НДФЛ

Розыгрыши новогодних лотерей: налоговые последствия

Накануне новогодних праздников в «Вестник» обратилось физическое лицо, планирующее осуществлять предпринимательскую деятельность по проведению розыгрышей лотерей, в том числе новогодних. Рассмотрим, какими нормативно-правовыми актами ему следует воспользоваться для решения вопросов, как осуществляется лотерейная деятельность в Украине и каковы ее налоговые последствия.


Определение законодательных актов

Согласно ст. 43 Хозяйственного кодекса предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. Особенности осуществления отдельных видов предпринимательства устанавливаются законодательными актами.

Перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, а также перечень видов деятельности устанавливаются исключительно законом. Осуществление предпринимательской деятельности запрещается органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Основные принципы государственного регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе проведения лотерей, установлены Законом о государственных лотереях, который является специальным (базовым) законом в регулировании лотерейной сферы. Законодательство о лотереях состоит из этого Закона и других нормативно-правовых актов.

В соответствии с положениями ст. 2 Закона о государственных лотереях и п. 24 ст. 9 Закона о лицензировании хозяйственная деятельность по выпуску и проведению лотерей подлежит лицензированию.

Перечнем № 1698 предусмотрено, что лицензии на осуществление деятельности по выпуску и проведению лотерей выдаются Минфином Украины.

Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей утверждены приказом № 128, и их действие распространяется на всех субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по выпуску и проведению лотерей на территории Украины.

Пунктом 5 ст. 13 Закона о государственных лотереях предусмотрено, что государственный надзор (контроль) в сфере лотерейной деятельности осуществляется центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную финансовую политику, политику в сфере выпуска и проведения лотерей, в соответствии с Законом № 877 с учетом особенностей, определенных этим Законом.

Вместе с тем определениями понятий, употребляемых в Налоговом кодексе, приведенными в пп. 14.1.101 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса, установлено, что лотерея — массовая игра независимо от ее названия, условиями проведения которой предусматривается розыгрыш призового (выигрышного) фонда между ее игроками, приз (выигрыш) в которой имеет случайный характер и территория проведения которой не ограничивается одним помещением (зданием). Деятельность по проведению лотерей регулируется специальным законом. Не считаются лотереей игры, проводимые на бесплатных началах юридическими лицами и физическими лицами - предпринимателями и имеющие целью рекламирование их товара (платной услуги), содействие их продаже (предоставлению) при условии, что организаторы этих игр расходуют на их проведение свою прибыль (доход).

Налоговые последствия

Согласно пп. 14.1.56 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса доход с источником его происхождения из Украины — это любой доход, полученный резидентами или нерезидентами, в том числе от любых видов их деятельности на территории Украины (включая выплату (начисление) вознаграждения иностранными работодателями), ее континентальном шельфе, в исключительной (морской) экономической зоне, в том числе выигрышей и призов.

Подпунктом 164.2.8 п. 164.2 ст. 164 указанного Кодекса установлено, что в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога включается доход в виде выигрышей и призов (кроме выигрышей и призов в государственную денежную лотерею в размерах, предусмотренных пп. 165.1.46 п. 165.1 ст. 165 этого Кодекса).

Условия налогообложения выигрышей и призов определены п. 170.6 ст. 170 Налогового кодекса, согласно пп. 170.6.1 которого налоговым агентом плательщика налога при начислении (предоставлении) в его пользу дохода в виде призов (выигрышей) в лотерею или в розыгрыше, призов и выигрышей в денежной форме, полученных за победу и/или участие в любительских спортивных соревнованиях, в том числе в бильярдном спорте, является лицо, осуществляющее такое начисление (выплату).

В соответствии с пп. 170.6.2 вышеуказанного пункта при начислении (выплате) доходов в виде выигрышей в лотерею или в других розыгрышах, предусматривающих предварительное приобретение плательщиком налога права на участие в таких лотереях либо розыгрышах, не принимаются во внимание расходы плательщика налога в связи с получением такого дохода. 

Доходы, указанные в п. 170.6 ст. 170 Налогового кодекса, окончательно облагаются налогом при их выплате за их счет. 

Кроме того, пп. «е» пп. 164.2.17 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса предусмотрено, что в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога включается доход, полученный в качестве дополнительного блага в виде стоимости бесплатно полученных товаров (работ, услуг), определенной по правилам обычной цены, а также суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров (работ, услуг), индивидуально предназначенной для такого плательщика налога.

В соответствии с п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса ставка налога составляет 15% базы налогообложения относительно доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) (кроме случаев, определенных в пунктах 167.2 — 167.5 этой статьи), в том числе, но не исключительно в форме выигрыша в государственную и негосударственную денежную лотерею, выигрыш игрока (участника), полученный от организатора азартной игры.

Если база налогообложения, определенная с учетом норм п. 164.6 ст. 164 этого Кодекса относительно вышеуказанных доходов, в календарном месяце превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленный законом на 1 января отчетного налогового года, к сумме такого превышения применяется ставка 17%.

Согласно п. 167.3 ст. 167 Налогового кодекса ставка налога составляет двойной размер ставки, определенной абзацем первым п. 167.1 этой статьи, базы налогообложения относительно доходов, начисленных как выигрыш или приз (кроме выигрыша в государственной и негосударственной денежной лотерее и выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной игры) в пользу резидентов или нерезидентов.

Следовательно, если приз получает плательщик налога бесплатно, то стоимость такого приза, определяемая по обычной цене, включается в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода и облагается налоговым агентом налогом по ставке, определенной п. 167.3 ст. 167 Налогового кодекса, то есть 30%.

В случае если выигрышем является право приобрести вещь (в частности за 1 грн.), то это считается дополнительным благом плательщика налога в виде персонифицированной (индивидуальной) скидки с цены, стоимость (сумма) которой облагается налогом по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса, то есть 15 (17)%.

При этом в соответствии с положениями п. 164.5 ст. 164 этого Кодекса при начислении (предоставлении) доходов в любой неденежной форме базой налогообложения является стоимость такого дохода, рассчитанная по обычным ценам, правила определения которых установлены согласно этому Кодексу, умноженная на коэффициент, исчисляемый по формуле, предусмотренной этим пунктом.

Ответственность за начисление, удержание и перечисление в бюджет налога на доходы в виде выигрышей и призов, выплачиваемых (предоставляемых) плательщикам налога — физическим лицам, несет налоговый агент — юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента — юридического лица, — который независимо от организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязан начислять, удерживать и уплачивать налог, предусмотренный разделом IV Налогового кодекса, в бюджет от имени и за счет физического лица с доходов, выплачиваемых такому лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность контролирующим органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, предусмотренном ст. 18 и разделом IV этого Кодекса.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42