Бухучет

Сбор публичных пожертвований субъектами хозяйствования: организационные особенности, учет и налогообложение

В этом году стали популярными операции субъектов хозяйствования по публичному сбору благотворительных пожертвований в целях дальнейшей передачи лицам, которые в них нуждаются. Рассмотрим, имеют ли право субъекты хозяйствования этим заниматься, каковы особенности такой деятельности и ее учетные принципы.


Право субъекта хозяйствования заниматься публичным сбором благотворительных пожертвований

Основным регулирующим законодательным актом является Закон о благотворительности, вступивший в силу 03.02.2013 г.

Согласно п. 6 части первой ст. 5 этого Закона благотворители совместно или индивидуально могут осуществлять один из видов благотворительной деятельности, например публичный сбор благотворительных пожертвований и т. п.

Причем публичным сбором благотворительных пожертвований признается добровольный сбор целевой помощи в форме денежных средств или имущества среди неопределенного круга лиц, в частности, с использованием средств электронной связи или телекоммуникации для достижения целей, определенных этим Законом.

Благотворительным пожертвованием признается бесплатная передача благотворителем денежных средств, другого имущества, имущественных прав в собственность бенефициаров для достижения определенных заведомо обусловленных целей благотворительной деятельности согласно этому Закону (часть первая ст. 6 Закона о благотворительности). В свою очередь:

благотворитель — дееспособное физическое лицо или юридическое лицо частного права (в том числе благотворительная организация), которое добровольно осуществляет один или несколько видов благотворительной деятельности;

бенефициар — получатель благотворительной помощи (физическое лицо, неприбыльная организация или территориальная община), получающий помощь от одного или нескольких благотворителей для достижения целей, определенных этим Законом.

Из приведенного следует, что субъекты хозяйствования могут заниматься публичным сбором благотворительных пожертвований. Ведь, как мы выяснили, они:

  • во-первых, могут быть благотворителями;
  • во-вторых, благотворители могут публично собирать благотворительные пожертвования.

Организационные особенности публичного сбора пожертвований

Организационные особенности зависят от того, в чью пользу лицо (у нас — субъект хозяйствования) и/или от чьего имени осуществляет сбор пожертвований. Рассмотрим три возможных варианта.

І. Субъект хозяйствования осуществляет сбор пожертвований от имени благотворительной организации (часть вторая ст. 7 Закона о благотворительности).

Для этого субъект хозяйствования должен иметь нотариально удостоверенную доверенность руководителя благотворительной организации, которая, в частности, должна определять цели, место и срок сбора денежных средств или другого имущества (пожертвований), а также порядок использования пожертвований и порядок общего доступа к финансовым отчетам благотворительной организации.

В этом случае доверенность имеет признаки договора поручения. Правовые особенности такого договора регламентированы главой 68 (статьи 1000 — 1010) Гражданского кодекса. При таких условиях субъект хозяйствования выступает поверенным, а благотворительная организациядоверителем. Поверенный обязуется перед доверителем собрать пожертвования от его имени и в его пользу.

ІІ. Субъект хозяйствования осуществляет публичный сбор благотворительных пожертвований в пользу благотворительной организации от своего имени (часть третья ст. 7 Закона о благотворительности).

В этой ситуации должен быть контракт (договор) о благотворительной деятельности с указанием такой же информации, как в доверенности руководителя благотворительной организации, которую составляют в случае сбора пожертвований по первому варианту. Кроме того, контракт должен определять ответственность сторон при нарушении контракта (договора) или порядка использования пожертвований.

Указанный контракт имеет признаки договора комиссии, особенности заключения которого определяются главой 69 (статьи 1011 — 1028) Гражданского кодекса. Однако в отличие от договоров комиссии договор о благотворительной деятельности на осуществление публичного сбора пожертвований не предусматривает оплатность (об этом детальнее ниже).

ІІІ. Субъект хозяйствования осуществляет публичный сбор благотворительных пожертвований от имени или в пользу других бенефициаров (кроме благотворительных организаций) (часть четвертая ст. 7 Закона о благотворительности).

В таком случае заключается контракт (договор) о благотворительной деятельности с таким бенефициаром или одним из его законных представителей. Контракт (договор) должен определять, в частности, цели, место и срок сбора денежных средств или другого имущества, порядок их целевого использования, учета и отчетности, а также ответственность лица, осуществляющего публичный сбор благотворительных пожертвований, перед бенефициаром и благотворителями в случае нарушения контракта (договора) или порядка использования таких пожертвований.

Если сбор пожертвований осуществляется от имени бенефициара, соответствующий договор имеет признаки договора поручения (первый вариант сбора пожертвований), если в пользу бенефициара — договора комиссии (второй вариант сбора пожертвований).

ПРИМЕР 1

Физическое лицо нуждается в денежных средствах на лечение. Субъект хозяйствования согласен помочь собрать необходимую сумму денег на лечение среди неопределенного круга лиц.

С чего начать?

В таком случае субъект хозяйствования должен заключить с физическим лицом или одним из его законных представителей (например, с одним из родителей, если бенефициар является ребенком) контракт (договор) о благотворительной деятельности. Договор должен определять информацию, приведенную выше. Только после заключения договора можно приступать фактически к сбору пожертвований в том месте, которое указано в договоре, и в течение срока, указанного в нем. В дальнейшем собранные пожертвования передаются бенефициару (физическому лицу) или его законному представителю.

Может ли приведенная в доверенности/контракте информация быть доступной для благотворителей, которые предоставляют пожертвования собирающим их лицам?

Приведем сначала нормы Гражданского кодекса, регламентирующие общие особенности договоров пожертвования.

Согласно части первой ст. 729 этого Кодекса пожертвованием является дарение недвижимых и движимых вещей, в частности денег и ценных бумаг, лицам, установленным частью первой ст. 720 Гражданского кодекса, для достижения ими определенной заведомо обусловленной цели.

Жертвователь имеет право осуществлять контроль за использованием пожертвования согласно цели, установленной договором о пожертвовании. Если использование пожертвования по назначению оказалось невозможным, использование его по другому назначению возможно только по согласию жертвователя, а в случае его смерти или ликвидации юридического лица — по решению суда.

Жертвователь или его правопреемники имеют право требовать расторжения договора о пожертвовании, если пожертвование используется не по назначению. То есть особенностью пожертвования является то, что оно предоставляется на определенные цели. Подобное замечание содержит и часть первая ст. 6 Закона о благотворительности, которая определяет понятие благотворительного пожертвования. Причем в контексте Закона о благотворительности такими целями (сферами) могут быть:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • экология, охрана окружающей среды и защита животных;
  • предотвращение природных и техногенных катастроф и ликвидация их последствий, помощь пострадавшим вследствие катастроф, вооруженных конфликтов и несчастных случаев, а также беженцам и лицам, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах;
  • опека и попечительство, законное представительство и правовая помощь;
  • социальная защита, социальное обеспечение, социальные услуги и борьба с бедностью;
  • культура и искусство, охрана культурного наследия;
  • наука и научные исследования;
  • спорт и физическая культура;
  • права человека и гражданина и основополагающие свободы;
  • развитие территориальных общин;
  • развитие международного сотрудничества Украины;
  • стимулирование экономического роста и развития экономики Украины и ее отдельных регионов и повышение конкурентоспособности Украины;
  • содействие осуществлению государственных, региональных, местных и международных программ, направленных на улучшение социально-экономического положения в Украине;
  • содействие обороноспособности и мобилизационной готовности страны, защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного положения.

Например, если благотворитель жертвует на лечение, то денежные средства должны пойти только на лечение, а не, к примеру, на образование или спорт. Если благотворитель жертвует на лечение, то он должен знать, что денежные средства пойдут на лечение. Причем он должен знать, как проверить это, так как если средства пошли на другие цели, то благотворитель имеет право расторгнуть договор пожертвования и требовать их возврата.

Исходя из приведенных размышлений указанная в доверенности/контракте информация должна быть доступной благотворителям.

Публичный сбор пожертвований осуществляется за плату или бесплатно?

Благотворительная деятельность — добровольная личная и/или имущественная помощь для достижения определенных Законом о благотворительности целей, не предусматривающая получения благотворителем прибыли, а также выплаты какого-либо вознаграждения или компенсации благотворителю от имени или по поручению бенефициара. Вместе с тем публичный сбор благотворительных пожертвований согласно п. 6 части первой ст. 5 этого Закона является одним из видов благотворительной деятельности. Таким образом, публичный сбор пожертвований не может осуществляться за плату, так как не будет считаться благотворительной деятельностью, то есть публичный сбор пожертвований может осуществляться только бесплатно.

Какому виду экономической деятельности согласно КВЭД:2010 соответствует деятельность субъекта хозяйствования по публичному сбору пожертвований?

Согласно Методологическим основам № 396 класс 82.99 «Предоставление прочих вспомогательных коммерческих услуг, н. в. д. г.» включает в себя в том числе деятельность организаций по сбору денежных средств на благотворительные нужды, которые их осуществляют за вознаграждение или на основе контракта. Таким образом, субъекты хозяйствования, планирующие осуществлять публичный сбор благотворительных пожертвований, должны указывать код 82.99 «Предоставление прочих вспомогательных коммерческих услуг, н. в. д. г.» согласно КВЭД:2010 в Регистрационной карточке на проведение государственной регистрации при прохождении процедуры государственной регистрации. В дальнейшем эти сведения содержатся в Едином государственном реестре. Если же указанного кода там нет, следует внести изменения в сведения о субъекте хозяйствования, содержащиеся в упомянутом реестре. Для этого государственному регистратору подается Регистрационная карточка на внесение изменений в сведения о субъекте хозяйствования с указанием нового кода — 82.99 «Предоставление прочих вспомогательных коммерческих услуг, н. в. д. г.».

Каковы ограничения по публичному сбору благотворительных пожертвований?

Данные ограничения приведены в частях пятой — седьмой ст. 7 Закона о благотворительности:

во-первых, не имеют права осуществлять публичный сбор благотворительных пожертвований следующие лица:

находящиеся на государственной или другой публичной службе;

действующие от имени лиц, находящихся на государственной или другой публичной службе;

во-вторых, запрещается публичный сбор благотворительных пожертвований:

на цели, противоречащие законам Украины или нарушающие права третьих лиц;

в форме подакцизных товаров;

в-третьих, положения о публичном сборе благотворительных пожертвований применяются к публичной продаже имущества от имени или в пользу благотворительных организаций (публичных торгов, конкурсов, аукционов и т. п.).

Какая ответственность предусмотрена для субъекта хозяйствования, который будет осуществлять публичный сбор благотворительных пожертвований без наличия нотариально заверенной доверенности или заключения договора о благотворительной деятельности, либо за другие нарушения норм Закона о благотворительности?

Согласно части первой ст. 27 Закона о благотворительности субъекты благотворительной деятельности несут гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность за нарушение законодательства о благотворительной деятельности в порядке, установленном законом.

За нарушения, приведенные в вопросе, может наступить гражданско-правовая ответственность субъекта хозяйствования согласно статьям 215 — 236 Гражданского кодекса. Например, соответствующую сделку о благотворительности можно считать ничтожной (ее недействительность установлена законом) согласно части второй ст. 215 Гражданского кодекса. Недействительная (ничтожная) сделка не создает юридических последствий и каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное.

Также такую сделку можно считать совершенной под влиянием обмана (ст. 230 Гражданского кодекса). Ее недействительность признается судом. В таком случае субъект хозяйствования (нарушитель) обязан возместить другой стороне (благотворителям) убытки в двойном размере и моральный ущерб.

Отсутствие доверенности/контракта для субъекта хозяйствования вызовет неблагоприятные налоговые последствия, так как будут основания считать все полученное в рамках публичного сбора пожертвований собственностью такого субъекта с необходимостью включения их стоимости в состав налоговых доходов.

Проведение публичного сбора благотворительных пожертвований

Публичным сбором благотворительных пожертвований признается добровольный сбор целевой помощи в форме денежных средств или имущества среди неопределенного круга лиц, в частности, с использованием средств электронной связи или телекоммуникации, для достижения целей, определенных этим Законом (часть первая ст. 7 Закона о благотворительности).

Однако из содержания этой нормы следует, что здесь речь идет, собственно, о рекламном (информационном) аспекте публичного сбора пожертвований. То есть в целях публичного сбора пожертвований субъект хозяйствования может обращаться с информационным (рекламным) сообщением к неопределенному кругу лиц через Интернет, телевидение, телефон и т. п. Разумеется, это могут быть и рекламные объявления в СМИ, на рекламных щитах и т. п. Другой довольно распространенный вариант — выделение в счете (чеке и т. п.) на оплату товаров (работ, услуг), которые продает (выполняет, предоставляет) субъект хозяйствования, отдельной строки «пожертвование». Тогда покупатель может уплатить по такому счету (чеку) не только, собственно, стоимость товара (работ, услуг), но и дополнительно пожертвование. Собранные таким образом пожертвования передаются бенефициару.

Вместе с тем механизм фактического сбора (получения) пожертвований Закон о благотворительности не определяет, поэтому следует исходить из норм другого специального законодательства.

В целом такие пожертвования субъект хозяйствования может получить от благотворителей на собственный банковский счет или же в кассу с дальнейшей передачей бенефициару либо перечислить на банковский счет бенефициара.

Получение пожертвований в специальные ящики

В ящики для пожертвований субъект хозяйствования получает наличные. Основным нормативным документом, регулирующим операции субъектов хозяйствования с наличными является Положение № 637. Таким образом, субъекты хозяйствования должны соблюдать нормы этого Положения, в том числе получая наличные в ящики для пожертвований.

Согласно п. 2.2 Положения № 637 предприятия (предприниматели) осуществляют наличный расчет между собой и с физическими лицами (гражданами Украины, иностранцами, лицами без гражданства, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность) через кассу как за счет наличной выручки, так и за счет денежных средств, полученных из банков. Указанные расчеты проводятся также путем перевода наличных для уплаты соответствующих платежей. Предприятия (предприниматели) осуществляют учет операций с наличными в соответствующих книгах учета.

Касса — помещение или место осуществления наличных расчетов, а также прием, выдача, хранение денежной наличности, других ценностей, кассовых документов. Вместе с тем под термином «касса» для частных предпринимателей имеется в виду место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи, хранения денежной наличности, других ценностей, кассовых документов. Таким образом, любое место, где физические лица — предприниматели осуществляют наличные расчеты, является кассой в понимании Положения № 637.

Наличные расчеты — платежи наличными предприятий (предпринимателей) и физических лиц за реализованную продукцию (товары, выполненные работы, предоставленные услуги), а также по операциям, непосредственно не связанным с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и другого имущества.

Согласно п. 2.6 Положения № 637 все наличные, поступающие в кассы, должны в тот же день оприходоваться (учитываться в кассовой книге или в КУРО, если расчеты осуществляются с применением РРО). Оприходованием наличных в кассах предприятий, которые проводят наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги согласно требованиям главы 4 этого Положения, является осуществление учета наличных в полной сумме их фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров.

Прием наличных в кассу проводится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером либо лицом, уполномоченным руководителем предприятия.

Оприходование наличных — проведение предприятиями и предпринимателями учета наличных в кассе на полную сумму их фактических поступлений в кассовой книге, книге учета доходов и расходов, КУРО

Согласно п. 4.1 Положения № 637 в целях обеспечения осуществления наличных расчетов предприятия должны иметь кассу, а их руководители должны обеспечить надлежащее обустройство этой кассы и надежное хранение денежной наличности в ней. Вместе с тем п. 4.2 этого Положения предусмотрено, что все поступления и выдачу наличных в национальной валюте предприятия отражают в кассовой книге.

Из приведенного делаем следующие выводы:

относительно юридических лиц (предприятий) — получить наличные в качестве пожертвования предприятие может только в собственную кассу, оформив приходным кассовым ордером. При этом лицу, предоставившему наличные в качестве пожертвования выдается квитанция, которая является отрывной частью приходного ордера, удостоверенная оттиском печати предприятия и главного бухгалтера или другого ответственного работника. Такой способ получения предприятием наличных, как через ящики для пожертвований, не предусмотрен ни Положением № 637, ни другими нормативными документами по вопросам наличного обращения. То есть предприятие не может получать денежные средства в виде пожертвований в ящики, предназначенные для этого;

относительно физических лицпредпринимателей:

  • предприниматели осуществляют учет операций с наличными в соответствующих книгах учета;
  • оприходование наличных предпринимателями — это проведение ими учета наличных в книге учета доходов и расходов;
  • предприниматели не ведут кассовую книгу, а оприходование наличных осуществляют в книге учета доходов и расходов без оформления кассовых ордеров;
  • формы соответствующих книг для физических лиц — предпринимателей утверждены приказом № 481 (для тех, кто находится на общей системе налогообложения) и приказом № 1637 (для тех, кто находится на упрощенной системе);
  • целесообразно полученные пожертвования записывать в графе 2 указанных книг, где отражается доход от предпринимательской деятельности, а передачу пожертвований бенефициарам — в графе 3 таких книг, где отражается сумма возвращенных денежных средств за товары (работы, услуги) или предоплаты.

То есть для физических лиц — предпринимателей не предусмотрен запрет принимать денежные средства пожертвований в ящики для пожертвований. Однако указанные денежные средства в день их получения нужно отражать в соответствующих книгах. Для того чтобы подтвердить приемку-передачу физическим лицом — предпринимателем денежных средств в виде пожертвования, благотворитель имеет право требовать у предпринимателя соответствующий подтверждающий документ. Таким документом может быть расписка, составленная в произвольной форме или другой подобный документ. Это право вытекает также и из сути понятия пожертвования, которое мы рассмотрели выше — право контролировать использование пожертвования по целевому назначению, вернуть пожертвование в случае его нецелевого использования. Ведь ясно, что если у благотворителя не будет документа, подтверждающего передачу денежных средств пожертвования, то будет невозможно доказать как свое право контролировать использование пожертвования, так и его возврат.

В завершение остановимся на ответственности субъектов хозяйствования за прием денежных средств пожертвования в ящики для пожертвований (касается юридических лиц) и за неотражение суммы полученных денежных средств пожертвований в соответствующих книгах (касается как юридических, так и физических лиц — предпринимателей). Согласно абзацу третьему ст. 1 Указа № 436/95 за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличных применяются санкции в виде штрафа в пятикратном размере неоприходованной суммы.

Налогообложение и бухгалтерский учет

Налог на прибыль

Если у субъекта хозяйствования (предприятия) есть доверенность от руководителя благотворительной организации для сбора денежных средств или договор о благотворительности с бенефициаром, полученные пожертвования (денежные средства, имущество) для предприятия являются транзитными суммами, принадлежащими бенефициару, а не предприятию. Поэтому такие средства не включаются в состав налогового дохода предприятия, аналогично, как денежные средства или стоимость имущества, поступающие комиссионеру (поверенному, агенту и т. п.) в рамках договоров комиссии, поручения, консигнации и прочих аналогичных гражданско-правовых договоров (пп. 136.1.19 п. 136.1 ст. 136 Налогового кодекса).

Если же таких документов нет (доверенности или договора), полученные пожертвования включаются в состав налогового дохода в качестве безвозвратной финансовой помощи (пп. 135.5.4 п. 135.5 ст. 135 Налогового кодекса).

Вместе с тем в любом случае суммы переданных бенефициару пожертвований не включаются в состав налоговых расходов.

Налог на добавленную стоимость

Согласно п. 185.1 ст. 185 Налогового кодекса объектом обложения НДС являются операции налогоплательщиков по поставке товаров/услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины. Определение понятий «поставка товаров» и «поставка услуг» приведено в подпунктах 14.1.191 и 14.1.185 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса соответственно.

База налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной стоимости (при осуществлении контролируемых операций — не ниже обычных цен, определенных согласно ст. 39 Налогового кодекса) с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, которое взимается со стоимости услуг сотовой мобильной связи, НДС и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями — субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов (кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров) (п. 188.1 ст. 188 этого Кодекса).

В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы денежных средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются налогоплательщику непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг.

Поскольку денежные средства, полученные в виде пожертвований в целях дальнейшей передачи их бенефициару или благотворительной организации, не являются оплатой стоимости товаров/услуг, они не включаются в базу обложения НДС.

Также напомним, что согласно пп. 197.1.15 п. 197.1 ст. 197 Налогового кодекса освобождаются от налогообложения операции по предоставлению благотворительной помощи, в частности бесплатная поставка товаров/услуг благотворительным организациям, созданным и зарегистрированным согласно законодательству, а также предоставление такой помощи благотворительными организациями приобретателям (субъектам) благотворительной помощи согласно законодательству о благотворительной деятельности и благотворительных организациях.

Налог на доходы физических лиц (если бенефициаром выступает физическое лицо)

Собранные денежные средства пожертвований субъект хозяйствования передает физическому лицу (бенефициару). Для такого лица полученные средства являются доходом в виде безвозвратной финансовой помощи (пп. «ґ» пп. 164.2.17 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса).

Согласно пп. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса безвозвратная финансовая помощь — это сумма денежных средств, переданная налогоплательщику согласно договорам дарения, другим подобным договорам или без заключения таких договоров.

В данном случае субъект хозяйствования, как налоговый агент, по общему правилу из сумм переданных денежных средств за счет бенефициара должен удержать НДФЛ по ставке 15 (17)% и перечислить его в бюджет. В форме № 1ДФ такая выплата отражается с признаком дохода «126» в качестве дополнительного блага. Таким образом, бенефициар получает сумму пожертвования, уменьшенную на сумму удержанного НДФЛ.

Приведем случаи, в которых переданные денежные средства пожертвования не облагаются НДФЛ:

  • денежные средства или стоимость имущества (услуг), которые предоставляются в качестве помощи на лечение и медицинское обслуживание плательщика налога за счет средств благотворительной организации или его работодателя, при наличии соответствующих подтверждающих документов, кроме расходов, которые компенсируются выплатами из фонда общеобязательного государственного социального медицинского страхования (пп. 165.1.19 п. 165.1 ст. 164 Налогового кодекса). К такому доходу в форме № 1ДФ применяется признак дохода «143»;
  • денежные средства целевой или нецелевой благотворительной помощи, предоставляемые плательщику налога согласно пп. 170.7.2 п. 170.7 ст. 170 этого Кодекса, например пострадавшим вследствие экологических, техногенных и других катастроф в местностях, объявленных согласно Конституции Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации, в предельных суммах, определенных Кабинетом Министров Украины. В форме № 1ДФ выплаченный доход отражается с признаком дохода «169». Благотворительную помощь, которая предоставляется на указанные цели, следует распределять через государственный или местный бюджет или через банковские счета благотворительных организаций, Общества Красного Креста Украины, внесенных в Реестр неприбыльных организаций и учреждений;
  • сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, предоставляемой резидентами — юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем сумму предельного размера дохода, определенного согласно абзацу первому пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса, установленного на 1 января отчетного года (пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170 Кодекса). В 2014 г. размер такой суммы составляет 1710 грн. К доходу применяется признак дохода «169»;
  • целевая благотворительная помощь, которая предоставляется резидентами — юридическими или физическими лицами в любой сумме (стоимости) согласно пп. 170.7.4 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса.

В форме № 1ДФ выплаченная помощь отражается с признаком дохода «169».

Также следует отметить, что согласно пп. 170.7.5 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса приобретатель целевой благотворительной помощи в виде денежных средств имеет право на ее использование в течение срока, установленного условиями такой помощи, но не более 12 календарных месяцев, следующих за месяцем получения такой помощи, за исключением получения благотворительной помощи в виде эндаумента. Если целевая благотворительная помощь в виде денежных средств не используется ее приобретателем в течение такого срока и не возвращается благотворителю до его окончания, то такой приобретатель обязан включить неиспользованную сумму такой помощи в состав общего годового налогооблагаемого дохода и уплатить соответствующий налог.

Вместе с тем согласно пп. 170.7.6 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса приобретатель целевой благотворительной помощи имеет право обратиться в контролирующий орган с представлением относительно продления срока использования такой целевой благотворительной помощи с приведением обстоятельств, свидетельствующих о невозможности ее полного использования в указанные сроки, а руководитель такого контролирующего органа имеет право принять решение о таком продолжении.

Бухгалтерский учет

В случае наличия доверенности благотворительной организации или договора с бенефициаром собранное благотворительное пожертвование в виде денежных средств или имущества отражается бухгалтерской записью Дт 301 «Наличные в национальной валюте» (311 «Текущие счета в национальной валюте», 28 «Товары») Кт 685 «Расчеты с другими кредиторами». Удержание НДФЛ — Дт 685 Кт 641 «Расчеты по налогам». Передача бенефициару или благотворительной организации — Дт 685 Кт 301 (311, 28).

Если доверенности или договора нет, то получение денежных средств отражают бухгалтерской записью — Дт 301 (311, 28) Кт 719 «Прочие доходы от операционной деятельности»; удержание НДФЛ — Дт 949 «Прочие расходы операционной деятельности» Кт 641; передача бенефициару или благотворительной организации — Дт 949 Кт 301 (311, 28).

ПРИМЕР 2

Предприятие — плательщик налога на прибыль и НДС при продаже товаров отдельной строкой в счете на оплату выделяет реквизиты для благотворительного пожертвования, которое просит оплатить покупателей своих товаров. Собранную сумму пожертвований предприятие планирует перечислить благотворительной организации для приобретения медицинского оборудования, которое в дальнейшем передадут больнице. С благотворительной организацией заключен договор о благотворительной деятельности, в котором отмечены все существенные аспекты публичного сбора благотворительных пожертвований.

Продано товаров на сумму 60 000 грн. (в том числе НДС — 10 000 грн.), их себестоимость — 40 000 грн. Кроме оплаты за товары на счет поступило 5000 грн. пожертвований, которые были перечислены благотворительной организации.

Бухгалтерский и налоговый учет предприятия рассмотрим в таблице.

Бухгалтерский и налоговый учет предприятия


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Сумма, грн.

Доходы

Расходы

1

Отражен доход от реализации товаров

361

702

60 000

50 000

-

2

Начислено налоговое обязательство по НДС при реализации товаров

702

641

10 000

-

-

3

Внесен на финансовые результаты предприятия доход от продажи

702

791

50 000

-

-

4

Отражена себестоимость реализованных товаров

902

28

40 000

-

40 000

5

Внесена на финансовые результаты себестоимость реализации

791

902

40 000

-

-

6

Получена оплата от покупателей:

в части стоимости товаров

как добровольное пожертвование

311

361

60 000

-

-

685

5000

-

-

7

Перечислены благотворительной организации денежные средства собранного пожертвования

685

311

5000

-

-

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42