Налог на прибыль

Отчет о контролируемых операциях

Положениями Закона № 408 в новой редакции изложена ст. 39 Налогового кодекса. В частности, абзацем вторым пп. 39.4.2 п. 39.4 этой статьи предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представлять Отчет о контролируемых операциях, форма которого установлена центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

Форма Отчета о контролируемых операциях (далее — Отчет) и Порядок его составления утверждены приказом № 669.

Отметим, что при разработке формы Отчета рассматривалась структура подобных отчетов, а именно нормативно-правовых документов Российской Федерации.

Напомним основные моменты, на которые необходимо обратить внимание налогоплательщикам, осуществляющим контролируемые операции или планирующим их осуществлять в будущем.

Так, к контролируемым операциям относятся операции при условии, что общая сумма осуществленных операций налогоплательщика с каждым контрагентом равна или превышает 50 млн. грн. (без учета НДС) за соответствующий календарный год:

  • со связанными лицами — нерезидентами;
  • со связанными лицами — резидентами, которые:
  • задекларировали отрицательное значение объекта обложения налогом на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год;
  • применяют специальные режимы налогообложения по состоянию на начало налогового (отчетного) года;
  • уплачивают налог на прибыль предприятий и/или НДС по другой ставке, нежели базовая (основная), установленная согласно этому Кодексу, по состоянию на начало налогового (отчетного) года;
  • не были плательщиками налога на прибыль предприятий и/или НДС по состоянию на начало налогового (отчетного) года;
  • с нерезидентами, зарегистрированными в государстве (на территории), в котором ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и больше процентных пунктов ниже, чем в Украине, или уплачивающими налог на прибыль (корпоративный налог) по ставке на 5 и больше процентных пунктов ниже, чем в Украине. Перечень таких государств (территорий) утвержден распоряжением № 1042-р.

Для справки

ПЕРЕЧЕНЬ
государств (территорий), у которых ставки налога на прибыль (корпоративный налог)
на 5 и больше процентных пунктов ниже, чем в Украине, по состоянию на 25.12.2013 г.

Наименование государства (территории)

Ставка налога, %

Республика Албания

10

Ангилья

0

Княжество Андорра

10

Антигуа и Барбуда

25

0*

Аруба

28

10*

2*

Содружество Багамских Островов

0

Барбадос

25

1,5 — 2,5*

Королевство Бахрейн

0

Белиз

25

0*

Бермудские Острова

0

Республика Болгария

10

Босния и Герцеговина

10

Британские Виргинские Острова

0

Бруней-Даруссалам

20

0*

Виргинские Острова Соединенных Штатов Америки

38,5

0*

Республика Вануату

0

Гваделупа

33,3

Фиксированная сумма*

Гернси

0

Гибралтар

10

Гренада

30

0*

Грузия

15

0*

Джерси

0

Ирландия

12,5

Автономное сообщество Канарские острова Королевства Испания

30

4*

Республика Кабо-Верде

25

5*

0 — 2,5*

Каймановы острова

0

Государство Катар

10

Киргизская Республика

10

Республика Кипр

12,5

Автономный край Косово и Метохия Республики Сербия

10

Кюрасао

27,5

2,4 — 3*

0*

Королевство Лесото

25

10*

0*

Республика Либерия

25

0*

Ливанская Республика

15

0*

Княжество Лихтенштейн

12,5

0*

Великое Герцогство Люксембург

21

Фиксированная сумма*

Особый
административный район Китая Макао 

9 — 12

0*

Бывшая Югославская Республика Македония

10

0*

Федеративная территория Лабуан Малайзии

25

3*

Мальдивская Республика 

 

Республика Мальта

35 (после уплаты дивидендов вся сумма уплаченного налога возмещается)

Королевство Марокко

30

10*

3*

Фиксированная сумма*

Мартиника

33,3

Фиксированная сумма*

Республика Маршалловы Острова

3

Федеративные Штаты Микронезии 

3

Республика Молдова

12

3 — 6*

Монтсеррат

30

0*

Республика Науру

0

Объединенные Арабские Эмираты

0

Султанат Оман

12

0*

Остров Мен

0

Острова Кука

20

0*

Острова Теркс и Кайкос

0

Республика Палау

0

Республика Панама

25

0*

Республика Парагвай

10

Содружество Северных Марианских Островов

0 — 5

Автономный регион
Мадейра Португальской Республики

25

0*

Республика Сан-Марино

17

0,85*

Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи

25

0*

Республика Сейшельские Острова

33

25

0*

Сент-Винсент и Гренадины

32,5

0*

Сент-Китс и Невис

35

0*

Сент-Лусия

33,33

0*

Республика Сингапур

17

10*

5*

Синт-Мартен

(Нидерландская часть)

34,5

2,4 — 3*

Республика Судан

35

30*

15*

10*

Демократическая Республика Тимор-Лешти

10

Республика Узбекистан

35

15*

9*

Французская Гвиана

33,3

Фиксированная
сумма*

Черногория

9

Швейцарская
Конфедерация

12 — 24

8,5*

Ямайка

25

2,5*

*Для отдельных видов предприятий, отдельных видов деятельности, отдельных отраслей, отдельных территорий и т. п.

 

Ежегодная публикация перечня таких государств (территорий) в официальных печатных изданиях и на официальном веб-сайте с указанием ставок налога на прибыль (корпоративный налог) возложена на Миндоходов Украины. Информация об изменении ставок должна быть опубликована в течение трех месяцев с момента такого изменения.

Также необходимо отметить, что в случае если в государстве (на территории) регистрации такого нерезидента установлено больше одной ставки налога на прибыль (корпоративного налога), плательщиком налога представляется справка (или ее нотариально заверенная копия), подтверждающая избранную нерезидентом ставку налога на прибыль (корпоративного налога), установленную в государстве его регистрации, в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий налоговую и таможенную политику, в сроки, определенные пп. 39.4.2 п. 39.4 ст. 39 Налогового кодекса для представления Отчета.

Положениями Налогового кодекса не предусмотрена разработка формы справки, то есть ее унификация. Поэтому такая справка может быть в произвольной форме. При этом она должна быть выдана компетентным органом другой страны и надлежащим образом легализована, переведена согласно законодательству Украины.

Порядок составления Отчета

Отчет состоит из заглавной, основной части, приложения и информации к приложению. Предлагаем рассмотреть важные моменты, являющиеся ключевыми при заполнении Отчета.

Для заполнения основной части Отчета объем операций рассчитывается в целом за год. В частности, при определении стоимостного критерия контролируемой операции учитывают все операции, осуществленные налогоплательщиком в отчетном году. Общие данные в разрезе контрагентов, операции с которыми равны или превышали 50 млн. грн., указывают в заглавной части Отчета. Детализации (в приложениях к Отчету) подлежат контролируемые операции, которые осуществлялись с 01.09.2013 г. по 31.12.2013 г., поскольку Закон № 408 вступил в силу 01.09.2013 г.

Учитывая важность определения цен в контролируемых операциях, налогоплательщикам необходимо обратить внимание на графу 17 Отчета, в которой указывается цена за единицу измерения в валюте договора/контракта.

Так, при неизменности цены за единицу измерения товара (работы, услуги) и характеристик предмета операции в течение всего отчетного года или его периода наряду с неизменностью условий поставок такие операции указываются в одной строке суммарно. При этом в графе 15 отражается дата осуществления первой операции в серии периодических операций, а в графе 16 — дата осуществления последней операции в серии периодических операций в отчетном году. В графе 26 указывается цена в гривнях (исходя из валютного курса в таможенной декларации), по которой соответствующая операция отражена в налоговом учете налогоплательщика. В графе «курс валюти» проставляется отметка «Х».

Пример. На выполнение условий импортного контракта на таможенную территорию Украины завозятся минеральные удобрения для растений от связанного лицанерезидента по цене 5 дол. США за 1 л в период мартавгуст, когда повышен спрос на такую продукцию, и по цене 4,5 дол. США за 1 л в осенне-зимний период, когда спрос снижается.

В этом случае в приложении к Отчету заполняется только несколько строк, ориентируясь на цену единицы товара в периоде поставки, а в графе «курс валюти» проставляется «Х».

Для тех налогоплательщиков, которые имеют изменяемые условия контракта, влияющие на цену товаров, работ, услуг, отражается каждая осуществленная операция, при этом датой осуществления таких операций является дата перехода прав собственности на товары либо дата составления акта или другого документа, оформленного согласно требованиям действующего законодательства, который подтверждает выполнение работ или предоставление услуг.

Метод определения цены в контролируемых операциях, код которого указывается в графе 24 Отчета, должен избираться из следующих методов:

  • сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи);
  • цены перепродажи;
  • расходы плюс;
  • чистой прибыли;
  • распределения прибыли.

Кроме того, цена может определяться в соответствии с пп. 2 п. 21 подраздела 10 Налогового кодекса. Так, временно, до 01.01.2018 г., для целей налогообложения операций по импорту/экспорту товарных позиций по кодам 1001 — 1008, 1501 — 1522, 2601 — 2621, 2701 — 2716, 2801 — 2853, 2901 — 2942, 7201 — 7229, 7301 — 7326 согласно УКТ ВЭД с лицами, указанными в пп. 39.2.1.2 п. 39.2 ст. 39 этого Кодекса, обычная цена на товары по решению налогоплательщика может определяться согласно биржевым котировкам — в случае если товары котируются на бирже и согласно справочным ценам, опубликованным в источниках информации (специализированных коммерческих изданиях), — в случае если товары не котируются на бирже.

Необходимо отметить, что приоритетным является метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи).

С учетом электронной формы представления и проведения контролирующими органами надлежащего анализа данных Отчета для большинства граф разработана кодификация для упрощения их заполнения. В восьми приложениях к Порядку заполнения Отчета приведены цифровые коды для заполнения соответствующих граф Отчета, что будет способствовать уменьшению затрат времени на его составление и обработку.

В частности, заполнение кодов 501 — 503, 505 — 507, 509, 510 в приложении к Отчету предусматривает предоставление Информации о связанности лиц (далее — Информация).

Предоставляются реквизиты физических и юридических лиц, которые имеют возможность осуществлять непосредственное или опосредованное влияние на налогоплательщика самостоятельно либо совместно со связанными лицами, кроме данных о муже (жене), родителях, детях, братьях, сестрах, опекунах, попечителях. В этом случае ставится только отметка в соответствующей графе Информации.

Сроки представления Отчета

Отчет представляется до 1 мая года, следующего за отчетным. Налоговый кодекс предусматривает представление Отчета только по электронным средствам связи в электронной форме с соблюдением требований законодательства относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи. Конечно, в случае если плательщик налога не осуществляет контролируемые операции, указанный Отчет им не представляется.

Ответственность за непредставление Отчета

Согласно п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса за непредставление Отчета предусмотрена ответственность в виде применения штрафных санкций в размере 5% общей суммы контролируемых операций. Установление такой ответственности прежде всего имеет стимулирующую функцию, то есть предупреждает уклонение плательщиков налога от представления этой отчетности.

При этом следует помнить, что в случае если Отчет плательщиком налога представлен своевременно, но хотя бы одна из контролируемых операций не отражена в нем, то неотражение такой операции также влечет за собой наложение штрафа в размере 5% суммы такой операции.

В случае если налогоплательщиком выявлено, что в ранее представленном Отчете информация предоставлена не в полном объеме, содержит ошибки, недостатки, такой налогоплательщик имеет право представить уточняющий Отчет.

Обращаем внимание, что в случае если корректировка налоговых обязательств осуществляется плательщиком налога самостоятельно, штраф начисляется только в размере 3%.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42