговом учете является исключительно рекламный характер таких мероприятий. В связи с этим предприятию необходимо четко определить, подпадают ли его хозяйственные операции под определение рекламы, а также обеспечить документальное подтверждение этих операций.

К таким документам, в частности, относятся: приказ руководителя о проведении рекламных мероприятий, в котором следует указать дату, место и цель их проведения, круг ответственных лиц; календарный план проведения рекламных мероприятий с указанием ответственных лиц; смета расходов на проведение рекламных мероприятий (в документе указываются номенклатура и количество образцов товаров, предусмотренных для бесплатной раздачи во время проведения мероприятия); расходные накладные на товары, которые планируются для бесплатной раздачи с целью рекламы, и т. п.

После завершения рекламной кампании необходимо составить отчет о фактических расходах и утвердить его у руководителя.

В случае отсутствия вышеуказанных документов осуществленные расходы на проведение рекламных мероприятий для целей налогового учета рассматриваются как не связанные с осуществлением хозяйственной деятельности и не включаемые в состав расходов (пп. 139.1.1 п. 139.1 ст. 139 Налогового кодекса).

Операции по бесплатной раздаче товаров в рекламных целях являются объектом обложения НДС согласно п. 185.1 ст. 185 Налогового кодекса. При этом база налогообложения определяется в соответствии с п. 188.1 ст. 188 этого Кодекса.

Что касается налогового кредита по бесплатно розданным образцам товаров и бесплатно предоставленным услугам (выполненным работами) в рекламных целях, он определяется согласно нормам ст. 198 Налогового кодекса.

Бухгалтерский учет рассмотрим на примере.

Пример. Предприятие «Г» (основная деятельностьпроизводство напитков) в день Святого Николая организовало рекламное мероприятие по бесплатной раздаче детских напитков собственного производства в количестве 500 шт. (стоимостью 1100 грн.) и приобретенных 100 наборов фломастеров (на сумму 1200 грн., в том числе НДС200 грн.). Отпуск товаров ответственному лицу оформлен расходной накладной. По результатам акции работник составил отчет о фактических расходах. Рекламное мероприятие подтверждается также приказом руководителя о его проведении, планом проведения такого мероприятия и сметой расходов.

Таблица 4


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Сумма, грн.

Доходы

Расходы

1

Приобретены наборы фломастеров для проведения рекламного мероприятия

209/склад

631

1000,00

-

-

641

631

200,00

-

-

2

Произведена оплата приобретенного товара

631

311

1200,00

-

-

3

Передан ответственному лицу товар для проведения рекламных мероприятий: детские напитки (500 шт.)

26/ответственное лицо

26/склад

1100,00

-

-

наборы детских фломастеров (100 шт.)

209/ответственное лицо

209/склад

1000,00

-

-

4

Списана на расходы стоимость: детских напитков (500 шт.)

93

26/ответственное лицо

1100,00

-

1100,00

наборов детских фломастеров (100 шт.)

93

209/ответственное лицо

1000,00

-

1000,00

5

Начислен НДС на стоимость бесплатно розданных товаров в рекламных целях: 
детских напитков

93

 

641

 

220,00

 

-

 

-

наборов детских фломастеров

93

641

200,00

-

-

 

Предоставление благотворительной помощи

Доброй традицией многих отечественных субъектов хозяйствования становится предоставление бескорыстной материальной или финансовой помощи тем, кто в ней нуждается, именно на новогодне-рождественские праздники, ведь эти праздники особые, и каждый мечтает получить подарок.

В налоговом учете последствия таких операций зависят от статуса тех, кому предоставляется такая помощь.

В частности, если благотворительная помощь предоставляется неприбыльной организации, включенной в Реестр неприбыльных организаций и учреждений, то благотворитель может включить в состав налоговых расходов сумму в размере, не превышающем 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года. Такая норма содержится в пп. «а» пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса.

Операции по предоставлению благотворительной помощи, в частности бесплатная поставка товаров/услуг благотворительным организациям, созданным и зарегистрированным в соответствии с законодательством, а также предоставление такой помощи благотворительными организациями получателям (субъектам) благотворительной помощи (согласно законодательству о благотворительности и благотворительных организациях), освобождены от обложения НДС (пп. 197.1.15 п. 197.1 ст. 197 указанного Кодекса).

С целью применения положений этой нормы бесплатной поставкой считается поставка товаров/услуг благотворительным организациям и получателям благотворительной помощи без какой-либо денежной, материальной или других видов компенсации. В случае несоблюдения условий, определенных вышеуказанным подпунктом, такие операции облагаются НДС на общих основаниях.

При этом на товары, поступающие в качестве благотворительной помощи от отечественных благотворителей в целях, определенных ст. 3 Закона № 5073, распространяются правила маркировки.

Маркировка проводится путем нанесения надписи «Благодійна допомога. Продаж заборонено» на этикетку, ярлык или непосредственно на внешнюю либо внутреннюю упаковку товара. При маркировке товаров благотворительной помощи может использоваться символика благотворительной организации и благотворителя.

Товары маркируются благотворителями, предоставляющими помощь, таким образом, чтобы при осмотре упаковки или непосредственно товаров надпись была видна полностью и четко.

Полученные с целью предоставления благотворительной помощи маркированные товары, поставляемые за денежные средства или другие виды компенсации, и/или выручка, полученная за такую поставку, подлежат изъятию у недобросовестного продавца и конфискуются в доход государства в установленном порядке.

Не подлежат освобождению от налогообложения операции по предоставлению благотворительной помощи в виде указанных в разделе VI Налогового кодекса подакцизных товаров, ценных бумаг (кроме предоставленных эндавментов, указанных в разделе IV этого Кодекса), нематериальных активов и товаров/услуг, предназначенных для использования в хозяйственной деятельности.

Рассмотрим на примере учетные последствия.

Пример. Предприятие «Д», занимающееся оптовой торговлей (основная деятельность), накануне новогодних праздников решило передать детскому дому (включен в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, что подтверждено копией соответствующего решения) сладости на сумму 9156,00 грн. (в том числе НДС1526,00 грн.), а также перечислить денежную помощь на сумму 5000,00 грн.
Предприятие «Д» является плательщиком ежемесячных авансовых взносов налога на прибыль и плательщиком НДС. Прибыль по итогам 2012 г. составляет 302 250 грн., поэтому в налоговые расходы по итогам 2013 г. можно включить благотворительную помощь на сумму, не превышающую 12 090 грн.(302 250 грн. 
х 4%).

Таблица 5


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Сумма, грн.

Доходы

Расходы

1

Переданы детскому дому сладости в качестве благотворительной помощи

949

281

7630,00

-

7630,00

2

Начислено налоговое обязательство согласно п. 198.5 ст. 198 Налогового кодекса

949

641

1526,00

-

-

3

Перечислена денежная помощь детскому дому

949

311

5000,00

-

4460,00*

*Согласно условию рассмотренного примера в налоговые расходы разрешено включать сумму благотворительной помощи, не превышающую 12 090 грн. Поэтому перечисленную денежную помощь детскому дому в полной сумме (5000,00 грн.) нельзя включить в налоговые расходы. Включению подлежит сумма 4460,00 грн. (12 090,00 грн. — 7630,00 грн.).

 

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42