Статьи

Игры, в которые играют люди

Как реалистичная экономика эволюционировала в реальную.

Решили стать руководителем? Попробуйте сначала «потренироваться на кошках» или проверить свои лидерские качества на жителях виртуального мира. Именно так летом текущего года, за три месяца до парламентских выборов в Германии, поступили члены Бундестага, приобщившись к проекту «SimCity: Предвыборная кампания». Суть игры в симулятор мэра заключается в реализации каждым из трех депутатов обещанного электорату в собственном городе. Иначе говоря, декларируешь помощь малому бизнесу — строй кофейни и магазины, проникаешься социальной защитой населения — позаботься об обеспечении всем необходимым наиболее уязвимых слоев общества по крайней мере в игре.


Мифические урожаи

— При чем здесь налоги? — спросит читатель «Вестника». Отвечаем. Одна из участниц проекта, Доротея Бэр из Христианско-социального союза, хоть и достигла энергетической независимости своего виртуального города, но в финансовом плане едва сводит концы с концами. «Я, как и в реальной жизни, не решаюсь устанавливать высокие ставки налогов», — объяснила мэр в юбке.

А вот испанские парламентарии, которых не так давно поймали на горячем за играми на планшетах и смартфонах, не объяснили своим избирателям, почему решили развлечься таким образом во время обсуждения законодательства о налогах. Каждый из них вынужден был уплатить штраф в размере 300 евро.

Тенденция к отмежеванию от реального мира выдуманным присуща и Украине. Причем в «группе риска» — как депутатский корпус, неединичные фото представителей которого в процессе посадки воображаемых огородов «гуляют» в Интернете, так и простые граждане. Для последних погружение в онлайн-игры иногда превращается из способа убить время в инструмент траты заработанных непосильным трудом денег на прохождение мифических квестов.

Время или деньги

Виртуальная валюта известна нам из фантастики. Так, в произведениях Айзека Азимова упоминаются калганиды, в серии романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере — галлеоны, сикли и кнаты, а лунные коротышки из повести Николая Носова «Незнайка на Луне» рассчитывались за товары фертингами и сантиками. Выдуманные банкноты неоднократно приходилось созерцать и в телевизоре: так, чатлы — деньги из фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза!», а в мультсериале «Флинтстоуны» «ходили» кламсы.

С появлением онлайн-развлечений игровая валюта возникла как средство расчета за виртуальные товары. Наибольшую популярность она получила с распространением игр жанра MMORPG (massively multiplayer online role-playing game — массовая многопользовательская онлайновая ролевая игра). Действия в таких играх разворачиваются в виртуальном пространстве, а основой геймплея является социальное взаимодействие игроков друг с другом. Золото или другие деньги, на которые потом покупается дорогая одежда или, например, дом, можно здесь заработать честным трудом, выполняя ряд скучных, а иногда и довольно сложных заданий. А можно те же виртуальные деньги приобрести за свои кровные и таким образом прокачаться (на языке геймеров — съесть донат) быстрее, чем соседи по игрушке, тем более учитывая, что много квестов ограничены во времени. И далеко не всегда есть возможность сосредоточиться на их прохождении на рабочем месте.

Собственно, приблизительно из таких соображений у разработчиков игр жанра MMORPG зародилась традиция внедрять в свои проекты реалистичную экономику, основанную на обороте товаров в пределах виртуального мира. Сегодня она уже эволюционировала в реальную экономику, на которой построена почти каждая ролевая игра по принципу «кто не желает приобретать игровые монеты работая, может обменять реальные деньги на виртуальные».

Почем прокачка?

Практика показала, что большинство игроков готовы раскошелиться на виртуальные ценности. Поэтому не удивительно, что в Интернете начали появляться тематические обменники, где одни покупают, а другие продают. Так, подавляющая часть игроков в Project Entropia и Second Life созналась, что принимают участие в этих проектах ради заработка. А отечественные матерые игроки вообще превратили свое хобби в бизнес, получая за продажу различных артефактов и игровых персонажей до 2,5 тыс. дол. в месяц.

Иногда ситуация становится почти абсурдной. Недавно знакомый похвастался автору данного материала, что продал какой-то супермодный виртуальный шлем за 3 тыс. дол. Кроме того, известны случаи, когда стоимость игровых объектов превышала стоимость автомобилей представительского класса. Несколько лет назад кольцо королевы муравьев из Lineage 2 было оценено в 50 тыс. дол. (его прототип в реальной жизни дешевле в 430 раз!), а в популярном среди русскоязычных игроков «Бойцовском клубе» максимальный апгрейд героя стоит около 100 тыс. евро.

По подсчетам специалистов исследовательской компании Inside Virtual Goods Market, ориентировочная стоимость мирового рынка виртуальных игровых товаров составляет свыше 7,3 млрд. дол. И это далеко не предел, принимая во внимание неоднозначные прогнозы относительно ежегодного пополнения армии игроков в Интернет-мирах на 30 — 40 млн. 

В тренде — соцсети

Особую роль в таком тренде играют социальные сети. Их появление по праву считают удачным маркетинговым ходом. И в социальном «трубопроводе» находишься: например, даря по просьбе соседа по игре корову, лишний раз убеждаешься, что он жив-здоров. И посещаемость игре (читай — доход ее разработчикам) обеспечиваешь. И в порыве азарта рука так и тянется к пополнению счета виртуальной валюты. Другими словами, впечатления незабываемые. При этом не важно, понравилась ли вам «Нано-ферма», «Торговый квартал» или «Слотомания», ни одну из игр в соцсетях не нужно скачивать и устанавливать на компьютер — все они являются браузерными и требуют только подключения к Интернету. Также желательно следить за своевременным обновлением программ, на основе которых они создаются, — Adobe Flash Player, PHP и JavaScript, чтобы избежать форс-мажоров, когда до завершения квеста остаются считанные минуты, а любимая игра почему-то не загружается.

Кроме Google+, где сервис встроенных игр прекратил свое существование летом текущего года, поиграть можно в любой соцсети, поскольку их перечень там почти одинаковый. Если планируете не «поматросить и бросить», как это бывает, а играть системно, и при этом имеете аккаунты в нескольких сетях, советуем использовать для забав ту из них, которую посещаете чаще всего.

Особенностью игр в соцсетях, да и самих соцсетей, является наличие виртуальной валюты. Много из завсегдатаев предпочитают самостоятельную и честную бесплатную игру, но самые нетерпеливые для как можно более быстрого прохождения эпизодов всегда могут конвертировать реальные деньги в выдуманные. Очевидцы утверждают: для удовлетворения своих геймерских прихотей необходимо пройти двойную процедуру, поскольку сумму, которой жертвуете, сначала нужно конвертировать в валюту соцсети.

Пополнение виртуального счета

В сети LiveJournal курсирует денежная единица ЖЖетоны, в «Одноклассниках» — ОКи, в «ВКонтакте» — голоса, в Facebook — кредиты. Последняя на территориях СНГ не очень активно используется для игр из-за англоязычного интерфейса развлечений. Зато «Одноклассники» в минувшем году были признаны лучшей игровой сетью Рунета. Прошло только три года после запуска этого сервиса, а аудитория игроков в «Одноклассниках» составляет около 30 млн. ежемесячно. Интересно также, что «игривых» женщин в 1,5 раза больше, чем мужчин. Что касается небезразличных к развлечениям посетителей, то ими оказались представители всех возрастных категорий: от 10 до 60 лет. В том числе на взрослых приходится 40% общего количества юзеров от 18 лет, а среди детей до 12 лет доля игроков составляет все 100%.

Жанрами наиболее востребованных социальных игр сегодня являются следующие: аркады, ролевые, приключения, драки, файтинг, логика и головоломки, гонки. Пополнить же счет в сетях, когда верх берет возможность увидеть, что будет происходить дальше, можно несколькими способами. Наиболее распространенным из них является оплата посредством sms, хотя этот способ является наименее выгодным по сравнению с другими. Кроме того, можно использовать банковскую карточку, но здесь действует ряд ограничений. Во-первых, онлайн-платежи принимаются только с MasterСard или Visa (для владельцев карточек Maestro:  блуждать с ними только возле гипермаркетов или где угодно с наличными). Во-вторых, после осуществления проплаты будьте готовы, что по телефону позвонят работники банка — владельца карточки и попросят уточнить, не его ли случайно то была трансакция. А что делать, как не подстраховываться, когда везде мошенники? Платежи в соцсетях можно осуществлять также через электронные платежные системы и терминалы.

Во что бы такое поиграть, чтобы отдохнуть от работы и будничных проблем, — выбирать нашим читателям. Приведем несколько ярких игр, пользующихся немалым спросом.

«Новые земли, или Дикий Запад»

Игра заинтересует приверженцев виртуального фермерства. Ее герой, собирая урожай и выполняя многочисленные задания, развивает небольшую ферму в настоящую фазенду с кучей экзотических деревьев и животных. Игра чем-то напоминает «Веселую ферму» с поправкой на то, что принимать участие в приключениях нужно не наедине, а вместе с друзьями. Валюты в игре две — монеты и агробаксы. Монеты приобретаются относительно легко, тогда как агробаксы — наоборот. Их необходимо заслужить: достичь нового уровня, заходить в игру пять дней подряд, обменять 15 коллекций, выпадающих в процессе работы на грядках, и т. п.

«Торговый квартал»

Говорят, что это игра для потенциальных бизнесменов: она позволяет в виртуальном пространстве реализовать мечту о собственном магазине. Это может быть модный бутик, изысканный салон или огромный универсам. Игрок сам должен решить, сколько прилавков и продавцов у него будет, чем торговать и что строить сначала — парковку или СПА-салон. Чтобы пройти очередной уровень, нужно разобраться с просроченным товаром, поймать воров, и вообще всячески следить за развитием магазина. Валюта здесь — монеты и баксы. Приобретаются по аналогии с предыдущей игрой.

«Мегаполис»

Отличается тем, что в нее можно играть даже на IPad, причем как самостоятельно, так и с соседями, используя логин и пароль доступа к одной из соцсетей. Замечательная анимация и реалистично выполненные сооружения позволяют игрокам ощутить себя настоящими архитекторами — творцами города своей мечты. Основной источник игровой валюты, которой являются монеты и мегабаксы, — выполнение работ и доставка товаров. Максимальное количество монет приносит строительство супермаркетов, а строительство суши-баров дает больше очков и опыта. За каждого пятого друга, привлеченного в игру, можно получить бонус в виде пяти мегабаксов.

«Мое королевство»

Эта онлайн-игра очень выгодно отличается от своих предшественников, о чем свидетельствуют не только замечательная и качественная графика, захватывающая сюжетная линия, но и интересная комбинация классических фермерских игровых элементов с исследованием новых локаций. Главной целью игры является восстановление своего разрушенного королевства после страшного урагана. Все это необходимо для того, чтобы спасти волшебную принцессу. А потом, если вам, конечно, повезет и вы справитесь со всеми сложными заданиями, преодолеете все хитрые ловушки, непременно получите вознаграждение — полкоролевства. Валютой в игре являются монеты и короны. Последние — аналог агро/мега и просто баксов.

В поисках истины

Это  лишь короткий экскурс в многогранный мир социальных игр, где наряду с баксами всяческих мастей расплачиваться за дорогие товары можно также кристаллами, рубинами, золотыми слитками и даже пирожками. Главное — учитывать, что в каждой игре курс обмена на ее внутреннюю валюту валюты соцсети разный.

Единственное «но», которое отмечают почти все, кто хоть раз пробовал поиграть в соцсетях, — такие забавы затягивают значительно больше обычных, где вопреки захватывающему сюжету пользователь находится один на один с монитором. Собственно, это и является основным двигателем вложения денежных средств в подобные развлечения. Кстати, 95% вовлеченных в игры женщин сознались, что виртуальная валюта служит для них средством продвижения в играх и приобретения подарков.

Впрочем, большинство геймеров на разных форумах высказываются против материализации виртуальных ценностей. Их соображения можно обобщить приблизительно так: игра должна оставаться игрой, иначе участие в ней ничем не лучше пристрастия к азартным играм. Есть, правда, особое мнение: если речь идет о подростках, то расходование кэша на виртуальные развлечения — неплохая альтернатива приобретению алкогольной и табачной продукции. Истина же, вероятно, как всегда, — где-то посредине.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42