Статьи

Нам удалось создать коллектив единомышленников

В редакцию пришло письмо. «В журнале «Вестник» № 45/2013 Инна Санжаревская рассказывает много полезного о наполнении бюджета, — пишет А. Прядка с Луганщины. — Не могу оставаться равнодушным и хочу предложить свои размышления о путях существенного наполнения государственной казны». Наш читатель предлагает ведомству обратить внимание на хозяйственную деятельность, где обращаются значительные cуммы денежных средств, разыгрываются предметы роскоши, автомобили и т. п., а в казну налоги вообще не уплачиваются. Мы передали письмо в Координационно-мониторинговый департамент Миндоходов Украины и одновременно поинтересовались результатами работы Департамента за прошлый год и планами на нынешний.


Как мы создавались

Год назад Указом Президента Украины было создано Министерство доходов и сборов Украины. В этом контексте выстраивалась структура нового Министерства.

На наш Департамент были возложены функции координации структурных подразделений центрального и регионального уровней в деятельности по наполнению бюджета (а в части единого взноса — и внебюджетных фондов) и аналитического сопровождения всех параметров деятельности ведомства.

Указанное отразилось на структуре Департамента и основных направлениях нашей работы. К традиционным — прогнозирование и анализ поступлений по платежам, регионам, секторам экономики и крупным налогоплательщикам, учет и отчетность, прибавились новые — таможенная статистика и единый взнос.

В свою очередь интеграция информационных и учетно-отчетных систем дала толчок развитию новых направлений аналитической работы в реалиях функционирования созданного Министерства.

Нам удалось создать коллектив единомышленников, способный оперативно и на надлежащем профессиональном уровне выполнять порученное дело.

Что было важным в период создания

Объединение налоговой и таможенной служб, закрепление функций по администрированию единого взноса подняли уровень нашей ответственности перед государством на качественно высшую ступень — не только относительно финансирования из госбюджета правительственных программ (известно, что Миндоходов обеспечивает более 80% доходов госбюджета и почти полностью — доходы местных бюджетов), но и относительно социальной защищенности граждан и обеспечения пенсионных выплат.

Поэтому самым важным, я думаю, было объединить рабочие процессы налоговой и таможенной систем, а со временем — и единого взноса, и направить их на обеспечение поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Мы поставили перед собой (на кратко-- и долгосрочную перспективу) достаточно амбициозные задачи: усилить аналитическую составляющую, создать в Министерстве комплексную систему прогнозирования доходов бюджета и единого взноса и совершенствовать ее с учетом мирового опыта, развивать систему предупреждения рисков неуплаты налогов и сборов, интегрировать учетно-отчетные системы в период объединения, а в дальнейшем — улучшать методологию ведения таможенной статистики. Последовательно занимаемся их реализацией.

Что считаем своими основными достижениями

Создан Мониторинговый центр, в котором аккумулированы информационные потоки Миндоходов.

Этот мощный инструмент был создан для аналитического и информационного сопровождения процессов детенизации с помощью новейших разработок в сфере ІТ. Мониторинговый центр зонирован по функцио-нальной составляющей. Он состоит из аналитической, сервисной, интерактивной зон, зон мониторинга, «24/7» и «Сallback». Именно здесь автоматически обрабатываются все данные налоговых отчетов и деклараций, документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, других источников, позволяющих свое-временно и с высокой вероятностью выявить проявления неофициальной экономической де-ятельности, отследить движение товара от границы до конечного потребителя, движение фиктивного налогового кредита от производителя до заказчика. Система по выявлению рисков полностью автоматизирована и исключает человеческий фактор, а следовательно, и любые коррупционные проявления. Не менее важная функция центра — внутренний контроль за качеством обслуживания плательщиков в сервисных центрах и на таможенных постах. Такой круглосуточный контроль позволяет оперативно реагировать на внештатные ситуации.

Разработана комплексная система прогнозирования и анализа закрепленных за Министерством платежей, включающая, в частности, определение индикаторов поступлений по платежам и направлениям работы в региональном разрезе и мониторинг их выполнения и позволяющая обеспечить адекватность поступлений в бюджет закрепленных платежей показателям социально-экономического развития государства.

Рассмотрение и согласование финансовых планов государственных предприятий, субъектов хозяйствования с долей государственной собственности, их дочерних предприятий, благодаря чему рассмот-рены финансовые планы на 2013 г. 29 предприятий, 26 из которых согласованы с объемами уплаты в госбюджет более 19,2 млрд. грн. Происходит также согласование финансовых планов указанных предприятий на 2014 г. — из 18 предоставленных на рассмотрение  ныне согласовано 8.

Расширен вектор использования данных таможенной статистики — кроме традиционного формирования данных официальной государственной статистики внешней торговли и внешнеторгового баланса Украины для аналитической работы структурных подразделений Министерства.

Оптимизирован процесс подготовки консолидированной отчетности, что позволило оперативно и комплексно информировать руководителей ведомства и государства о состоянии формирования поступлений в бюджет налоговых, таможенных платежей и единого взноса в разрезе плательщиков и секторов национальной экономики, объемах налоговых льгот, наличии налогового долга и т. п.

Реализуем общегосударственную концепцию упрощения регулирования предпринимательской деятельности путем усовершенствования сервисов обслуживания крупных налогоплательщиков (согласно Реестру их в Украине на 2014 г. отобрано 2131), поскольку именно в этом сегменте сосредоточивается львиная доля поступлений в бюджет. В целях уменьшения административного давления на налогоплательщиков Департаментом разработан проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», которым предусмотрено, в частности, усовершенствование критериев отбора плательщиков в категорию крупных и оптимизация документооборота при формировании Реестра крупных налогоплательщиков. Законопроект прошел общественное обсуждение, согласован с другими министерствами. В случае его принятия у плательщиков значительно сократятся затраты времени и бюрократические процедуры по переходу на обслуживание в специализированные инспекции.

Что планируем на перспективу

Главная задача исходя из миссии Миндоходов — реализация роли Министерства в обществе и, как результат, обеспечение наполнения доходной части бюджета и внебюджетных фондов.

Поэтому планируем реализовать закрепленные за Департаментом проекты в соответствии со Стратегическим планом развития Миндоходов Украины на 2013 — 2018 годы, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Украины от 24.10.2013 г. № 869-р:

  • трансформация прогнозирования доходов бюджета в координацию бюджетного процесса по доходам с учетом наилучших мировых практик;
  • усовершенствование системы предотвращения возникновения рисков неуплаты налогов и сборов;
  • комплексное улучшение учетно-отчетной составляющей деятельности Министерства;
  • оптимизация методологической составляющей процесса ведения таможенной статистики Украины в соответствии с международными стандартами;
  • разработка методики и формирование системы операционных показателей для структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Миндоходов.

«Горячие линии»

Дата: 2 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42