Отчетный год обычно начинается с кампании декларирования. В целях надлежащей организации работы территориальных органов Миндоходов Украины по обеспечению качественного проведения в 2014 г. декларационной кампании утвержден приказ Миндоходов Украины от 03.01.2014 г. № 1 «О проведении кампании декларирования доходов граждан, полученных в 2013 году».
Декларирование доходов — это:
При этом главной целью Миндоходов Украины является идеология добровольности декларирования доходов, взаимопонимание и формирование высокой налоговой культуры населения.
Итоги проведенной кампании декларирования 2013 г. свидетельствуют, что у большинства граждан наблюдается повышение уровня налогового сознания, появилось понимание уплаты налогов как социальной необходимости. О положительных изменениях в общественном сознании свидетельствует уровень добровольности выполнения налоговых обязательств. Так, в 2013 г. гражданами представлено 727 тыс. деклараций, что почти на 61 тыс. больше, чем в 2012 г. Налоговые обязательства по уплате налога на доходы физических лиц возросли на 292 млн. грн. (1,4 млрд. грн. в 2013 г. по сравнению с 1,1 млрд. грн. в 2012 г.).
Для информирования плательщиков налога в СМИ и на веб-портале Миндоходов в сети Интернет постоянно освещаются основные вопросы порядка представления налоговой декларации об имущественном положении и доходах (далее — Налоговая декларация), категориях плательщиков налога на доходы физических лиц, которые обязаны представлять годовую Налоговую декларацию, и перечне доходов, подлежащих обязательному декларированию, а также перечне расходов, включаемых в состав налоговой скидки.
Для обеспечения благоприятных условий при представлении гражданами годовых налоговых деклараций предусматривается возможность приема деклараций по выходным дням и в вечерние часы, практикуется предоставление консультаций при заполнении деклараций с выездом ответственных работников территориальных органов Миндоходов Украины на крупные предприятия и в отдаленные районы. Практически каждый гражданин, который отчитывается о доходах, получает необходимый комплекс услуг по заполнению декларации, уплате налога или получению налоговой скидки.
В соответствии с п. 179.2 ст. 179 Налогового кодекса обязанность плательщика налога по представлению Налоговой декларации считается выполненной и такая декларация не представляется, если плательщик получал доходы:
Если согласно разделу ІV Налогового кодекса отдельные виды налогооблагаемых доходов (прибыли) не подлежат налогообложению при их начислении или выплате, но не освобождены от налогообложения, плательщик налога обязан самостоятельно включить сумму таких доходов в общий годовой налогооблагаемый доход плательщика налога и представить годовую декларацию по этому налогу (пп. 168.1.3 п. 168.1 ст. 168 указанного Кодекса).
К таким доходам относятся:
В соответствии с п. 179.4 ст. 179 Налогового кодекса от обязанности представления декларации освобождаются независимо от вида и суммы полученных доходов плательщики налога, которые:
Плательщики налога — физические лица, не являющиеся субъектами предпринимательства, а также лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, представляют по месту своего налогового адреса Налоговую декларацию до 1 мая года, следующего за отчетным (пп. 49.18.4 п. 49.18 ст. 49 Налогового кодекса). Так, предельный срок представления Налоговой декларации за 2013 г. — 30.04.2014 г.
Налоговая декларация представляется в контролирующий орган одним из следующих способов по выбору плательщика налога:
Согласно п. 19.2 ст. 19 Налогового кодекса представителями плательщика налога признаются лица, которые могут осуществлять представительство его законных интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, на основании закона или доверенности. Доверенность, выданная плательщиком налога — физическим лицом на представительство его интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, должна быть удостоверена в соответствии с действующим законодательством, то есть нотариально.
В соответствии с п. 49.5 ст. 49 вышеуказанного Кодекса при отправлении Налоговой декларации по почте плательщик налога обязан осуществить такое отправление в адрес соответствующего контролирующего органа не позднее чем за 10 дней до истечения предельного срока представления такой декларации, определенного этой статьей, а при представлении в электронной форме — не позднее истечения последнего часа дня, в котором заканчивается такой предельный срок.
В электронной форме налогоплательщики могут представить Налоговую декларацию в контролирующие органы средствами электронной почты через Информационный портал Миндоходов.
Для представления Налоговой декларации в электронной форме в режиме реального времени (он-лайн) налогоплательщику необходимо:
Подробнее о представлении отчетности в электронном виде можно узнать на веб-портале Миндоходов или в АЦСК Информационно-справочного департамента Миндоходов. Кроме того, вопросы электронной отчетности освещены в «Вестнике» № 46/2013.
Пунктом 179.10 ст. 179 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщик до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, имеет право обратиться с запросом в соответствующий контролирующий орган относительно заполнения декларации.
Физическое лицо обязано самостоятельно до 1 августа года, наступающего за отчетным, уплатить сумму налогового обязательства, указанную в представленной им Налоговой декларации.
Налоговая декларация состоит из восьми разделов, которые подаются на двух двусторонних листах формата А4, и семи приложений к ней, которые подаются на одно- и двусторонних листах формата А4 и содержат расчеты отдельных видов доходов (расходов).
Приложения к декларации заполняются и представляются исключительно при наличии доходов (расходов), расчет которых содержится в этих приложениях.
Налоговая декларация и приложения к ней заполняются таким образом, чтобы обеспечить свободное чтение текста (цифр) и сохранение этих записей в течение установленного срока хранения отчетности (печатным способом, чернильными или шариковыми ручками синего или черного цвета). Заполнение карандашом не разрешается.
В декларации и приложениях к ней не должно быть подчисток, помарок, исправлений, дописок и зачеркиваний.
Показатели в разделах ІІ — VIII Налоговой декларации и приложениях к ней проставляются в гривнях с копейками.
Достоверность данных декларации и приложений к ней подтверждается собственноручной подписью физического лица — плательщика налога или лица, уполномоченного на заполнение этой декларации.
Для удобства налогоплательщиков и повышения уровня предоставления высококачественных услуг на веб-сайте «Вестника» (www.visnuk.com.ua) в разделе «Обратите внимание» размещены бланк Налоговой декларации с приложениями и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 123.1 ст. 123 Налогового кодекса установлено, что в случае если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства на основаниях согласно подпунктам 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4 — 54.3.6 п. 54.3 ст. 54 этого Кодекса, в частности налогоплательщик не представляет в установленные сроки Налоговую декларацию, данные проверок результатов деятельности плательщика свидетельствуют о занижении суммы его налоговых обязательств или решением суда, вступившего в законную силу, лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов, влечет за собой наложение на налогоплательщика штрафа в размере 25% суммы определенного налогового обязательства; при повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу — наложение на плательщика штрафа в размере 50% суммы начисленного налогового обязательства.
Кроме того, согласно пп. 129.1.1 п. 129.1 ст. 129 Налогового кодекса по истечении установленных этим Кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга начисляется пеня.
Пеня, определенная этим подпунктом, начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) из расчета 120% годовых учетной ставки Нацбанка Украины, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше, за каждый календарный день просрочки в его уплате (п. 129.4 указанной статьи).
Вместе с тем при исправлении ошибок плательщиком налога путем представления «Звітної нової» Налоговой декларации до истечения предельного срока представления ответственность за занижение налогового обязательства по налогу на доходы физических лиц не применяется.
В соответствии с пп. «є» п. 176.1 ст. 176 Налогового кодекса плательщики налога обязаны представлять Налоговую декларацию по результатам налогового (отчетного) года в сроки, предусмотренные этим Кодексом для плательщиков налога на доходы физических лиц, если в течение такого налогового (отчетного) года налогооблагаемые доходы начислялись (выплачивались, предоставлялись) в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений плательщику налога в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам двумя или более налоговыми агентами и при этом общая годовая сумма таких налогооблагаемых доходов превышает 120 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года.
Другие налогооблагаемые доходы, начисленные (выплаченные, предоставленные) плательщикам налога, нежели вышеуказанные, не включаются в состав общего годового налогооблагаемого дохода, который декларируется согласно вышеуказанному подпункту.
Перерасчет налога с задекларированной годовой общей суммы налогооблагаемых доходов осуществляется в отдельном приложении к Налоговой декларации в следующем порядке:
Начисленный налог с уменьшенной общей суммы налогооблагаемых доходов уменьшается на сумму налога, фактически начисленного (удержанного) налоговыми агентами в течение налогового (отчетного) года на доходы, указанные в абзаце первом пп. «є» п. 176.1 ст. 176 Налогового кодекса, задекларированные плательщиком налога. Положительная разность налога подлежит уплате плательщиком налога в соответствующий бюджет в порядке, установленном Кодексом.
На 01.01.2013 г. размер минимальной заработной платы составлял 1147 грн. Таким образом, если сумма, выплаченная плательщику налога в течение 2013 г. в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам двумя или более налоговыми агентами, превышает 137 640 грн. (120 × 1147 грн.), такой плательщик налога обязан до 1 мая 2014 г. представить Налоговую декларацию, заполнив при этом приложение 7 «Розрахунок податкових зобов’язань з податку на доходи фізичних осіб згідно з пп. «є» п. 176.1 ст. 176 розділу IV Податкового кодексу України» (далее — приложение 7).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет и определенная плательщиком налога в строке 07 приложения 7 (только положительное значение), отражается в колонке 5 строки 01.01 раздела ІІ Налоговой декларации и подлежит уплате в бюджет до 1 августа 2014 г.
Следует обратить внимание, что исходя из положений Налогового кодекса при получении физическим лицом в каком-либо календарном месяце отчетного налогового года доходов в виде заработной платы и по гражданско-правовым договорам от двух и более налоговых агентов в сумме, превышающей десятикратный размер минимальной заработной платы, и при этом общая годовая сумма дохода не превышает 120 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2013 г. — 137 640 грн.), Налоговая декларация плательщиком налога не представляется, перерасчет налога на доходы физических лиц не осуществляется.
Вместе с тем плательщик налога не освобождается от обязанности представления Налоговой декларации, если в течение года им получен доход от двух и более налоговых агентов в виде заработной платы и по гражданско-правовым договорам, превышающий десятикратный размер минимальной заработной платы, при этом ни в одном из календарных месяцев отчетного налогового года плательщик не получал доход сразу от двух или более налоговых агентов (например, изменение в течение года основного места работы).