Статьи

Технический прогресс — залог открытости власти

Электронное управление — важная составляющая открытости власти. Новейшие технологии, в частности электронный документооборот, не только помогают снизить уровень коррупции, но и облегчают жизнь простым гражданам.


Раньше об этом можно было только мечтать. Сегодня мечты стали реальностью: взяв на колени ноутбук и не спуская ног с кровати, можно нажать несколько клавишей и осуществить ряд операций: оплатить коммунальные услуги, отправить отчет в налоговую, получить необходимую справку, обменяться письмами с партнером и просмотреть свежие новости. И все это — за несколько минут. И хотя для весьма активных людей есть определенные минусы: мол, не потолкался в переполненном транспорте, не поругался, пока долго стоял в очереди — не выплеснул лишний объем адреналина, тем не менее для подавляющего большинства граждан плюсы очевидны. Благодаря электронной связи можно сэкономить огромное количество времени и деньги на проезд, не устареют справки с ограниченным сроком действия, сократится использование бумаги, что будет способствовать, к тому же, бережному отношению к окружающей среде.

В отличие от западных стран, где к электронному управлению давно привыкли, в Украине оно еще не крепко стало на ноги, а в некоторых регионах вообще только делает первые шаги.

Исполнительный директор общественной организации «Подольское агентство регионального развития» Олег Левченко называет электронное управление инструментом эффективности и прозрачности власти. Этой теме был посвящен мониторинг 100 самых крупных городов Украины, выявивший уровень внедрения новейших технологий, призванных облегчить коммуникацию власти и граждан, удобство и доступность административных услуг. По его результатам установлено, что электронный документооборот лучше всего налажен в Киеве, Виннице и Луцке. Около 90% сайтов городских советов регулярно ведут свои сайты, на которых можно найти и перечень административных услуг, и формы для запросов о получении информации. Однако не везде хорошо налажена обратная связь с гражданами, да и конфиденциальности пользователей уделяется мало внимания. Лучшие веб-страницы оказались в Виннице, Сумах и Ривном.

В Виннице, Ивано-Франковске и Черкассах оборудованы лучшие центры по предоставлению административных услуг. Во многих других городах в таких центрах не решены элементарные вопросы инфраструктуры. Руководитель проекта ЕС и ПРООН «Распространение лучших практик негосударственного мониторинга предоставления административных услуг» Елена Урсу утверждает, что только 8% из них хорошо обустроены для людей с ограниченными возможностями. Не везде можно записаться на прием к чиновнику, не выходя из дома, или проверить состояние очереди в электронных терминалах обслуживания. Не предусмотрены отдельные комнаты для посетителей с детьми, а кое-где даже отсутствуют места для заполнения документов и кулеры с питьевой водой.

— Гражданам в действительности нужно не много, — подчеркнула Елена Урсу. — Надо только, чтобы с ними вежливо обращались, предоставляли полную информацию и чтобы они могли максимально сократить время, необходимое для получения административной услуги. Для этого не нужно изменять законодательство, необходима только воля руководителей центров по предоставлению административных услуг.

Конечная цель электронного управления — сделать так, чтобы граждане вообще не приходили в офис за документами, а получали их в электронном виде. В Виннице и Ивано-Франковске уже сделали первые шаги в этом направлении. Собственно, нам не следует изобретать велосипед, ведь соглашение об Ассоциации с ЕС четко прописывает наши обязанности, да и опытом соседей не грех воспользоваться. Хорошо известен пример Грузии. А, например, Молдова, по словам Олега Левченко, за последние три года сделала настоящий прорыв в этой области. Причем реформа обошлась только в 24 млн. дол. Конечно, мы не «впишемся» в такую сумму, ведь Украина больше по территории и по количеству населения, но у нас только содержание 18 электронных баз данных в 2013 г. вылилось в кругленькую сумму: 5,2 млн. дол. в месяц!

Во многих малых городах вследствие недостатка бюджетных средств сложно внедрять новые технологии. Однако, как говорится, кто не стучится, тому не откроют. Местную власть могли бы стимулировать примеры успеха коллег из соседних регионов, поэтому одна из первоочередных задач сегодня — налаживание связи по обмену опытом. Некоторые новшества, внедренные в Виннице, Ивано-Франковске, уже заимствуют другие города.

— Большие города — это крупные бюджеты, но не всегда эффективная система управления, — подчеркивает Олег Левченко. — Эффективно там, где есть воля к переменам. Винница, Бердянск, Ивано-Франковск — не самые большие украинские города, тем более не миллионники, но они поставили перед собой цель и, как показывает практика, достигли ее.

Например, бывший мэр г. Винницы Владимир Гройсман со своей командой, позаимствовав словацкий опыт, продвинулся во внедрении электронного управления дальше других. Винницкие чиновники равнялись на словацкий г. Мартин, который лучше всего в Восточной Европе позаботился об открытости перед народом так называемых белых воротничков. Граждане там даже получили доступ к управлению, а по сравнению с Украиной в этом смысле достигли апогея. Так, например, путем голосования они могут определять, на какие цели направить те или иные бюджетные средства. Фантастика!

По мнению заместителя городского головы Винницы Владимира Слишинского, чуть ли не сложнее всего оказалось убедить чиновников не сопротивляться прогрессу. Теперь предприниматель может получить выписку из реестра всего за 20 минут, не выходя из помещения центра по предоставлению административных услуг. На месте можно через терминал оплатить услугу. Директор департамента информационных технологий Винницкого городского совета Владимир Романенко рассказал, что прежде всего был усовершенствован веб-сайт горсовета, что позволило очень быстро размещать всю информацию. Открытости власти способствуют базы данных рекламных носителей и объектов недвижимости, подготовленных к аренде или продаже, а со временем в Интернете можно будет найти перечень всех малых архитектурных форм города. В базе данных департамента финансов посетители могут познакомиться с доходами и расходами города. На сайте размещены и договоры по благоустройству территорий, в которых указаны ответственные организации и сроки выполнения работ. Таким образом, становятся невозможными злоупотребления в самых разных сферах жизнедеятельности. Кроме того, граждане имеют возможность в кратчайшие сроки сообщать о проблемной ситуации или аварии, указав ее место на специальной карте. Введен и онлайн-чат, где специалисты дают круглосуточные консультации. Разрабатываются также специальные приложения для мобильных телефонов.

Всеми этими достижениями винницкие градоначальники готовы поделиться с другими городами. Кроме того, именно в центре Подолии будет внедрен проект «Украинский прозрачный город: пилотная модель электронного управления для улучшения предоставления административных услуг». При его разработке использовались лучшие европейские образцы электронного управления. Со временем проект будет распространен на Ивано-Франковск, Луцк и Николаев, а потом — и на другие города Украины.

Конечно, внедрение электронного управления — дело не одного дня, по самым оптимистичным прогнозам на это понадобится не менее двух-трех лет. Однако первый важный шаг уже сделан: постановлением Кабинета Министров создано Государственное агентство электронного управления. Тем более что в нашей стране уже есть замечательные примеры внедрения новейших информационных технологий.


Тарас АНДРИЕВСКИЙ

 

Владимир Слишинский, заместитель Винницкого городского головы:

— Самое главное в проекте — желание руководителей сделать город открытым, от этого зависит все или почти все. Мы, к примеру, внедрили электронные технологии с целью предоставить как можно больше информации клиентам в элект-ронном виде, применяя при этом как можно меньше человеческий фактор. Это способствует антикоррупционной прозрачности и создает алгоритм, не позволяющий принимать решений на свое усмотрение.

Мы организовали в г. Виннице главный центр по предоставлению административных услуг и создали три офиса в районах. Теперь клиент может придти и свободно получить услугу, а также познакомиться через Интернет с перечнем услуг, посмотреть состояние обращений, увидеть, сколько человек находится в очереди, проверить базу данных очередей в детские сады, получить информацию о земельных участках, которые выставляются на аукционы, о благоустройстве, аренде имущества. Сейчас готовится база данных по тендерным процедурам. Намного проще, когда информация идет извне, ведь тогда к нам поступает меньше обращений граждан. Тем не менее это заставляет чиновников действовать в определенных рамках, то есть они стараются не допускать ошибок.

Самое сложное во внедрении каких-либо процедур — это изменить психологию чиновников среднего уровня: начальников департаментов и отделов. Представьте себе, что многим из них нравилось, когда люди к ним приходили, как говорится, «на поклон», что-то просили. Без воли руководства процесс с мертвой точки не сдвинуть.

Сейчас речь идет о передаче полномочий на места, но это невозможно без открытости и электронных систем управления. Их надо внедрять параллельно, иначе не сможем эффективно работать. Благодаря электронному управлению мы на 15 — 20% сократили аппарат управления, и это совсем не повлияло на дееспособность городского совета. Наконец, внедрение открытых прозрачных процедур имеет большую поддержку со стороны населения.  

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42