Статьи

Горючее с поля

Закон Украины от 19.06.2012 г. № 4970-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов» предусматривает, что с 1 января 2014 г. к каждому литру бензина необходимо добавлять не меньше 5% биоэтанола. Что такое биоэтанол, откуда он берется, насколько полезен и вообще какова мотивация такого нововведения, попробуем разобраться в этой статье.


Ни для кого не секрет, что запасы полезных ископаемых на нашей планете ограничены. Особенно беспокоит тот факт, что уже в недалеком будущем может закончиться основное топливо современного мира — нефть. По разным данным, ее может хватить еще на 50 — 100 лет. Конечно, ученые активно ищут альтернативу «черному золоту». В частности, в автомобильной области разрабатываются электрические двигатели, а также моторы, работающие на водороде. Однако горючее можно не только добыть, но и... вырастить.

Биоэтанол и биодизель, полученные из растительного вещества, за последние десятилетия стали довольно популярными в мире. Украина также решила не плестись в хвосте и с 1 января 2014 г. на законодательном уровне установила обязательное содержание в бензине не меньше 5% биоэтанола.

В сущности, это обычный спирт, полученный из биологического сырья. При его производстве используются растения с высоким содержанием сахара и крахмала: кукуруза, картофель, сахарный тростник, сахарная свекла или ячмень. Собственно, ничего нового в этой технологии нет. Мало того, спиртом автомобили заправляли еще 100 лет назад. Одним из первых в качестве горючего его использовал легендарный «Форд-Т» — самая массовая автомодель в истории человечества.

Как правило, биоэтанол не применяют в чистом виде, а смешивают с бензином. Смеси получают названия в зависимости от процентного соотношения двух веществ. Например, популярная Е85 состоит на 85% из биоэтанола и на 15% — из бензина.

Конечно, основное преимущество биоэтанола — возможность вырастить сырье в поле, что снижает зависимость экономики от нефти. Кроме того, при его сгорании в воздух попадает намного меньше вредных веществ. Например, в выхлопных газах двигателя автомобиля, работающего на Е85, содержится на 20 — 30% меньше СО2.

Поэтому не удивительно, что биотопливо становится все более распространенным. Особую популярность спирт как топливо приобрел в начале третьего тысячелетия, когда экологические тенденции стали значительно актуальнее. Так, с 2000 по 2011 г. производство биоэтанола в мире выросло с 17 до 84,6 млрд. л. Лидером в этой отрасли является Бразилия, где почти 15 млн. автомобилей и 1,5 млн. мотоциклов используют горючее растительного происхождения.

Инициатива Украины закрепить на законодательном уровне долю биоэтанола в бензине далеко не нова. Подобные нормы существуют во многих странах мира. Так, в США этот показатель составляет 10%, а в Бразилии — 24%. Хотя у нас на первых порах его содержание будет небольшим (около 5%), в перспективе с 2016 г. оно может увеличиться минимум до 7%.

Конечно, нашему государству, зависящему от импортных энергоносителей, такое решение принесет свои дивиденды. Ведь даже добавление 5% биоэтанола к бензину позволит уменьшить ежегодное потребление нефти на 225 тыс. т. К тому же существенно возрастет спрос на это сырье, а следовательно, отечественные спиртзаводы смогут нарастить объемы производства почти вдвое. Кроме того, это решение может оказать положительное влияние и на развитие сахарной отрасли Украины, которая будет поставлять продукцию для производства горючего.

Однако ситуация не такая уж однозначная и безоблачная, как может показаться. Дело в том, что сам био-этанол имеет и определенные недостатки. Прежде всего его применение вызовет увеличение потребления горючего автомобилем. Причина проста: при сгорании спирт выделяет меньше тепла, чем бензин. Однако намного хуже другое свойство биотоплива: оно приводит к коррозии, то есть ржавчине. Другими словами, биоэтанол не лучшим образом влияет на детали двигателя, усиливает их износ и может привести к поломке. Обычные автомобильные бензиновые моторы рассчитаны на то, что могут безболезненно потреблять горючее, в котором не больше 5% биоэтанола. Для смесей с большим содержанием растительного спирта необходимо вносить изменения в конструкцию агрегата. Многие современные модели готовят к стандарту Е85 уже в заводских цехах. Однако в Украине средний возраст машин — 18 лет, и для многих из них использование бензина нового типа может стать губительным. Проблема еще и в том, что максимальное содержание спирта в Украине законодательно не установлено, то есть теоретически оно может составлять и все 100%.

К тому же ситуацию усложняет еще один факт: у нас до сих пор нет государственных стандартов производства биоэтанола. Нельзя просто взять и долить спирт к бензину — существует специальная технология, которой должны придерживаться на нефтеперерабатывающих заводах. А горючее, сделанное с нарушением этих норм, может быть еще более вредным.

Инициатива по введению в Украине биотоплива неотложна и полезна. Однако к этому надо подойти взвешенно и осторожно, иначе за просчеты будут платить простые автомобилисты из своих карманов. А ремонт транспортных средств, учтите, нынче обходится недешево.


Тарас АНДРИЕВСКИЙ

Комментарий

Геннадий Рябцев,
директор специальных программ научно-технического центра «Психея»

Имеется несколько важных аспектов этой проблемы. Во-первых, будет ли это выгодно потребителю? В сущности, его лишают права выбирать нужное ему топливо. Ведь специалисты и Еврокомиссии, и отечественного предприятия «Державто-трансндіпроект» в ходе испытаний определили, что 67% автомобилей не адаптированы к топливу, в котором содержание этанола превышает 5%. Оно снижает надежность агрегатов и ухудшает их эксплуатационные характеристики.

Во-вторых, пока в украинском правовом поле не существует ни стандартов, ни инструкций, ни других нормативно-правовых актов, регулирующих оборот такого топлива — его изготовление, транспортировку, хранение. А следовательно, нет и возможности контроля со стороны государства.

Существует и технологический нюанс. Чтобы выполнить норму по обязательному содержанию по меньшей мере 5% этанола в бензине, необходимо приблизительно 230 — 250 тыс. т этого сырья в год. А предприятия «Укрспирта» способны сейчас произвести 150 тыс. т, то есть нам угрожает дефицит топлива. Кроме того, никто не знает, как добавлять биоэтанол к бензину. Для этого предприятия нефтеперерабатывающей отрасли необходимо оборудовать специальными смесительными установками и дополнительными резервуарами, на что требуется время.

Еще один важный аспект — налоговый. Конечно, на нефтепродукты распространяется акциз, составляющий 198 евро за 1 т. Однако при таком подходе возникает двойное налогообложение: сначала этот акциз собирают непосредственно с бензина, а потом —
еще раз — уже после добавления к нему биоэтанола. Возрастает в этом случае и облагаемая НДС база, а следовательно, стоимость 1 л топлива увеличится приблизительно на 2 грн.

В случае дефицита биоэтанола его придется ввозить из-за рубежа и уплачивать пошлину в размере приблизительно 60 тыс. грн. за 1 т, то есть 1 л бензина подорожает еще на 4 грн. Конечно, в этой ситуации импортеры будут стараться избегать лишних расходов. А сделать это не трудно: поскольку законом регулируется минимальное содержимое биоэтанола, а верхней планки нет, то можно продавать топливо с содержанием спирта на уровне 30%. Оно считается альтернативным, и сборы на него не будут распространяться. То есть такая ситуация будет стимулировать не уплачивать налоги и сборы, что грозит уменьшением поступлений в бюджет.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42