Обязательность проведения инвентаризации
В соответствии со ст. 10 Закона
о бухучете предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов
и обязательств. Периодичность проведения инвентаризации, объекты ее
проведения определяются руководителем (собственником) предприятия. Но есть
случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. Пунктом 12
постановления № 419 установлено, что инвентаризация активов
и обязательств проводится в обязательном порядке:
- перед составлением годовой финансовой отчетности;
- при передаче имущества государственного предприятия
в аренду, приватизации имущества государственного предприятия,
преобразовании государственного предприятия в акционерное общество;
- при смене материально ответственного лица (на дату
приемки-передачи дел);
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений,
уничтожения ценностей, а также по предписанию судебно-следственных
органов;
- в случае пожара, стихийного бедствия или техногенной
аварии;
- при ликвидации предприятия.
Кроме того, согласно п. 4 Инструкции № 69 при
коллективной (бригадной) материальной ответственности проведение инвентаризации
обязательно при смене руководителя коллектива (бригадира), выбытия
из коллектива (бригады) более половины его членов, а также
по требованию хотя бы одного члена коллектива (бригады).
Периодичность и сроки проведения инвентаризации
Периодичность, порядок и сроки проведения обязательной
инвентаризации на предприятиях регулируются Инструкцией № 69. Также
пп. 1.4 п. 1 Методических рекомендаций № 37 рекомендованы
следующие сроки и периодичность проведения инвентаризации
сельскохозяйственными предприятиями:
- основные средства (машины, оборудование, транспортные
средства, передаточные устройства, инструменты, приборы, инвентарь),
за исключением зданий, сооружений, земельных участков, животных, — не менее одного раза в год перед составлением годовой отчетности,
но не ранее 1 октября;
- здания, сооружения (в том числе гидротехнические),
земельные угодья, земли водного фонда, другие объекты недвижимости — один
раз в 3 года;
- библиотечные фонды — по решению руководителя
предприятия один раз в 5 лет или ежегодно, с охватом
инвентаризацией не менее 20% единиц библиотечного фонда,
с обязательным завершением начатой инвентаризации этого имущества
в структурном подразделении (у материально ответственного лица)
в течение 30 дней (согласно Инструкции № 69);
- нематериальные активы, незавершенные капитальные
вложения — не реже одного раза в год, перед составлением годовой
отчетности, но не ранее 1 декабря;
- незавершенное производство в растениеводстве — на 1 ноября отчетного года;
- незавершенное производство в рыбоводстве — на дату вылова;
- яйца птиц в инкубаторах — на 1 января;
- полуфабрикаты собственного производства, незавершенное
промышленное производство в промышленных, вспомогательных, других
производствах и хозяйствах — на 31 декабря отчетного года;
- плодовые саженцы и насаждения — до наступления зимнего периода, в IV квартале отчетного года;
- расходы будущих периодов, незаконченные капитальные
ремонты — не менее одного раза в год на 31 декабря
отчетного года;
- рабочий скот, взрослые продуктивные животные, животные
на откорме, звери, птица — не менее одного раза в квартал
(на 1 апреля, 1 июля, 1 сентября) и перед составлением
годовой отчетности на 31 декабря отчетного года. В отношении
птицы инвентаризацию рациональнее проводить одновременно с ее прививкой;
- производители и ремонтный материал рыб — по состоянию на 1 июля;
- пчелосемьи и кормовой запас меда в ульях — не реже двух раз в год (весной — не позднее 10 апреля,
и осенью — до 1 октября);
- семена, корма, органические и минеральные удобрения,
пестициды, гербициды и другие средства защиты растений — не реже
двух раз в год (первый раз — не позднее 1 июля,
второй — не позднее 1 декабря);
- продукция сельскохозяйственного производства
(за исключением кормов, семян, кожно-мехового сырья, готовых изделий,
продукции промышленных и подсобных хозяйств) — не реже одного
раза в год, но не ранее 1 октября отчетного года (как правило,
на 1 декабря);
- малоценные и быстроизнашивающиеся предметы — не реже одного раза в год, но не ранее 1 октября;
- нефтепродукты — не реже одного раза в месяц;
- драгоценные металлы — не реже двух раз
в год;
- запасные части, тара и тарные материалы, материалы для
ремонта, строительные материалы и оборудование, сырье для переработки
во вспомогательных производствах, прочие материалы — не менее
одного раза в год, не ранее 1 октября отчетного года;
- продукты питания в детских дошкольных учреждениях,
буфетах, столовых — ежемесячно;
- денежные средства, денежные документы, ценные бумаги
и бланки строгой отчетности, расчеты по платежам в бюджет
и другим обязательным взносам и платежам — не реже одного
раза в квартал;
- расчеты с разными дебиторами и кредиторами — не реже двух раз в год.
Как видно из представленной информации, при установке
сроков и периодичности в Методических рекомендациях № 37 учтены
отраслевые и сезонные особенности сельского хозяйства. Например, инвентаризация основных средств,
большую часть которых составляет сельскохозяйственная техника, проводится
не ранее 1 октября, то есть по окончании уборочных работ,
когда все единицы сельскохозяйственной техники (тракторы, комбайны, прицепы,
сеялки и пр.) находятся на станциях, в парках, других местах
хранения; инвентаризацию нефтепродуктов (а именно топлива, смазочных
материалов) необходимо проводить ежемесячно ввиду их интенсивного
использования — работа комбайнов и тракторов в ходе посевных
и уборочных работ, использование дизельного топлива при работе дизель-генераторов
и пр.
Для фермерских хозяйств, в которых производство
осуществляется фермером и членами его семьи, и в хозяйствах
со среднеучетной численностью работающих за отчетный период
до 10 человек включительно (не считая членов семьи)
и объемом выручки, не превышающим 1 млн. грн. в год
(с учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс, которые вступают
в силу 01.01.2012 г. в соответствии с Законом № 4014),
рекомендуется для самоконтроля проводить полную инвентаризацию два раза
в год: перед началом весенне-полевых работ (март — апрель)
и по окончании уборки урожая текущего года (октябрь — ноябрь).
В процессе работы постоянно действующей
инвентаризационной комиссии главный бухгалтер сельскохозяйственного предприятия
при взаимодействии с ведущими специалистами и службами составляет
рекомендуемый проект календарного плана проведения инвентаризаций
по предприятию, где указываются конкретные даты проведения инвентаризаций
в разрезе объектов и состав рабочих инвентаризационных комиссий. Затем календарный план инвентаризаций
и состав комиссий утверждает приказом руководитель предприятия. Как
правило, председателем постоянно действующей комиссии назначается либо
руководитель предприятия, либо его заместитель (или главный инженер, главный
агроном), а членами комиссии — специалисты соответствующего
направления (зоотехники, агрономы, механики), а также специалисты
экономических служб (бухгалтеры, экономисты, учетчики).
В сельском хозяйстве для оформления результатов
инвентаризации используются как формы, применяемые на всех предприятиях
и предусмотренные постановлением № 241 и другими нормативными
документами общеотраслевого характера, так и формы, отражающие специфику
сельскохозяйственного производства и рекомендованные к применению
Методическими рекомендациями № 37, а именно:
- инвентаризационная опись основных средств по
фор-ме № Инв-1;
- инвентаризационная опись земельных угодий по
форме № Инв-2сг;
- инвентаризационная опись многолетних насаждений
по форме № Инв-3сг;
- акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути,
по форме № Инв-6;
- инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей,
принятых (сданных) на ответственное хранение,
по форме № Инв-6сг;
- инвентаризационная опись рабочего скота и продуктивных
животных, птицы, пчелосемей по форме № 162;
- акт инвентаризации незаконченных капитальных ремонтов
основных средств по форме № Инв-10;
- инвентаризационная опись плодовых и ягодных
рассадников по форме № Инв-10сг;
- акт инвентаризации расходов будущих периодов по форме
№ Инв-11;
- акт о результатах инвентаризации имеющихся денежных
средств (приложение 7 к Положению № 637);
- инвентаризационная опись расчетов с дебиторами
и кредиторами по форме № Инв-14сг;
- инвентаризационная опись контрактных обязательств,
непредвиденных активов и обязательств, гарантий и обеспечения предоставленных
и полученных, списанных активов по форме № Инв-15сг;
- инвентаризационная опись бланков строгого учета по
форме № Инв-16сг;
- ведомость результатов инвентаризации (приложение № 3
к Инструкции № 69).
Особенности инвентаризации незавершенного производства
в сельском хозяйстве
В соответствии с пп. 6.1 п. 6
Методических рекомендаций № 37 к незавершенному производству
относятся:
- в растениеводстве — расходы под урожай будущих
периодов: зябь; пары; удобрения; посевы озимых культур; многолетние травы; подготовка
парников, теплиц; озимые посевы; снегозадержание; необмолоченные культуры под
урожай отчетного года и т. д.;
- в животноводстве — инкубация яиц
(в декабре); перешедшие на выращивание в следующем году
сеголетки рыбы; запасы меда в ульях;
- в промышленных производствах — выдержка сырья
вина и т. д.; заделы (агрегаты, узлы, детали); изделия, обработка
и сбор которых не завершены; готовые изделия, недоукомплектованные
и не сданные на склад готовой продукции.
Согласно пп. 6.4 п. 6 этих Рекомендаций объектами
инвентаризации незавершенного производства в растениеводстве являются
культуры, виды посевов, работ и т. д., причем площади многолетних
трав инвентаризируются в разрезе годов посева. В инвентаризационных
описях указываются: перечень культур или работ; количественные измерители
(площади в гектарах, теплицы в квадратных метрах, количество
парниковых рам и пр.); сумма расходов (всего); состояние посевов
и качество выполненных работ.
В соответствии с пп. 6.5 п. 6
Методических рекомендаций № 37 из удобрений к незавершенному
производству относятся только удобрения, внесенные или только вывезенные осенью
текущего года (под урожай будущих годов), в инвентаризационной описи
указываются: вид удобрения (органические, минеральные); площади (в гектарах),
на которые внесены те или иные удобрения; вес внесенных или вывезенных
удобрений (в тоннах, центнерах); стоимость удобрений с учетом
расходов на их вывоз, внесение и т. д. в соответствии
с данными аналитического учета расходов.
Подпунктом 6.6 п. 6 Методических рекомендаций
№ 37 установлено, что результаты инвентаризации плодовых питомников
фиксируются в отдельной описи, в которую включаются: незавершенное
производство питомников; готовая продукция (сеянцы, саженцы); материальные
запасы (семена древесно-кустовых пород). Опись составляется в разрезе
каждого поля (участка), начиная с посевного отделения. Стоимость сеянцев
и саженцев, оставшихся в рассаднике для дальнейшего выращивания
до необходимых технических условий, а также все расходы по посевам
отчетного года, которые еще не дали всходов, остаются на субсчете
«Растениеводство» счета 23 «Производство» как незавершенное производство.
Инвентаризация питомников проводится до наступления зимы, как правило,
в IV квартале отчетного года (в октябре — ноябре). Саженцы
и сеянцы, непригодные для дальнейшего использования и культивации,
считаются отходами производства и в инвентаризационной описи
не отражаются. Гибель насаждений и посевов оформляется актами.
Согласно пп. 6.7 п. 6 Методических рекомендаций
№ 37 в животноводстве инвентаризация незавершенного производства
проводится по его видам в разрезе производственных подразделений
и материально ответственных лиц. Инвентаризация незавершенного
производства по инкубации проводится в следующем порядке:
- подсчитывается количество яиц,
оставшихся в инкубации, в разрезе их видов (кур, гусей, индюков,
уток);
- определяется дата закладки переходной
партии яиц на инкубацию и количество дней инкубации в текущем
году;
- путем умножения плановой себестоимости
одного дня инкубации (в разрезе видов яиц) на количество заложенных
яиц и на фактический период инкубации в текущем году
определяется стоимость незавершенного производства.
В пчеловодстве стоимость незавершенного производства
определяют исходя из количества кормового меда в ульях
и фактической себестоимости меда.
В рыбоводстве стоимость незавершенного производства
определяется путем умножения фактической производственной себестоимости
1 ц рыбы на количество центнеров выращенных сеголеток плюс расходы
на выращивание сеголеток после облова прудов. Средняя расчетная масса
сеголетки составляет 30 г.
Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации
биологических активов
На основании Инструкции № 291
и приложения 2 к Методическим рекомендациям № 1315
результаты инвентаризации биологических активов отражаются в бухгалтерском
учете следующими записями:
- выявленные недостачи и потери текущих биологических
активов растениеводства (в приложении к ПБУ 30 приведены примеры
текущих биологических активов растениеводства: зерновые культуры, овощные культуры,
технические культуры, кормовые культуры, питомники), которые оцениваются
по справедливой стоимости: дебет субсчета 947 «Недостачи
и потери от порчи ценностей» — кредит субсчета 211 «Текущие
биологические активы растениеводства, оцененные по справедливой
стоимости»;
- выявленные недостачи и потери текущих биологических
активов животноводства (в приложении к ПБУ 30 приведены примеры
текущих биологических активов животноводства: животные на выращивании
и откорме, рыбы, взрослая птица, семьи пчел), которые оцениваются
по справедливой стоимости: дебет субсчета 947 «Недостачи
и потери от порчи ценностей» — кредит субсчета 212 «Текущие
биологические активы животноводства, оцененные по справедливой стоимости»;
- выявленные недостачи и потери текущих биологических
активов животноводства, которые оцениваются по первоначальной стоимости:
дебет субсчета 947 «Недостачи и потери от порчи
ценностей» — кредит субсчета 213 «Текущие биологические активы
животноводства, оцененные по первоначальной стоимости»;
- выявленные недостачи и потери долгосрочных
биологических активов растениеводства (в приложении к ПБУ 30
приведены примеры долгосрочных биологических активов растениеводства:
виноградники, сады, деревья в лесу), оцениваемых по справедливой стоимости:
дебет субсчета 947 «Недостачи и потери от порчи
ценностей» — кредит субсчета 161 «Долгосрочные биологические активы
растениеводства, оцененные по справедливой стоимости»;
- выявленные недостачи и потери долгосрочных
биологических активов животноводства (в приложении к ПБУ 30 приведены
примеры долгосрочных биологических активов животноводства: основные стада овец,
крупного рогатого скота, свиней, где к основному стаду относятся
продуктивные животные, которые систематически дают сельскохозяйственную
продукцию и/или дополнительные биологические активы), оцениваемых
по справедливой стоимости: дебет субсчета 947 «Недостачи
и потери от порчи ценностей» — кредит субсчета 163
«Долгосрочные биологические активы животноводства, оцененные
по справедливой стоимости»;
- выявленные недостачи и потери незрелых долгосрочных
биологических активов, оцениваемых по справедливой стоимости: дебет
субсчета 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — кредит субсчета 165 «Незрелые долгосрочные биологические активы, которые оцениваются
по справедливой стоимости»;
- одновременно с отражением сумм недостач и потерь
в составе прочих расходов операционной деятельности на забалансовом
субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи
ценностей» отражается увеличение сумм недостач и потерь.
В соответствии с Инструкцией № 291 уменьшение суммы
невозмещенных недостач и потерь от порчи ценностей
на субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи
ценностей» отражается после решения вопроса о виновниках с одновременными
записями по дебету субсчета 375 «Расчеты по возмещениям
причиненных убытков» и кредиту субсчета 716 «Возмещение ранее
списанных активов» в сумме, подлежащей возмещению виновниками;
- оприходованные излишки текущих биологических активов,
выявленные при инвентаризации: дебет счета 21 «Текущие биологические
активы» — кредит субсчета 719 «Прочие доходы от операционной
деятельности», по справедливой стоимости (если учет активов ведется
на субсчетах 211 и 212) или по первоначальной стоимости
(если учет ведется на субсчете 213);
- оприходованные излишки долгосрочных биологических активов,
оцениваемых по справедливой стоимости: дебет субсчетов 161, 163,
165 — кредит субсчета 719 «Прочие доходы от операционной
деятельности» по справедливой стоимости;
- оприходованные излишки долгосрочных биологических активов, оцениваемых
по первоначальной стоимости: дебет субсчетов 162 «Долгосрочные
биологические активы растениеводства, оцененные по первоначальной
стоимости», 164 «Долгосрочные биологические активы животноводства, оцененные
по первоначальной стоимости», 166 «Незрелые долгосрочные биологические
активы, которые оцениваются по первоначальной стоимости» — кредит
субсчета 746 «Прочие доходы от обычной деятельности»
по первоначальной стоимости.
При составлении отчета о финансовых результатах
в соответствии с ПБУ 3, ПБУ 25, а также Инструкцией
№ 291 стоимость недостающих биологических активов отражается
в составе прочих расходов операционной деятельности (строка 090 «Інші
операційні витрати» форм № 2 и № 2м, строка 100 «Інші
витрати» формы № 2мс). Стоимость излишков биологических активов,
выявленных при инвентаризации, отражается в составе прочих доходов
от операционной деятельности (строка 060 «Інші операційні доходи»
формы № 2, строка 040 «Інші операційні доходи» формы № 2м,
строка 040 «Інші доходи» формы № 2мс).
Также п. 12 Инструкции № 69 установлено, что
в примечаниях к финансовой отчетности приводятся сведения
о результатах проведенных в отчетном году инвентаризаций
по форме, данной в приложении № 3 к Инструкции № 69
(ведомость результатов инвентаризации). В этой ведомости в разрезе
видов активов и обязательств приводятся сводные данные о выявленных
недостачах и излишках и принятых по ним решениям: списано
в пределах норм убыли, зачтено по пересортице, отнесено
на виновных лиц, списано на результаты финансово-хозяйственной
деятельности.
Отражение в налоговом учете результатов
инвентаризации в сельском хозяйстве
Налог на прибыль
Подпунктом 138.8.5 п. 138.5 ст. 138
Налогового кодекса установлено, что недостачи незавершенного производства,
недостачи и потери от порчи материальных ценностей в цехах
в пределах норм естественной убыли согласно утвержденным центральными
органами исполнительной власти и согласованным Минфином Украины нормативам
включаются в состав общепроизводственных расходов и учитываются при
определении базы налогообложения. Все другие недостачи являются
сверхнормативными и при определении базы налогообложения
не учитываются.
Сумма излишков, установленных при инвентаризации, подлежит
включению в состав доходов, которые учитываются при определении
налогооблагаемой прибыли согласно пп. 135.5.14 п. 135.5 ст. 135
Налогового кодекса (как другие доходы плательщика налога за отчетный
налоговый период).
Налог
на добавленную стоимость
В случаях
хищений, недостач основных производственных и непроизводственных средств, товаров
их использование в хозяйственной деятельности прекращается, поэтому
в указанных ситуациях плательщик должен определить условную продажу таких
товаров. При этом база налогообложения определяется исходя из балансовой
стоимости, но не ниже обычных цен.