Єдиный налог

Применение упрощенной системы налогообложения юридическими лицами

Недавно Миндоходов Украины была проведена «горячая» телефонная линия на тему «Применение упрощенной системы налогообложения юридическими лицами». На вопросы плательщиков отвечала Инна Литвин, заместитель начальника Управления местных налогов и сборов, платы за землю — начальник отдела платы за землю с юридических лиц и местных налогов и сборов Департамента налогообложения и контроля объектов и операций Министерства доходов и сборов Украины. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, поставленные при проведении телефонной линии.

Срок действия извлечения из реестра плательщиков единого налога

В течение какого срока действует извлечение из реестра плательщиков единого налога?


В соответствии с п. 299.10 ст. 299 Налогового кодекса Украины (далее — Налоговый кодекс) регистрация плательщиком единого налога является бессрочной.

Пунктом 299.9 этой статьи определено, что по желанию зарегистрированный плательщик единого налога может бесплатно получить извлечение из реестра плательщиков единого налога, действующее до внесения изменений в реестр.

Следует отметить, что согласно п. 299.8 указанной статьи изменения в реестр плательщиков единого налога вносятся в день подачи плательщиком соответствующего заявления при изменении следующих сведений:

  • наименования субъекта хозяйствования, кода согласно ЕГРПОУ (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества физического лица — предпринимателя, регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика или серии и номера паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений в установленном порядке отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налога и имеют соответствующую отметку в паспорте);
  • налогового адреса субъекта хозяйствования;
  • места осуществления хозяйственной деятельности;
  • избранных физическим лицом — предпринимателем первой и второй групп видов хозяйственной деятельности;
  • ставки единого налога и группы плательщика налога.

Действие свидетельств плательщика единого налога, полученных до 01.01.2014 г.

Действительны ли в 2014 г. свидетельства плательщика единого налога, полученные до 01.01.2014 г.?


В соответствии с п. 299.1 ст. 299 Налогового кодекса с 01.01.2014 г. регистрация субъекта хозяйствования в качестве плательщика единого налога осуществляется путем внесения соответствующих записей в реестр плательщиков единого налога.

Свидетельства плательщика единого налога, полученные до 01.01.2014 г., действительны и подтверждают нахождение таких налогоплательщиков на упрощенной системе налогообложения до получения извлечения из реестра или внесения изменений в реестр плательщиков единого налога.

В случае подачи юридическим лицом — плательщиком единого налога заявления о внесении изменений в реестр, контролирующий орган по желанию плательщика представляет извлечение из реестра плательщиков единого налога. При этом ранее выданное свидетельство плательщика единого налога возвращается в контролирующий орган.

Кроме того, бланк свидетельства также подлежит возврату контролирующему органу в случае отказа от упрощенной системы налогообложения.

Подача заявления государственному регистратору о применении упрощенной системы налогообложения

В каком случае юридическое лицо может подать заявление государственному регистратору о применении упрощенной системы налогообложения с целью регистрации плательщиком единого налога?


Заявление о применении упрощенной системы налогообложения может подаваться государственному регистратору как дополнение к регистрационной карточке, представляемой для проведения государственной регистрации юридического лица с учетом требований п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса. Электронная копия заявления, изготовленная путем сканирования, передается государственным регистратором в контролирующий орган одновременно со сведениями из регистрационной карточки на проведение государственной регистрации юридического лица согласно Закону Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».

Также зарегистрированные в установленном порядке субъекты хозяйствования (новосозданные) имеют право в течение 10 дней со дня государственной регистрации подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения в контролирующий орган следующим образом:

  • лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
  • по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  • средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Районные потребительские союзы не могут быть плательщиками единого налога

Могут ли избрать упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности районные потребительские союзы?


Подпунктом 291.5.5 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса определено, что субъекты хозяйствования — юридические лица, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, не являющимся плательщиками единого налога, равна или превышает 25%, не могут быть плательщиками единого налога.

В соответствии со ст. 2 раздела І Закона Украины от 10.07.2003 г. № 1087-IV «О кооперации» (далее — Закон № 1087) потребительский коопе-ратив (потребительское общество) — кооператив, который создается путем объединения физических и/или юридических лиц для организации торгового обслуживания, заготовок сельскохозяйственной продукции, сырья, производства продукции и предоставления других услуг с целью удовлетворения потребительских нужд его членов.

Согласно ст. 111 Хозяйственного кодекса Украины потребительские общества могут на добровольных началах объединяться в союзы, другие формы объединения, предусмотренные законом, единый союз потребительских обществ Украины и имеют право свободного выхода из них.

Для обеспечения уставной деятельности кооператив в порядке, предусмотренном его уставом, формирует паевой, резервный, неделимый и специальный фонды.

В соответствии со ст. 21 Закона № 1087 пай каждого члена кооператива формируется за счет разового взноса или долей в течение определенного периода. Имущественные взносы оцениваются в денежной форме. Размер пая члена кооператива зависит от фактического его взноса в паевой фонд. Паи в том числе резервного и специальных фондов являются персонифицированными и в сумме определяют общую долю каждого члена кооператива в имуществе кооператива.

То есть в имуществе кооператива, в том числе потребительского общества, можно определить конкретную долю (взнос, вклад) каждого участника.

Пунктом 2 раздела ІІ Программы завершения размежевания и утверждения собственности в потребительской кооперации Украины (Укоопсоюза), утвержденной постановлением XVIII (вне-очередного) съезда потребительской кооперации Украины от 19.12.2000 г., определено, что уставный капитал — это капитал, созданный за счет вступительных взносов пайщиков, отчислений от прибылей хозяйственно-финансовой деятельности потребительских обществ, потребсоюзов, их предприятий, объединений и других поступлений, не запрещенных действующим законодательством. Указанным документом также урегулированы особенности формирования уставного капитала потребительских обществ (союзов), их предприятий, поэтому в имуществе потребительского общества можно определить долю (взнос) участников.

Таким образом, на потребительские общества распространяются ограничения, предусмотренные пп. 291.5.5 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса.

Следовательно, районные потребительские союзы в качестве субъектов хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, не являющимся плательщиками единого налога, равна или превышает 25%, не могут быть плательщиками единого налога.

Бесплатная передача товаров плательщиком единого налога

Включается ли в состав дохода юридического лица — плательщика единого налога стоимость бесплатно предоставленных таким лицом товаров (работ, услуг)?


Согласно п. 44.2 ст. 44 Налогового кодекса плательщики единого налога ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов с целью исчисления объекта налогообложения по методике, утвержденной центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику.

Упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности для юридических лиц — плательщиков единого налога предусматривает составление финансовой отчетности согласно ПБУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденному приказом Минфина Украины от 25.02.2000 г. № 39, в соответствии с п. 8 которого субъекты малого предпринимательства, имеющие право на применение упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов, признают расходы и доходы с учетом требований Налогового кодекса.

Вместе с тем включение в состав дохода юридического лицаплательщика единого налога стоимости товаров (работ, услуг), бесплатно переданных другому юридическому лицу или физическому лицу, Налоговым кодексом не предусмотрено.

Определение объема дохода, дающего право юридическому лицу перейти на упрощенную систему налогообложения

За какой период определяется объем дохода, дающего право юридическому лицу перейти на упрощенную систему налогообложения?


В соответствии с п. 292.16 ст. 292 Налогового кодекса право на применение упрощенной системы налогообложения в следующем календарном году имеют плательщики единого налога при условии непревышения в течение календарного года объема дохода, установленного для соответствующей группы плательщиков единого налога.

Согласно пп. 298.1.4 п. 298.1 ст. 298 этого Кодекса субъект хозяйствования, являющийся плательщиком других налогов и сборов согласно нормам Кодекса, может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления в контролирующий орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала. Такой субъект хозяйствования может осуществить переход на упрощенную систему налогообложения один раз в течение календарного года.

Переход на упрощенную систему налогообложения субъекта хозяйствования может быть осуществлен при условии, если в течение календарного года, предшествующего периоду перехода на упрощенную систему налогообложения, таким субъектом соблюдены требования, установленные в п. 291.4 ст. 291 Налогового кодекса.

К поданному заявлению прилагается расчет дохода за предыдущий календарный год, определяемый с соблюдением требований, установленных главой 1 раздела XIV Налогового кодекса.

Учитывая указанное, объем дохода, дающий право юридическому лицу перейти на упрощенную систему налогообложения, определяется за календарный год (начинается 1 января и заканчивается 31 декабря включительно), предшествующий году перехода на упрощенную систему налогообложения.

Наличие в уставе субъекта хозяйствования видов деятельности, не дающих права применять упрощенную систему налогообложения
Является ли основанием для отказа субъекту хозяйствования в регистрации плательщиком единого налога наличие в его уставе таких видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения?

 

В соответствии с п. 299.6 ст. 299 Налогового кодекса основаниями для принятия контролирующим органом решения об отказе в регистрации субъекта хозяйствования в качестве плательщика единого налога является, в частности, несоответствие такого субъекта требованиям, установленным ст. 291 этого Кодекса.

Пунктом 291.5 ст. 291 указанного Кодекса определены виды, не дающие права юридическим лицам быть плательщиками единого налога при их осуществлении.

Юридические лица — плательщики единого налога в соответствии с п. 5 пп. 298.2.3 п. 298.2 ст. 298 Налогового кодекса обязаны перейти на уплату других налогов и сборов при осуществлении видов деятельности, не дающих права применять упрощенную систему налогообложения — с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором осуществлялись такие виды деятельности.

Следовательно, наличие в уставе юридического лица таких видов деятельности, не дающих права применять упрощенную систему налогообложения, не является основанием для отказа в регистрации его плательщиком единого налога при условии, что такие виды деятельности не осуществляются субъектом хозяйствования.

 


 

Подготовила Анна Чернышева, обозреватель «Вестника»,
при содействии: Инны Литвин, заместителя начальника Управления
местных налогов и сборов, платы за землю — начальника отдела платы за землю с юридических лиц
и местных налогов и сборов Департамента налогообложения и контроля объектов и операций
Министерства доходов и сборов Украины, и Информационно-коммуникационного департамента

Министерства доходов и сборов Украины