Таможенное дело

Корректировка таможенной стоимости товаров

Вопрос определения таможенной стоимости является очень важным, ведь этот показатель используется, в частности, для начисления таможенных платежей, применения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики и для расчета налогового обязательства, определенного по результатам документальной проверки.

Таможенную стоимость товаров декларант заявляет при декларировании. При этом он обязан заявлять таможенную стоимость, определенную им самостоятельно, в том числе по результатам консультаций с органом доходов и сборов, или скорректированную по результатам контроля, осуществленного органом доходов и сборов; представлять органу доходов и сборов достоверные сведения об определении таможенной стоимости, которые должны базироваться на объективных, документально подтвержденных данных, подвергаемых исчислению; нести все дополнительные расходы, связанные с корректировкой таможенной стоимости или предоставлением дополнительной информации.

Методы определения таможенной стоимости

В соответствии со ст. 57 Таможенного кодекса определение таможенной стоимости товаров, которые ввозятся согласно таможенному режиму импорта, осуществляется по следующим методам:

  • основной — по цене договора (контракта) относительно импортируемых товаров (стоимость операции);
  • второстепенные:
  • по цене договора относительно идентичных товаров;
  • по цене договора относительно подобных (аналогичных) товаров;
  • на основе вычитания стоимости;
  • на основе прибавления стоимости (исчисленная стоимость);
  • резервный.

Каждый метод применяется только в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем применения предыдущего метода. Применению второстепенных методов предшествует процедура консультаций между органом доходов и сборов и декларантом. Методы на основе вычитания и прибавления стоимости (исчисленная стоимость) могут применяться в любой последовательности по просьбе декларанта или уполномоченного им лица.

Рассмотрим указанные методы подробнее.

Таможенной стоимостью товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины в соответствии с таможенным режимом импорта, является цена, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за товары, если они продаются на экспорт в Украину, скорректированная в случае необходимости согласно требованиям Таможенного кодекса. Такой ценой считается общая сумма всех платежей, которые были осуществлены или должны быть осуществлены покупателем оцениваемых товаров продавцу, или в пользу продавца через третьих лиц либо связанных с продавцом лиц для выполнения обязательств продавца. Платежи необязательно должны быть осуществлены в виде перевода денег. Такие платежи могут быть осуществлены путем аккредитива, инкассации или с помощью других расчетов (вексель, передача ценных документов и т. п.).

Расчеты осуществляются только на основании объективных данных, которые подтверждаются документально и подвергаются исчислению. При определении таможенной стоимости к цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за оцениваемые товары, прибавляются следующие расходы (составляющие таможенной стоимости):

  • расходы, понесенные покупателем (комиссионные и брокерское вознаграждение); стоимость ящиков тары (контейнеров), в которую упакован товар, стоимость упаковки или стоимость упаковочных материалов и работ, связанных с паковкой;
  • надлежащим образом распределенная стоимость сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов, комплектовочных изделий, инструментов и т. п., которые вошли в состав оцениваемых товаров, если они поставляются прямо или опосредованно покупателем бесплатно или по сниженным ценам;
  • роялти и другие лицензионные платежи, которые касаются оцениваемых товаров и которые покупатель должен уплатить прямо или опосредствованно как условие продажи оцениваемых товаров (порядок включения в цену расчетов роялти и лицензионных платежей определяет Кабинет Министров Украины);
  • соответствующая часть выручки от какой-либо дальнейшей перепродажи товаров, их использования или распоряжения, которая прямо или опосредованно направляется в пользу продавца;
  • расходы на транспортировку оцениваемых товаров до аэропорта, порта или другого места ввоза;
  • расходы на погрузку, разгрузку и обработку оцениваемых товаров, связанные с их транспортировкой до места ввоза;
  • расходы на страхование товаров.

Включать в цену другие расходы запрещено.

При продаже товаров между связанными лицами основной метод может использоваться, если декларант докажет, что такая стоимость близка к стоимости операции при продаже несвязанным покупателям идентичных либо подобных (аналогичных) товаров или таможенной стоимости идентичных либо подобных (аналогичных) товаров (определенных в соответствии со статьями 62 или 63 Таможенного кодекса).

В случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена по первому методу, за основу принимается стоимость операции с идентичными товарами, которые продаются на экспорт в Украину из той же страны и время экспорта которых совпадает со временем экспорта оцениваемых товаров или максимально приближено к нему. При этом под идентичными понимают товары, одинаковые по всем признакам с оцениваемыми товарами, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке, стране производства и производителю.

Важно, что цена договора относительно идентичных товаров принимается за основу для определения таможенной стоимости товаров, если эти товары ввезены приблизительно в том же количестве и на тех же коммерческих уровнях, что и оцениваемые товары. В случае отсутствия такой продажи используется стоимость операции с идентичными товарами, которые продавались в другом количестве или на других коммерческих уровнях, но при этом их цена корректируется с учетом указанных расхождений независимо от того, к чему они ведут — к увеличению или к уменьшению стоимости.

Если же и этот метод применить невозможно, таможенной стоимостью будет считаться принятая органом доходов и сборов стоимость операции с подобными (аналогичными) товарами, которые проданы на экспорт в Украину (причем время экспорта должно совпадать или быть максимально приближено к нему). Под подобными (аналогичными) понимают товары, которые хоть и не одинаковы по всем признакам, но имеют похожие характеристики и состоят из похожих компонентов, благодаря чему выполняют одинаковые функции по сравнению с оцениваемыми товарами и считаются коммерчески взаимозаменяемыми.

Следующим применяется метод определения таможенной стоимости путем вычитания стоимости. По этому методу, если оцениваемые или идентичные либо подобные (аналогичные) импортные товары продаются в Украине в неизменном состоянии, для определения таможенной стоимости принимается цена единицы такого товара при условии вычитания (если они могут быть выделены) расходов на выплату комиссионных, обычных расходов, понесенных в Украине на погрузку, разгрузку, транспортировку, страхование и других связанных с такими операциями расходов, сумм налогов, которые подлежат уплате в Украине.

Статьей 63 Таможенного кодекса предусмотрено применение метода определения таможенной стоимости товаров путем прибавления стоимости (исчисленная стоимость). Определение таможенной стоимости товаров по этому методу основано на информации, предоставленной производителем оцениваемых товаров, об их стоимости, которая должна состоять из сумм:

  • стоимости материалов и расходов, понесенных производителем при производстве оцениваемых товаров (такая информация должна базироваться на коммерческих счетах производителя при условии, что такие счета совместимы с общепризнанными принципами бухгалтерского учета, применяемыми в стране, где эти товары производятся);
  • объема прибыли и общих расходов, что равно сумме, которая обычно отражается при продаже товаров того же класса или вида, что и оцениваемые;
  • общих расходов при продаже в Украине из страны вывоза товаров, то есть расходов на погрузку, разгрузку и обработку оцениваемых товаров, их транспортировку в аэропорт, порт или другое место ввоза на таможенную территорию Украины, расходов на страхование этих товаров.

Методы вычитания (прибавления) стоимости сводятся к корректировке стоимости к таможенной.

Определение таможенной стоимости товаров по методу оценки на основе вычитания стоимости осуществляется в том случае, если оцениваемые, идентичные или подобные (аналогичные) товары будут продаваться (отчуждаться) на таможенной территории Украины в неизменном состоянии.

При применении метода вычитания стоимости за основу принимается цена реализации на идентичные (аналогичные) товары, сложившаяся на внутреннем рынке, из которой вычитаются расходы до момента пересечения границы.

При прибавлении стоимости проводится калькуляция стоимости импортируемого товара (стоимость материалов и расходов, расходов на погрузку, разгрузку, транспортировку, страхование до места пересечения таможенной границы Украины, прибыли и т. п.).

Статья 64 Таможенного кодекса предусматривает применение так называемого резервного метода, согласно которому таможенная стоимость товаров определяется с использованием способов, не противоречащих законам Украины и являющихся совместимыми с соответствующими принципами и положениями ГАТТ.

Таможенная стоимость, определенная по этому методу, должна основываться на ранее признанной (определенной) таможенной стоимости.

Кроме того, по этому методу таможенная стоимость не может быть определена на основании:

  • цены товаров украинского происхождения на внутреннем рынке;
  • системы, предусматривающей принятие для таможенных целей стоимости выше из двух альтернативных;
  • цены товаров на внутреннем рынке страны-экспортера;
  • другой стоимости производства, нежели исчисленная стоимость, определенная для идентичных или подобных (аналогичных) товаров (ст. 63 Таможенного кодекса);
  • цены товаров, поставляемых из страны-экспортера в третьи страны;
  • минимальной таможенной стоимости и произвольной или фиктивной стоимости.

Подтверждение заявленной таможенной стоимости

Статьей 52 Таможенного кодекса утвержден исчерпывающий перечень документов, представляемых для подтверждения заявленной таможенной стоимости. Он состоит из основных и дополнительных документов.

Основными документами являются документы, которые согласно Таможенному кодексу подтверждают сведения о заявленной таможенной стоимости (часть вторая ст. 53 Таможенного кодекса).

Следует отметить, что документы, представление которых предусмотрено вышеуказанным Кодексом для подтверждения заявленной таможенной стоимости, соответствуют документам, которые декларант представляет для подтверждения таможенной стоимости в странах-членах Европейского Союза (например, в Литве).

Перечень дополнительных документов также является исчерпывающим, вместе с тем согласно Таможенному кодексу декларант имеет право представлять другие имеющиеся у него документы для подтверждения таможенной стоимости.

Кроме того, Таможенным кодексом определен исключительный перечень случаев, в которых орган доходов и сборов может запросить дополнительные документы:

  • наличие расхождений в основных документах;
  • наличие признаков подделки этих документов;
  • отсутствие всех данных для применения избранного декларантом метода, то есть сведений относительно составляющих таможенной стоимости или цены.

В таких случаях декларант или уполномоченное им лицо по письменному требованию органа доходов и сборов обязаны в течение 10 календарных дней предоставить (при наличии) дополнительные документы.

Корректировка таможенной стоимости товаров

Решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается органом доходов и сборов исключительно в случаях, если установлено, что заявлены (часть первая ст. 55 Таможенного кодекса) неполные и/или недостоверные сведения таможенной стоимости, в том числе неправильно определена таможенная стоимость товаров.

Следует отметить, что таможенная стоимость считается неправильно определенной декларантом, а заявленные сведения — неполными (недостоверными) только в следующих случаях (часть шестая ст. 54 Таможенного кодекса):

  • неправильно проведен расчет таможенной стоимости (например, арифметические ошибки, ошибки при переводе курса);
  • непредставление основных или дополнительных документов либо отсутствие в этих документах всех сведений относительно составляющих таможенной стоимости или цены;
  • несоответствие избранного метода условиям, определенным Таможенным кодексом (например, наличие одного из четырех условий невозможности применения основного метода);
  • поступление информации от таможенных органов других стран о недостоверности заявленной таможенной стоимости.

Любое принятое решение о корректировке таможенной стоимости должно содержать обоснование числового значения таможенной стоимости товаров, скорректированной органом доходов и сборов, и фактов, повлиявших на такую корректировку.

Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, которые ввозятся в таможенном режиме импорта, орган доходов и сборов принимает в письменной форме при осуществлении контроля правильности определения таможенной стоимости этих товаров как до, так и после их выпуска, если выявлено, что заявлены неполные или недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно определена таможенная стоимость товаров. В случае несогласия декларанта с решением о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров орган доходов и сборов выпускает товары в свободное обращение с уплатой налогов с таможенной стоимости, определенной декларантом, а на разность таможенных платежей, сформированную вследствие корректировки таможенной стоимости, декларант предоставляет гарантию.

В течение 80 дней декларант имеет возможность представить дополнительные документы для подтверждения заявленной им таможенной стоимости и доказать свою позицию.

Орган доходов и сборов рассматривает такие документы и в течение пяти рабочих дней с даты их представления принимает письменное решение относительно признания заявленной таможенной стоимости и отменяет решение о корректировке заявленной таможенной стоимости или предоставляет обоснованный отказ декларанту.

Если по результатам такого рассмотрения орган доходов и сборов отменяет принятое решение — гарантия высвобождается, если нет — гарантия погашается.

Обжалование решений о корректировке таможенной стоимости товаров

Обжалование решений о корректировке осуществляется в порядке, определенном главой 4 Таможенного кодекса.

Жалоба предприятия должна содержать все необходимые реквизиты этого предприятия и быть подписана руководителем указанного предприятия или лицом, выполняющим его обязанности. Если иное не предусмотрено законом, жалобы предприятий подаются и рассматриваются в таком же порядке и в те же сроки, что и жалобы граждан. Таким образом, порядок и сроки рассмотрения жалоб определяются Законом № 393.

Жалоба должна содержать конкретную информацию о предмете обжалования и быть надлежащим образом аргументирована.

При обжаловании решений о корректировке таможенной стоимости товаров нужно учитывать следующие особенности.

Должностными лицами высшего уровня относительно должностных лиц и других работников органов доходов и сборов являются руководители этих органов.

Органами высшего уровня являются:

  • относительно таможенных постов — таможни, структурными подразделениями которых являются эти таможенные посты;
  • относительно таможен, специализированных таможенных органов, таможенных организаций — центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Жалоба на решения, действия или бездеятельность должностного лица либо другого работника органа доходов и сборов (включая заместителя руководителя) подается руководителю этого органа, организации.

Жалоба на решения, действия или бездеятельность руководителя таможенного поста подается в таможню, структурным подразделением которой является этот таможенный пост.

Жалоба на решения, действия или бездеятельность руководителя таможни, специализированного таможенного органа, таможенной организации подается в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Если удовлетворение жалобы на решения, действия или бездеятельность органов доходов и сборов либо их должностных лиц связано с выплатой денежных сумм, их выплата осуществляется за счет государственного бюджета органами, осуществляющими казначейское обслуживание бюджетных средств.