Статьи

Авторынок: 2013 — год испытаний и надежд

Прошедший год оказался для автомобильной отрасли Украины довольно непростым. Новые правила игры заставили автопроизводителей и импортеров скорректировать свои стратегические направления развития. Это, конечно, в определенной мере отразилось и на показателях рынка.


По данным ассоциации «Укравтопром», в целом в 2013 г. было реализовано 346 750 новых автотранспортных средств, что на 4,5% меньше, чем за аналогичный период 2012 г. Из них 201 566 — легковые автомобили, в этом сегменте снижение продаж составляет 7,4%. Конечно, основными причинами называют введение в апреле прошлого года спецналога на импортные машины в размере 6,46 — 12,95% и в сентябре — экологического налога (утилизационный сбор) в размере 4700 — 30 250 грн. Как результат, стоимость многих моделей возросла, что повлияло на уровень продаж.

Однако эти данные следует рассматривать комплексно. Если принять во внимание продажи в мире, то такие цифры не являются чем-то экстраординарным, ведь во многих странах темпы роста авторынка замедлились или вообще стали отрицательными. В этом отношении спокойно чувствуют себя разве что мировые лидеры. Например, в США за последние шесть лет наблюдается самый высокий уровень продаж новых автомобилей — 15 500 000 единиц. А в Великобритании рост составлял 10,8%. Однако даже такое государство, как Германия, продемонстрировало падение продаж новых машин на уровне 4,2%. Ирландия завершила год с «минусом» в 6,6%, Финляндия — 7%, Италия — 7,1%, а Нидерланды — вообще 17%. И это несмотря на то, что их налоговое законодательство не подвергалось существенным изменениям, как наше. Всего же в Европе средний показатель падения составлял 2,5%. В России продажи сократились на 5,4%, хотя у наших северных соседей утилизационный сбор был введен еще в 2012 г.

При всем этом украинский авторынок занимает 13 место в Европе, и считается, что никакого краха не произошло. Правда, его структура несколько изменилась. Во-первых, наши автолюбители по своим вкусам стали более близки к европейцам, поскольку все чаще предпочитают модели с дизельным двигателем. Их доля в прошлом году возросла до 20%. И не удивительно: на них не распространяется спецпошлина, к тому же они более экономичны. Лидером рынка, как и раньше, остается Hyundai (18 000 проданных авто), второе место занимает ЗАЗ (17 700), а третье — Geely (16 400). Самыми популярными моделями стали ZAZ Sens и Hyundai Accent. Между прочим, впервые в топ-10 наиболее востребованных марок в Украине нет автомобиля ВАЗ, хотя еще несколько лет назад российский автогигант был лидером нашего рынка.

Интересно, что в сегменте дорогих авто наблюдается рост. В 2013 г. моделей премиум-класса было реализовано на 3% больше, чем год назад — свыше 13 000 единиц. Хотя более важным является тот факт, что на 6% возросли продажи коммерческих автомобилей: в прошлом году их реализовали на 120 600 единиц больше, чем в позапрошлом году. А это свидетельствует о потенциале экономики.

Однако автопроизводство в Украине продемонстрировало худшие показатели. Его уровень сократился на треть — до 50 400 машин. И налоговые изменения здесь ни при чем, ведь отечественные производители освобождены и от уплаты спецпошлины, и от утилизационного сбора. Значительную роль сыграли общая экономическая ситуация в Украине и ограничения относительно нашей автопродукции, введенные Россией. Хотя есть и положительные тенденции: например, Кременчугский автозавод увеличил производство автомобилей в 2,8 раза.

В настоящее время Кабинет Министров Украины рассматривает возможность отмены спецпошлины. Об этом заметил и. о. министра экономического развития и торговли Игорь Прасолов. А утилизационный сбор в действительности оказался не таким уже и страшным. Хотя он действовал только в течение четырех месяцев, однако пополнил госбюджет на 440 млн. грн. Но обычные украинцы пока не спешат сдавать свои старые транспортные средства на переработку. Причина проста: сдав машину на автозапчасти, можно неплохо заработать. Поэтому члены правительства вышли с предложением ввести компенсацию за утилизированный автомобиль. Речь идет об определенной скидке при покупке новой машины отечественного производства. Собственно, этот механизм действует во многих странах и выгоден как для покупателя, так и для производителя. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в Верховной Раде Украины.

Еще одним стимулом для развития отечественной автопромышленности может быть льготное кредитование при покупке машины, собранной в Украине. В целом такие меры должны способствовать увеличению производства автотранспортных средств до 735 000 единиц в 2020 г. Именно такой показатель заложен в Концепции государственной целевой программы развития автомобилестроения на период до 2020 г.

Кстати, несмотря на падение продаж в 2013 г. и сложную политическую ситуацию, в январе текущего года авторынок продемонстрировал рост на уровне 4,3%. Следовательно, повод для оптимизма все-таки есть. С другой стороны, падение курса гривни не самым лучшим образом отразится на положении дел в автомобильной отрасли.


Тарас АНДРИЕВСКИЙ

Комментарий

Юлия КАЖАРСКАЯ,
бренд-менеджер международного автомобильного холдинга «Атлант-М» в Украине

— Каковы перспективы рынка новых автомобилей в Украине на 2014 год?

— Наш медианный прогноз на 2014 год по рынку — 180 000 новых иномарок, то есть немного ниже 2013 года. В этом прогнозе уже был «заложен» умеренно негативный сценарий, но без резких обвалов. Однако, учитывая проблемы политической и экономической жизни страны, ситуация может оказаться и более пессимистичной.

— Прошлый год завершился падением продаж. Следует ли ожидать роста в 2014 году?

— Рост вероятен, потому что существует отложенный спрос. Также факторами роста могут стать уменьшение либо отмена таможенного или утилизационного сбора.

— Какие основные факторы будут влиять на рынок и уровень продаж в этом году?

— Прежде всего это политическая ситуация в Украине, перспективы преодоления экономического кризиса, законодательные инициативы — ослабление давления «заградительных» мер по импорту. Важными будут также курс гривни и доступность кредитов.

— Каких изменений следует ожидать по сравнению с 2013 годом?

— Не буду оригинальной, если скажу, что сценариев сегодня очень много. Ситуация крайне нестабильна, и есть множество факторов, которые могут повлиять на перспективы развития страны. Учитывая объем проблем, к сожалению, сложно надеяться на быстрое (в течение года) восстановление рынка.