Интервью

Золото лепреконов в награду за налоговую добросовестность

Как уплачивают налоги в пострадавшей от кризиса Ирландии, или Добро пожаловать к тем, кто рад нам, как цветам в мае.

Отечественный бизнес активизирует связи с Ирландией. Эта страна привлекла к себе внимание после краха в 2013 г. банковской системы Кипра и, как следствие, утраты его позиций в глазах предпринимателей как юрисдикции с более благоприятным режимом налогообложения. К примеру, у нас ставка налога на прибыль предприятия составляет 19%, в Ирландии — 12,5%. Разве не привлекательно?.. То, что до сих пор Ирландию не воспринимали как «налоговый рай», в значительной мере объясняется отсутствием между нашими государствами договора об избежании двойного налогообложения. Впрочем, вскоре все должно измениться: 27 ноября на заседании правительства был одобрен проект закона «О ратификации Конвенции между Правительством Украины и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и доходы от отчуждения имущества и Протокола к ней». Сам документ был подписан двумя странами еще в апреле нынешнего года. Теперь его должен ратифицировать парламент и подписать Президент Украины.
К плюсам сотрудничества с этой страной, которую еще называют «изумрудным островом», следует добавить, что согласно рейтингу Doing Business
2014 она является шестой по комфортности с точки зрения правил налогообложения, а также уверенно выходит из экономического кризиса. О национальных особенностях выхода из рецессии и современной политике государства в сфере налогообложения рассказывает экс-народный депутат Республики Ирландия Фрэнк ФАХИ.


В.Господин Фрэнк, последний раз мы беседовали в начале 2009 года. Как с того времени изменилась экономическая жизнь страны?

Ф. Ф. — Сказать, что нашей экономике пришлось не сладко, — ничего не сказать. Мировой экономический кризис, который в Ирландии «подогрели» проблемы на рынке недвижимости и в банковской сфере, подтолкнул нас к долговой пропасти. Спасли страну многомиллиардные финансовые вливания со стороны Евросоюза и МВФ и, конечно, гражданская позиция соотечественников, которые стойко выдержали урезание льгот и увеличение налоговой нагрузки.

В середине декабря 2013 года Ирландия официально покинула список проблемных стран еврозоны и почти стабилизировала финансовую жизнь.

В.Почему почти?

Ф. Ф. — Потому что финансовое положение страны все еще нельзя назвать идеальным. К примеру, в госбюджете на следующий год мы заложили дефицит в размере 4,8% ВВП, хотя максимально допустимыми в еврозоне считаются 3%. Но учитывая, что в 2012 году этот показатель составил 8,2%, прогресс очевиден. Более того, в 2014 году впервые за время кризиса в Ирландии ожидается профицит бюджета — если, конечно, не учитывать денежных средств, идущих на выплату государственного долга. Если наши планы по выходу из программ поддержки экономики удастся реализовать, то Ирландия станет первой в Европе страной, достигшей такого успеха.

В.Какую роль в восстановлении финансовой независимости играют налогоплательщики?

Ф. Ф. — Чрезвычайно большую. Причем как рядовые граждане, так и государственные служащие. Всем нам уже несколько лет подряд приходится «затягивать пояса», и следующий год не станет исключением, поскольку продолжится воплощение в жизнь программы сокращения государственных расходов и повышения ставок налогов. Экономия в результате применения этих мер только в следующем году составит 2,5 млрд. евро.

В.Какие сферы попали под уменьшение финансирования?

Ф. Ф. — Расходы было решено сократить во всех сферах, обеспечивающих жизнедеятельность страны, которые финансируются из бюджета: медицинской, учебной, транспортной и т. п. Тем не менее на качество обслуживания наших соотечественников этот вынужденный шаг власти почти не повлиял. Кроме того, мы повысили ставку НДС на 1%, то есть с января 2009 года все без исключения предприятия, импортирующие товары, должны уплачивать 22% налога. Увеличена и ставка налога, уплачиваемого при осуществлении операций по продаже недвижимого имущества, — с 20 до 21%. Если же лицо имеет в собственности больше одного дома, ежегодно оно должно уплачивать дополнительно 200 евро налога за каждую такую единицу недвижимости. Повышена и ставка подоходного налога с граждан — также на 1%. По мнению экспертов, применение всех этих мер позволит в дальнейшем избежать бюджетного дефицита.

В.Однако во многих странах в целях как можно менее болезненного преодоления финансового кризиса ставки налогообложения, наоборот, снижались. Рассматривала ли власть подобные идеи?

Ф. Ф. — У нас не было таких проектов и мы не разделяем мнения о том, что снижение ставок тех или иных налогов поможет экономике «выжить» после рецессии. Думаем, действия правительства Великобритании, в которой до недавнего времени действовала сниженная ставка НДС (с 17,5 до 15%), не совсем правильны. При таких условиях национальная экономика не получает стимула для дальнейшего роста, не имеет государственной поддержки. Так как, с одной стороны, вследствие возможного удешевления товаров у граждан возрастет покупательская способность, а с другой — в выигрыше останутся товаропроизводители из других стран, которые будут удовлетворять материальные запросы населения. Основная часть продукции, предлагаемой для приобретения ирландским потребителям, ввозится из-за границы — из той же Великобритании, где более мощно работает промышленность. Поэтому нормальный способ, с помощью которого можно стабилизировать ситуацию, — регулирование налоговой системы путем незначительного повышения ставок. Кстати, в 2011 году в Великобритании ставка НДС была не только восстановлена, но и повышена до 20%, что и требовалось доказать.

В.Не приводит ли пересмотр ставок налогов к махинациям с их уплатой, в частности по НДС?

Ф. Ф. — В жизни страны бывают как случаи махинаций с использованием НДС, так и попытки осуществления расчетов с госбюджетом при участии предприятий, зарегистрированных в офшорных зонах. От этого явления нельзя избавиться полностью. До 1987 г. в Ирландии была очень развита так называемая культура уклонения от налогообложения: многие фирмы, задействованные в разных отраслях экономики, которые работали на территории государства, не были даже зарегистрированы. Финансовая система страны очень страдала от нехватки денежных средств, так как при таких условиях нельзя было обеспечить ее надлежащее функционирование. В свое время получил огласку скандал с одной строительной компанией, работники которой строили автобан. Строители не получили львиной доли денег, предназначавшейся им за строительство трассы, и, очевидно, кто-то из рабочих сообщил об этом в органы государственной власти. Именно так выяснилось, что предприятие уклоняется от уплаты налогов. После подобных ситуаций контроль за выполнением плательщиками обязательств перед госбюджетом был значительно усовершенствован, и все стало на свои места.

В.Впрочем, Ирландию до сих пор считают территорией, благоприятной для утаивания прибылей от налогообложения...

Ф. Ф. — Вскоре все существующие лазейки перекроют. Будут проведены налоговые реформы, в рамках которых принят закон, требующий от любого предприятия, которое работает в Ирландии, зарегистрироваться в качестве налогового резидента в одной из стран мира. Не хотел бы оперировать конкретными названиями, но, как мне кажется, ни для кого уже не секрет, что с помощью разных махинаций такие уважаемые компании, как Apple, Google, Microsoft и т. п., скрывают от налогообложения десятки миллиардов долларов в год. Как правило, в этих целях прибыль переводится в их ирландские филиалы или на счета фиктивных фирм, не являющихся налогоплательщиками ни в одной стране мира. Теперь такого не будет, вместо этого компаниям, работающим у нас, будет предоставлено право иметь «налоговое гражданство» в любой стране по собственному выбору.

В.Возвращаясь к «затягиванию поясов», скажите, как ирландцы отнеслись к фактическому уменьшению доходов домохозяйств?

Ф. Ф. — Если честно, необходимость в усилении фискальной составляющей экономической политики они восприняли не сразу. В Дублине имели место и демонстрации против «политики сбережений», хотя их волна была сдержанной, и банальное игнорирование почти половиной жителей страны уплаты так называемого антикризисного налога, введенного в 2012 году в целях борьбы с долговым кризисом. Но решение, которое до некоторой степени устраивало бы всех — и власть, и общество, нужно было найти. Поэтому был проведен референдум, по результатам которого большинство ирландцев высказалось в пользу ратификации европейского фискального пакта и соблюдения жесткой финансовой дисциплины. Иначе говоря, свободолюбивые граждане Ирландии осознали, что нужно жить по средствам, а не постоянно быть перед кем-то в долгу, что политическая независимость сводится на нет, если нет независимости экономической и постоянно приходится играть по чужим правилам.

В.На фоне повышения ставок налогов власть Ирландии недавно заявила о намерении отменить сбор с авиапассажиров. Почему?

Ф. Ф. — Потому что мы, как и Украина, хотим развивать туристическую отрасль. Инициатива по отмене сбора, составлявшего 3 евро с пассажира, касается вылетающих из страны. В ответ мы ожидаем от перевозчиков открытия новых маршрутов. Кроме того, как и раньше, будет действовать уменьшенная на треть ставка НДС для компаний, работающих в сфере въездного туризма. Надеюсь, это будет способствовать удешевлению билетов и привлечет в нашу страну большое количество посетителей, у которых останутся об Ирландии незабываемые впечатления.

В.В Украине власть постоянно заботится о создании комфортных условий ведения бизнеса, автоматизируя процессы налогообложения, уменьшая количество отчетных периодов и т. п. Есть ли такое в Ирландии?

Ф. Ф. — Конечно, ведь предела совершенству, как мы знаем, нет. В 2012 году с помощью воплощения в жизнь инициатив Налогового управления Ирландии нагрузка на бизнес была снижена на 25%. Так, уменьшена частота представления деклараций по некоторым налогам, увеличен порог регистрации плательщиком НДС, введено предварительное заполнение форм деклараций по подоходному и корпоративному налогам, расширен перечень электронных услуг.

Впрочем, на достигнутом власть страны останавливаться не собирается и с 1 января 2014 года расширяет масштаб применения упрощенного режима отчетности для малых предприятий. В частности, предприятия, осуществляющие суммарные ежегодные платежи по НДС в размере менее 3 тыс. евро, смогут представлять декларации и осуществлять платежи по этому налогу на шестимесячной основе; у кого указанная сумма составляет от 3 до 14,4 тыс. — на четырехмесячной основе и далее по восходящей. Это делается ради того, чтобы малые предприятия смогли увеличить объем наличных и снизить расходы на управление налогообложением. Что касается перехода на новый режим, то он будет автоматическим и не потребует никаких действий со стороны малых предприятий или их представителей.

В.Согласно рейтингу Doing Business2014 Ирландия занимает шестое место по легкости уплаты налогов. За счет каких факторов местной власти удалось достичь такой простоты в администрировании платежей?

Ф. Ф. — Нам пришлось принять ряд радикальных мер. Во-первых, в течение последних 20 лет как руководство республики, так и специалисты налоговой службы приложили значительные усилия, направленные на усовершенствование процедуры выполнения налогоплательщиками финансовых обязательств перед госбюджетом. В свое время система налогообложения Ирландии была более запутанной, чем в других странах. К тому же при высоких ставках налогов обеспечивать поступление денежных средств в надлежащем объеме оказалось весьма сложно, поэтому их пересмотрели для того, чтобы гражданам было легче уплачивать налоги. Если когда-то по прогрессивной шкале налогообложения размер подоходного налога достигал 65%, то сейчас он составляет максимум 42%, а с лиц, зарабатывающих меньше 35 тыс. евро в год, взимается 21% от сумм их доходов. Также были выше корпоративный налог и налог на увеличение капитала. Корпоративный налог — это аналог украинского налога на прибыль и в зависимости от происхождения денежных средств уплачивается по двум ставкам: 12,5% — для коммерческих предприятий, за исключением деятельности, связанной с продажей земельных участков, полезных ископаемых и нефти (в таких случаях уплате в бюджет подлежит 25%); и 25% — для пассивных доходов, таких, как инвестиционный или рентный.

Что касается налога на увеличение капитала, то им облагается доход, возникший в результате продажи недвижимости. Раньше он составлял 40%, но Минфин Украины инициировал его сокращение вдвое. Это стало одним из стимулов роста экономических показателей государства и способствовало более эффективному выполнению собственных функций работниками налогового управления.

В.Какие первоочередные меры по усовершенствованию фискального законодательства Вы посоветовали бы принять в Украине, которая в вышеуказанном рейтинге тоже укрепляет позиции, но по аналогичному показателю пока занимает 164 ступеньку?

Ф. Ф. — Думаю, для оптимального обеспечения доходной части госбюджета нужно усилить контроль за поступлением денежных средств от плательщиков. Если имеют место неодиночные случаи уклонения от уплаты налогов или минимизации юридическими и физическими лицами налоговых обязательств, значит, их недостаточно наказывают. Недавно в газете «Айриш Индепендент» была опубликована статья о том, какие правовые последствия ожидают неплательщиков налогов и какие привилегии по сравнению с ними имеют граждане, честно декларирующие суммы доходов. Впрочем, самая главная сторона дела — моральная, то есть повышение уровня налоговой культуры: отчитавшись перед налоговыми органами о денежном эквиваленте своего успеха, люди будто застраховываются от попадания в публичный перечень неплательщиков. В Ирландии, например, фамилии тех, кто задолжал государству, и суммы их долга публикуют в газетах. В свою очередь вынесение этой информации в широкие массы в своеобразных «черных» списках считается позорным и очень вредит репутации людей — поэтому многие в таком важном деле, как уплата налогов, стараются быть добросовестными.


Беседовали
Ольга ГЕРМАНОВА и Виктория ВОЙТЕХ,
КиевДублин

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42