Єдиный налог

Открытие собственного дела физическим лицом — предпринимателем

Физическое лицо решило открыть свое дело (например, собирать мебель, готовить выпечку, продавать воду и напитки и пр.). Для этого необходимо зарегистрироваться предпринимателем. Однако возникают организационные вопросы: какую систему налогообложения лучше избрать, как зарегистрироваться, за какими разрешениями нужно обратиться? Обо всем этом  и другом речь пойдет в данной статье.


Системы налогообложения

Физическое лицо - предприниматель избирает для себя одну из следующих систем налогообложения в зависимости от запланированных условий ведения деятельности с учетом установленных Налоговым кодексом ограничений:

  • общую (ее еще называют обычной), особенности которой установлены ст. 177 Налогового кодекса;
  • упрощенную (плательщиком единого налога первой — третьей и пятой групп, причем плательщики третьей и пятой групп могут регистрироваться плательщиками НДС или уплачивать НДС в составе единого налога).

Рассмотрим каждую из этих систем подробно.

Общая система налогообложения

Согласно п. 177.2 ст. 177 Налогового кодекса объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, определяемый по формуле

 

Чистый доход
(объект налогообложения)

=

Общий налогооблагаемый доход (выручка в денежной и неденежной формах)

Расходы (документально подтвержденные), связанные с хозяйственной деятельностью физического лица — предпринимателя, которые непосредственно касаются полученного дохода

 

К перечню расходов, непосредственно связанных с получением доходов, относятся документально подтвержденные расходы, которые включаются в расходы операционной деятельности согласно разделу III «Налог на прибыль предприятий» Налогового кодекса. Их перечень приведен в пунктах 138.4, 138.6 — 138.9, подпунктах 138.10.2 — 138.10.4 п. 138.10, п. 138.11 ст. 138 этого Кодекса.

Доходы и расходы определяются по кассовому методу.

Определенный чистый доход облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 15%, а если среднемесячный доход превысил десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, ставка налога составляет уже 17% суммы превышения. По состоянию на 01.01.2014 г. размер минимальной заработной платы составляет 1218 грн., а ее десятикратный размер — 12 180 грн. Применение ставок налога представлено в таблице.

Ставка налога, %

Размер среднемесячного годового налогооблагаемого дохода, грн.

 до 12 180  (включительно)

 свыше 12 180 

15

+

+ (к сумме в пределах 12 180 грн.)

17

-

+ (к сумме превышения)

Физические лица — предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов, форма которой утверждена приказом № 481, где по итогу рабочего дня, в течение которого получен доход, на основании первичных документов осуществляются записи о полученных доходах и документально подтвержденных расходах.

По итогам календарного года физические лица — предприниматели по месту своего налогового адреса представляют в контролирующие органы Налоговую декларацию об имущественном положении и доходах, форма которой утверждена приказом № 793. Кроме того, для предпринимателей обязательным для заполнения является приложение 5 к декларации «Розрахунок податкових зобов’язань з податку на доходи фізичних осіб, отриманих фізичною особою — підприємцем від провадження господарської діяльності».

Декларация представляется в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года (пп. 49.18.5 п. 49.18 ст. 49, пункты 177.5 и 177.11 ст. 177 Налогового кодекса). В ней наряду с доходами от предпринимательской деятельности должны указываться другие доходы из источников их происхождения из Украины и иностранные доходы. Если физическое лицо — предприниматель имеет другие доходы, то кроме приложения 5 заполняются другие приложения в зависимости от вида полученного дохода.

Налог на доходы физических лиц уплачивается авансом в течение отчетного налогового года исходя из суммы налога, определенной предпринимателем самостоятельно в декларации предыдущего года (либо декларации по результатам отчетного квартала, в котором открыта предпринимательская деятельность или состоялся переход на общую систему налогообложения).

Налог в бюджет уплачивается ежеквартально по 25% общей суммы налога (до 15 марта, 15 мая, 15 августа и 15 ноября). Окончательный расчет приводится в годовой налоговой декларации. Если уплаченная авансом в течение года сумма налога превышает определенную в годовой декларации, такое превышение зачисляют в счет будущих платежей по этому налогу или же возвращают плательщику в порядке, предусмотренном Кодексом. Если по результатам расчета в декларации налог следует доплатить, то это осуществляется в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока представления декларации.

В зависимости от наличия объектов налогообложения физическое лицо — предприниматель может быть плательщиком других налогов. Кроме того, оно может по собственному желанию или в обязательном порядке быть зарегистрировано плательщиком НДС (статьи 181 и 182 Налогового кодекса). Отчетность и уплата по этим налогам осуществляются в общем порядке.

Никаких ограничений для применения этой системы налогообложения нет.

Физическое лицо — предприниматель также является плательщиком ЕСВ с дохода (прибыли) от предпринимательской деятельности (п. 4 части первой ст. 4 Закона о ЕСВ и пп. 3 п. 2.1 раздела ІІ Инструкции № 455).

Базой начисления ЕСВ является сумма дохода (прибыли), полученного от деятельности, которая подлежит обложению налогом на доходы физических лиц (п. 2 части первой ст. 7 Закона о ЕСВ). Вместе с тем сумма ЕСВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль). Минимальный страховой взнос — сумма единого взноса, определяемая расчетно как произведение минимального размера заработной платы на размер взноса, установленный законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и подлежащая уплате ежемесячно. Размер взноса составляет 34,7% базы начисления, минимальная зарплата в 2014 г. — 1218 грн. То есть сумма месячного минимального страхового взноса по ЕСВ составляет 422,65 грн.

Согласно пп. 2 п. 4.5 раздела IV Инструкции № 455 предприниматель на общей системе уплачивает ЕСВ авансовыми платежами в течение года — до 15 марта, 15 мая, 15 августа и 15 ноября (ежеквартально 25% годовой суммы ЕСВ, исчисленной от суммы, определенной контролирующими органами для уплаты авансовых сумм налога на доходы физических лиц). Окончательная уплата ЕСВ, начисленного за календарный год, осуществляется до 10 февраля следующего за отчетным года (часть восьмая ст. 9 Закона о ЕСВ).

Пунктом 3.2 Порядка № 454 установлено, что отчет по ЕСВ представляется также до 10 февраля года, следующего за отчетным периодом, по форме, приведенной в приложении 5 к этому Порядку.

Упрощенная система: общие ограничения

Для плательщиков налога, находящихся на упрощенной системе налогообложения, Налоговым кодексом предусмотрены следующие ограничения:

  • перечень тех, кто не может быть плательщиком единого налога, представлен в п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса;
  • плательщики единого налога должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной) (п. 291.6 этой статьи).

Также следует отметить, что в п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса представлен перечень налогов и сборов, от которых освобождены плательщики единого налога.

Вместе с тем физические лица — предприниматели — плательщики единого налога также являются плательщиками ЕСВ (п. 4 части первой ст. 4 Закона о ЕСВ). Сумма ЕСВ определяется такими плательщиками самостоятельно, однако она не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо и начисляется на сумму, которая не превышает максимальный размер базы начисления ЕСВ (17 размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц). Как указывалось, месячный минимальный взнос в 2014 г. — 422,65 грн., максимальный размер базы начисления ЕСВ — 20 706 грн., а месячная максимальная сумма ЕСВ составляет 7184,98 грн. (20 706 грн. х 34,7%).

Частью восьмой ст. 9 Закона о ЕСВ установлено, что начисляется ЕСВ за календарный квартал и уплачивается до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Плательщики могут уплачивать ЕСВ в виде авансового платежа в размере, который самостоятельно определили, до 20 числа каждого месяца текущего квартала. При этом суммы ЕСВ, уплаченные в виде авансовых платежей, учитываются плательщиком при окончательном расчете, который осуществляется им за календарный квартал до 20 числа месяца, следующего за этим кварталом (пп. 2 п. 4.6 раздела IV Инструкции № 455).

Отчет по ЕСВ физические лица — предприниматели — плательщики единого налога представляют в таком же порядке, как и предприниматели на общей системе налогообложения.

Упрощенная система: плательщики первой и второй групп

Для плательщиков единого налога первой и второй групп в зависимости от вида хозяйственной деятельности ставка налога устанавливается сельскими, поселковыми и городскими советами в процентах (фиксированная) к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.

Ставка налога из расчета на календарный месяц составляет:

  • для первой группы — от 1 до 10% размера минимальной зарплаты (то есть в 2014 г. от 12,18 до 121,80 грн.);
  • для второй группы — от 2 до 20% размера минимальной зарплаты (то есть в 2014 г. от 24,36 до 243,60 грн.).

Ограничения для плательщиков единого налога первой группы:

  • не могут использовать труд наемных лиц;
  • могут осуществлять исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или вести хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (перечень бытовых услуг представлен в п. 291.7 ст. 291 Налогового кодекса);
  • объем дохода в течение календарного года не должен превышать 150 тыс. грн.

Ограничения для плательщиков единого налога второй группы:

  • не могут использовать труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с предпринимателем в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10;
  • могут осуществлять хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства;
  • объем дохода в течение календарного года не должен превышать 1 млн. грн.

Учет доходов предприниматели первой и второй групп ведут в Книге учета доходов, форма и порядок ведения которой утверждены приказом № 1637.

По результатам календарного года такие плательщики единого налога представляют в контролирующий орган по месту своего налогового адреса Налоговую декларацию, форма которой утверждена приказом № 1688, в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года (пп. 49.18.3 п. 49.18 ст. 49, п. 294.1 ст. 294 Налогового кодекса).

Согласно п. 295.1 ст. 295 Налогового кодекса предприниматели первой и второй групп уплачивают единый налог авансовым взносом не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца.

Упрощенная система: плательщики третьей и пятой групп

Плательщики единого налога третьей и пятой групп могут регистрироваться плательщиками НДС. От того, зарегистрирован ли предприниматель плательщиком НДС, зависит размер ставки единого налога, которая устанавливается в процентах к полученному доходу.

Ставка единого налога для плательщиков третьей группы составляет:

  • 3% дохода — в случае уплаты НДС;
  • 5% дохода — в случае включения НДС в состав единого налога.

Ставка единого налога для плательщиков пятой группы:

  • 5% дохода — в случае уплаты НДС;
  • 7% дохода — в случае включения НДС в состав единого налога.

Ограничения для плательщиков единого налога третьей группы:

  • не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с предпринимателем в трудовых отношениях, одновременно не превышает 20;
  • объем дохода в течение календарного года не должен превышать 3 млн. грн.

Ограничения для плательщиков единого налога пятой группы:

  • не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, не ограничено;
  • объем дохода в течение календарного года не должен превышать 20 млн. грн.

Предприниматели третьей и пятой групп — неплательщики НДС учет доходов ведут в Книге учета доходов, а предприниматели этих групп, зарегистрированные плательщиками НДС, учет доходов и расходов ведут в Книге учета доходов и расходов, формы которых утверждены приказом № 1637.

Налоговым (отчетным) периодом для таких плательщиков является календарный квартал. Форма декларации утверждена приказом № 1688. Ее составляют нарастающим итогом и представляют в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала. Уплачивают налог в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации за отчетный квартал.

Если предприниматель третьей или пятой группы является плательщиком НДС, то этот налог уплачивается в общем порядке, принятом для плательщиков НДС.

Выбор системы налогообложения

В зависимости от запланированных условий ведения деятельности, с учетом установленных Налоговым кодексом ограничений, предприниматель избирает систему налогообложения.

По общему правилу с момента государственной регистрации предприниматель находится на общей системе налогообложения и является неплательщиком НДС. Однако с этого момента можно избрать упрощенную систему и зарегистрироваться плательщиком НДС, если представить соответствующие документы (Заявление о применении упрощенной системы налогообложения, регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ). Соответственно перейти на упрощенную систему налогообложения и/или зарегистрироваться плательщиком НДС можно позже, проработав некоторое время на общей системе налогообложения.

Выбор кодов согласно ДК 009:2010

После того как потенциальный предприниматель выяснил, какая система налогообложения ему подходит больше всего, следует определиться с тем, какие виды деятельности он будет осуществлять с учетом кодов видов экономической деятельности согласно ДК 009:2010. То есть нужно найти коды видов деятельности, которыми будет заниматься предприниматель, в данном классификаторе. Помогут в этом Методологические основы № 396.

Затем выбранные коды заносят в регистрационную карточку на проведение государственной регистрации физического лица — предпринимателя (об этом речь пойдет дальше). Фактически предприниматель имеет право вести предпринимательскую деятельность только в рамках избранных им видов экономической деятельности. Если он решит заниматься другими видами предпринимательской деятельности, придется вносить изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (касающиеся кодов видов деятельности согласно ДК 009:2010).

Этапы государственной регистрации

Основным нормативным документом, регулирующим процедуру государственной регистрации физического лица — предпринимателя, является Закон о государственной регистрации.

Для проведения государственной регистрации после избрания системы налогообложения и видов деятельности физическое лицо, которое желает стать предпринимателем и имеет регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, или уполномоченное им лицо должно представить лично (направить почтовым отправлением с описью вложения или в случае представления электронных документов представить опись, содержащую сведения о направленных электронных документах, в электронной форме) или через уполномоченное лицо государственному регистратору по месту жительства документы, определенные частью первой ст. 42 Закона о государственной регистрации:

  • заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации физического лица — предпринимателя (форма 10, утвержденная приказом № 3178/5);
  • заявление о применении упрощенной системы налогообложения (по форме, утвержденной приказом № 1675), если предприниматель сразу после государственной регистрации хочет избрать упрощенную систему и уплачивать единый налог по ставке в зависимости от избранной группы налогоплательщиков. В случае неподачи заявления физическое лицо — предприниматель автоматически с даты государственной регистрации считается плательщиком на общей системе налогообложения;
  • регистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость (форма № 1-ПДВ, приведенная в приложении 1 к Положению № 26) для добровольной регистрации плательщиком НДС;
  • копию документа, удостоверяющего регистрацию в Государственном реестре физических лиц — налогоплательщиков;
  • документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации физического лица — предпринимателя в размере двух не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (то есть 34 грн.) (часть первая ст. 10 Закона о государственной регистрации). Таким документом является копия квитанции, выданной банком, или копия платежного поручения с отметкой банка. В случае представления электронных документов подтверждением внесения регистрационного сбора является экземпляр электронного расчетного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью (часть пятая ст. 10 Закона о государственной регистрации);
  • нотариально удостоверенное письменное согласие родителей (усыновителей), или опекуна, или органа опеки и попечения, если заявителем является физическое лицо, которое достигло 16 лет и желает заниматься предпринимательской деятельностью.

Согласно части пятой ст. 42 Закона о государственной регистрации указанные документы принимаются по описи, копия которой в день их поступления выдается (направляется почтовым отправлением) заявителю с отметкой о дате поступления документов.

Частью третьей ст. 43 вышеуказанного Закона установлено, что срок государственной регистрации физического лицапредпринимателя не должен превышать двух рабочих дней с даты поступления документов. Государственный регистратор в день государственной регистрации должен передать соответствующему контролирующему органу уведомление и сведения из регистрационной карточки о совершении регистрационных действий, предусмотренных законом (п. 68.1 ст. 68 Налогового кодекса).

Не позднее следующего рабочего дня после получения государственным регистратором от органов статистики, доходов и сборов, Пенсионного фонда Украины данных о постановке на учет физического лица — предпринимателя государственным регистратором выдается (направляется почтовым отправлением с описью вложения) заявителю выписка из Единого государственного реестра (часть четвертая ст. 43 Закона о государственной регистрации). Эта выписка также подтверждает постановку на учет предпринимателя плательщиком налогов и сборов (п. 6.5 Порядка № 1588).

После осуществления государственной регистрации физического лица — предпринимателя такое лицо должно приобрести соответствующую Книгу учета доходов или Книгу учета доходов и расходов (в зависимости от выбора системы налогообложения, а для плательщиков единого налога — еще и группы плательщиков, о чем шла речь выше) и зарегистрировать ее в контролирующем органе.

Если в соответствии с законодательством у налогоплательщика кроме обязанностей по представлению налоговых деклараций (расчетов, отчетов) и/или начисления, удержания или уплаты (перечисления) налогов, сборов на территории административно-территориальной единицы по своему местонахождению возникают такие обязанности на территории другой административно-территориальной единицы, такой налогоплательщик обязан стать на учет по такому неосновному месту учета в соответствующем органе государственной налоговой службы. Порядок постановки на учет по неосновному месту учета определен разделом VII Порядка № 1588.

После осуществления указанных процедур можно начинать ведение предпринимательской деятельности, но при условии, что для избранного ее вида не нужно получать дополнительные разрешения. Поэтому дальше остановимся на получении разрешений и осуществлении других дополнительных процедур.

Получение разрешений и другие дополнительные процедуры

Открытие счета в банке

Физическое лицо — предприниматель должно решить, как будут поступать денежные средства от покупателей. Если на банковский счет, то без открытия счета не обойтись. Требования к открытию и закрытию счетов налогоплательщиков в банках и других финансовых учреждениях определяет ст. 69 Налогового кодекса.

Открывая счета для осуществления предпринимательской деятельности, физические лица — предприниматели должны предоставить банковскому учреждению выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей. Банк открывает счет и не позднее следующего рабочего дня направляет контролирующему органу уведомление о его открытии. Налоговый орган не позднее следующего рабочего дня со дня получения уведомления направляет в банк уведомление о взятии счета на учет. Дата получения банком такого уведомления является датой начала расходных операций по счету.

Применение РРО

Если денежные средства от покупателей планируется получать наличными, платежными карточками, чеками, жетонами и т. п., следует иметь в виду, что по общему правилу необходимо применять регистратор расчетных операций (РРО) или расчетную книжку (РК). Правда, из этого общего правила есть и исключения. Например, согласно п. 6 ст. 9 Закона об РРО при продаже товаров (предоставлении услуг) физическими лицамипредпринимателями, уплачивающими единый налог, РРО и РК не применяются. Следовательно, прежде чем начинать соответствующую деятельность с наличными расчетами, платежными карточками и т. п., нужно ознакомиться с нормами этого Закона и выяснить, должен ли предприниматель применять РРО, учитывая избранные им систему налогообложения, вид деятельности и т. п.

Если такая необходимость существует, то РРО надо приобрести, зарегистрировать, опломбировать и перевести в фискальный режим в порядке, утвержденном приказом № 417. Регистрация осуществляется контролирующим органом, а опломбирование — центрами сервисного обслуживания.

Документы разрешительного характера

Закон о разрешительной системе определяет правовые и организационные принципы функционирования разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и устанавливает порядок деятельности разрешительных органов, уполномоченных выдавать документы разрешительного характера, и государственных администраторов.

Перечень документов разрешительного характера и законодательные акты, на основании которых эти документы нужно получать, приведены в Законе № 3392. Поэтому необходимо ознакомиться с приведенным в приложении к этому Закону перечнем и выяснить, не требует ли получения разрешения вид деятельности, избранный физическим лицом — предпринимателем.

Если существует необходимость получения разрешения, то нужно обратиться в разрешительный центр, в котором находятся представители разных разрешительных органов и через который осуществляется выдача документов разрешительного характера. В этом центре предоставят подробные консультации относительно необходимости и механизма получения соответствующего разрешения.

Для разных разрешительных документов предусмотрены отдельные порядки их получения, установленные соответствующими нормативными документами.

Получение лицензии

Для осуществления определенных видов хозяйственной деятельности необходимо приобретать лицензию. Перечень таких видов деятельности приводится в ст. 9 Закона о лицензировании. То есть прежде чем вести хозяйственную деятельность, физическому лицу — предпринимателю нужно поинтересоваться, подлежит ли лицензированию такой вид деятельности, и при необходимости получить (приобрести) лицензию.

Для этого надо обратиться в соответствующий орган лицензирования в зависимости от вида деятельности, указанный в Перечне органов лицензирования.

Срок действия лицензии и размер платы за ее выдачу установлены постановлением № 1755.

В орган лицензирования лично или через уполномоченное лицо подается заявление установленного образца (ст. 10 Закона о лицензировании). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности, определен постановлением № 756.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления. Само уведомление о принятии решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии направляется (выдается) заявителю в письменной форме в течение трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения (ст. 11 Закона о лицензировании).

Согласно ст. 15 указанного Закона после принятия решения о выдаче лицензии заявитель должен внести плату за ее выдачу.

Наконец, в соответствии со ст. 14 Закона о лицензировании не позднее чем через три рабочих дня со дня поступления документа, подтверждающего внесение платы за выдачу лицензии, орган лицензирования должен оформить лицензию.

Заключение

Открытие собственного дела состоит из следующих этапов:

  • выбор системы налогообложения;
  • выбор кода экономической деятельности согласно ДК 009:2010;
  • государственная регистрация физического лица — предпринимателя (в том числе налоговая регистрация по основному месту налогового учета);
  • приобретение и регистрация в контролирующем органе Книги учета доходов или Книги учета доходов и расходов;
  • постановка на налоговый учет по неосновному месту учета (если возникают соответствующие налоговые обязанности по такому неосновному месту учета);
  • открытие счета в банке и/или приобретение и прохождение процедуры регистрации РРО;
  • получение документов разрешительного характера, если это предусмотрено нормативными документами;
  • приобретение лицензии, если соответствующая деятельность подлежит лицензированию.

После прохождения этих основных этапов открытия собственного бизнеса физическое лицо — предприниматель может приступать к осуществлению предпринимательской деятельности.

Желаем успеха в вашем бизнесе!

«Горячие линии»

Дата: 19 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00