Налог на прибыль

Налог на прибыль: выплаты работникам, финпомощь от учредителя, налоговые каникулы

Согласно нормам Налогового кодекса расходы предприятия, если они связаны с ведением хозяйственной деятельности, уменьшают базу обложения налогом на прибыль.
В этой рубрике предлагаем рассмотреть, уменьшают ли базу налогообложения такие расходы, как выплата ежеквартальных премий, из каких расходов состоит первоначальная стоимость самостоятельно изготовленного объекта основных средств и т. п.


Расходы на выплату ежеквартальных премий

Коммерческое предприятие в целях стимулирования объемов реализации выплачивает своим работникам ежеквартальную премию (при условии перевыполнения плана). Премия выплачивается в размере трех должностных окладов (в соответствии с условиями коллективного договора). Включаются ли указанные выплаты в состав налоговых расходов предприятия?

Да, включаются. Право на включение таких выплат в состав налоговых расходов предусмотрено п.  142.1 ст. 142 Налогового кодекса. Этим пунктом, в частности, установлено, что в состав расходов плательщика налога включаются расходы на оплату труда физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком налога, которые включают начисленные расходы на оплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров, работ, услуг, расходы на оплату авторского вознаграждения и за выполнение работ, услуг согласно договорам гражданско-правового характера, какая-либо иная оплата в денежной или натуральной форме, установленная по договоренности сторон в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) (кроме сумм материальной помощи, которые освобождаются от налогообложения согласно нормам раздела IV этого Кодекса).

Следовательно, расходы предприятия на выплату ежеквартальных премий, предусмотренных коллективным договором, включаются в состав расходов предприятия при определении объекта налогообложения. Указанные расходы учитываются в составе налоговых расходов при условии наличия первичных документов, подтверждающих осуществление таких расходов, ведение и хранение которых предусмотрено правилами ведения бухгалтерского учета (п. 138.2 ст. 138 Налогового кодекса).

Выплата заработной платы при вынужденном простое

Можно ли включать в состав прямых расходов, формирующих себестоимость изготовленных и реализованных товаров, расходы на оплату труда работникам, занятым в производстве таких товаров, при вынужденном простое предприятия?

Нет, нельзя.  Себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг состоит из расходов, прямо связанных с производством таких товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, к которым, в частности, отнесены прямые расходы на оплату труда (п. 138.8 ст. 138 Налогового кодекса). В состав прямых расходов на оплату труда включаются заработная плата и другие выплаты рабочим, занятым в производстве товаров (выполнении работ, предоставлении услуг), которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов (пп. 138.8.2 вышеуказанного пункта).

Поскольку заработная плата работников, выплаченная им за время вынужденного простоя предприятия, не может быть непосредственно отнесена к конкретному объекту расходов, то, соответственно, такие расходы не могут включаться в расходы, формирующие себестоимость изготовленных и реализованных товаров.

Вместе с тем при исчислении объекта налогообложения в составе налоговых расходов можно учесть другие расходы хозяйственной деятельности, относительно которых разделом ІІІ Налогового кодекса прямо не установлены ограничения по отнесению их к составу расходов (пп. 138.12.2 п. 138.12 ст. 138 указанного Кодекса).

Следовательно, расходы на выплату заработной платы работников, выплаченной им за время вынужденного простоя предприятия, учитываются в составе других расходов плательщика налога в отчетном налоговом периоде, в котором такие выплаты были осуществлены.

Определение первоначальной стоимости

Предприятие собственными силами (без привлечения сторонних организаций) построило цех для изготовления корпусной мебели. Как определить его первоначальную стоимость в налоговом учете? В течение какого срока и с какого периода можно начислять амортизацию?

В налоговом учете первоначальная стоимость самостоятельно изготовленных основных средств состоит из всех производственных расходов, осуществленных плательщиком налога, которые связаны с их изготовлением и вводом в эксплуатацию. К таким расходам, в частности, относятся расходы на изготовление технической документации, уплату регистрационных сборов, осуществляемых в связи с приобретением/получением прав на этот объект, приобретение строительных материалов, начисление заработной платы работникам, занятым на строительстве, и отчислений с нее, а также другие расходы, непосредственно связанные с доведением таких основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью, без учета уплаченного НДС, в случае если плательщик налога зарегистрирован плательщиком НДС, независимо от источников финансирования.

Амортизация стоимости объекта основных средств, в том числе самостоятельно изготовленного (построенного), начинается с месяца, следующего за месяцем ввода его в эксплуатацию. Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) такого объекта, установленного самим плательщиком налога, но этот срок не может быть меньше минимально допустимого срока, установленного п. 145.1 ст. 145 Налогового кодекса. В частности, соглано классификации групп основных средств для здания, которое относится к группе 3 основных средств, срок полезного использования — 20 лет, для сооружения — 15 лет.

 Таким образом, первоначальная стоимость самостоятельно изготовленного объекта основных средств состоит из всех производственных расходов, связанных с его изготовлением и вводом в эксплуатацию. Срок полезного использования плательщик налога устанавливает самостоятельно, но он не может быть меньше, чем установлено п. 145.1 ст. 145 Налогового кодекса. Амортизация стоимости такого объекта начинается с месяца, следующего за месяцем ввода его в эксплуатацию.

Денежная компенсация за неиспользованный отпуск

Предприятие по заявлению уволившегося работника перечислило денежную компенсацию за не использованный им отпуск на счет предприятия, на которое этот работник перешел. Можно ли включить сумму такой компенсации в состав налоговых расходов?

Порядок выплаты денежной компенсации за неиспользованные отпуска установлены ст. 83 КЗоТ и ст. 24 Закона об отпусках. Так, при увольнении работника ему выплачивается денежная компенсация за все не использованные им дни ежегодного отпуска, а также дополнительные отпуска работникам, имеющим детей. При переводе работника на работу на другое предприятие денежная компенсация за не использованные им дни ежегодных отпусков по его желанию может быть перечислена на счет предприятия, на которое такой работник перешел.

Подпунктом 2.2.12 п. 2.2 Инструкции №  5 установлено, что суммы денежных компенсаций при неиспользовании ежегодных отпусков относятся к фонду дополнительной заработной платы. В налоговом учете такие выплаты учитываются в составе расходов на основании п. 142.1 ст. 142 Налогового кодекса.

Таким образом, сумма денежной компенсации, надлежащая работнику предприятия за не использованные им дни ежегодного отпуска, перечисленная на счет предприятия, на которое такой работник перешел, учитывается в составе налоговых расходов при исчислении налогового обязательства.

Несвоевременная уплата уточненного налогового обязательства

В результате самостоятельного исправления ошибки, допущенной в предыдущих отчетных периодах, у предприятия выявлен факт занижения налогового обязательства. Применяются ли штрафные санкции, если уточняющий расчет представлен, а определенное в нем налоговое обязательство уплачено в течение месяца?

Налогоплательщик, самостоятельно выявивший факт занижения налогового обязательства прошедших налоговых периодов, обязан, за исключением случаев, установленных п. 50.2 ст. 50 Налогового кодекса, направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3% такой суммы до представления такого уточняющего расчета.

Налогоплательщик имеет право не представлять такой расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за какой-либо следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены.

Согласно п. 54.1 ст. 54 указанного Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налогового и/или денежного обязательства и/или пени, которую указывает в налоговой (таможенной) декларации или уточняющем расчете, представляемом контролирующему органу в сроки, установленные этим Кодексом.

Такая сумма денежного обязательства и/или пени считается согласованной. В случае если предприятие исправило ошибку посредством текущей декларации, то определенное в ней налоговое обязательство необходимо уплатить в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока представления декларации. А в случае если ошибка была исправлена в уточняющем расчете, то налоговое обязательство, определенное в этом расчете, необходимо уплатить до представления такого расчета (пп. «а» п. 50.1 ст. 50 Налогового кодекса).

В соответствии с п. 126.1 ст. 126 этого Кодекса в случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение сроков, определенных Кодексом, такой плательщик привлекается к ответственности в виде штрафа. В частности, при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10% погашенной суммы налогового долга; если же задержка уплаты денежного обязательства составляет больше 30 календарных дней, сумму штрафа необходимо уплатить в размере 20% погашенной суммы налогового долга.

Таким образом, если плательщик налога при самостоятельном выявлении ошибки представил уточняющий расчет, но задекларированное в нем налоговое обязательство уплатил в течение месяца, то к такому плательщику применяется ответственность в виде наложения штрафа в размерах, предусмотренных ст. 126 Налогового кодекса.

Возвратная финансовая помощь от учредителя

Плательщик налога на прибыль получил возвратную финансовую помощь от учредителя. Включается ли такая помощь в состав доходов предприятия в случае ее невозврата в течение квартала? Можно ли на сумму такой помощи выдать учредителю простой вексель?

Подпунктом 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса установлено, что возвратная финансовая помощь — это сумма денежных средств, которая поступила налогоплательщику в пользование по договору, не предусматривающему начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими денежными средствами, и является обязательной к возврату. То есть это означает, что возвратная финансовая помощь должна быть возвращена исключительно в денежной форме.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии со ст. 4 Закона об обращении векселей, выдавать переводные и простые векселя можно только для оформления денежного долга за фактически поставленные товары, выполненные работы, предоставленные услуги, за исключением финансовых банковских векселей и финансовых казначейских векселей.

В налоговом учете возвратная финансовая помощь, полученная плательщиком налога от учредителя/участника (в том числе нерезидента) такого плательщика на срок не более 365 календарных дней, не включается в состав доходов.

При нарушении указанного срока получатель такой помощи обязан включить сумму невозвращенной помощи в состав доходов соответствующего отчетного периода, если учредитель не является плательщиком налога на прибыль, или условно начислить проценты и включить их в доходы, если учредитель является плательщиком налога на прибыль.

Таким образом, для целей налогового учета сумма денежных средств, полученная налогоплательщиком от учредителя в виде возвратной финансовой помощи и возвращенная ему не позднее 365 календарных дней, не включается в состав доходов получателя. Возврат такой помощи следует осуществить исключительно денежными средствами, то есть применить вексель в этой операции невозможно.

Прекращение действия налоговых каникул

Предприятие в течение двух лет применяет ставку налога на прибыль 0%. По данным бухучета по состоянию на 01.10.2013 г. объем полученных доходов текущего года превышает 3 млн.  грн.  Должно ли предприятие прекратить применение налоговых каникул? Если да, то за какой период необходимо уплачивать налог на прибыль по общей ставке — с даты превышения или за весь 2013 г.?

В случае если налогоплательщик превышает разрешенный предел одного из критериев, предоставляющего ему право на применение ставки налога 0%, то он утрачивает право на налоговые каникулы.

Указанное требование содержится в абзаце пятом п. 154.6 ст. 154 Налогового кодекса. В частности, этой нормой установлено, что в случае если плательщики налога, применяющие ставку налога 0%, в каком-либо отчетном периоде достигли показателей относительно полученного дохода, среднеучетной численности или средней заработной платы работников, из которых хотя бы один не соответствует критериям, указанным в этом пункте, то такие плательщики обязаны обложить налогом прибыль, полученную в таком отчетном периоде, по ставке, установленной п. 151.1 ст. 151 этого Кодекса, то есть право на применение налоговых каникул утрачивается.

Согласно изменениям, внесенным Законом № 5083 в п. 57.1 ст. 57 Налогового кодекса, плательщики налога, у которых доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения, за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышают 10 млн. грн., уплачивают налог на прибыль на основании налоговой декларации, которую они представляют в территориальные органы Миндоходов Украины за отчетный (налоговый) год.

Следовательно, учитывая то, что отчетным (налоговым) периодом является год, предприятию необходимо будет начислять налог на прибыль с применением ставки налога 19% за весь 2013 г.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42