Интервью

«Никто так и не начал торговать газом и «мерседесами», находясь на едином налоге»

Реформирование налоговой системы — одна из стратегических задач новой власти. Предлагаем вниманию читателей «Вестника» интервью с председателем Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики Александрой КУЖЕЛЬ, которая высказала свою точку зрения на необходимые изменения.


В. — Александра Владимировна, одно из достижений возглавляемого Вами Комитета за последнее времяпринятие Закона  Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сокращения количества документов разрешительного характера». Как предприниматели отзываются о документе в действии? Ощущают ли они облегчение в ведении бизнеса в Украине?

А. В. — Этот Закон был очень сложным в работе, самым сложным из всех законопроектов, с которыми я работала. Он предусматривал внесение изменений в 36 законов, причем весьма разноплановых — начиная с животноводства и заканчивая недрами и отходами. Но это был первый прорыв за 20 лет, ведь отменено 113 разрешений, которые, по мнению инвесторов, являются наиболее неприемлемыми в части регулирования бизнеса.

Ощущают ли бизнесмены облегчение? Безусловно. Один из предпринимателей, занимающийся завозом рыбы в Украину, через день после вступления в силу Закона сказал мне: «Александра, все в нашей фирме пьют шампанское за твое здоровье, потому что ты нам помогла сэкономить 200 тыс.  дол. в месяц только на взятках».

Кто наиболее ощутил облегчение — так это те, кто работает на рынке сельскохозяйственной продукции. Потому что, например, за сертификацию зернохранилищ, которая была обязательной, приходилось уплачивать взятки в размере 3 дол. с тонны зерна, а за сертификацию самого зерна — 5 дол. с тонны. В среднем по рынку, по оценкам сельхозпроизводителей, я сэкономила им 380 млн. дол. оборотных средств. Ощутимо, правда?

Есть в Законе и другие небольшие изменения, связанные, например, с отходами. Раньше каждому предпринимателю, даже тому, кто работает в киоске, надо было согласовывать с Минагрополитики Украины и экологическими инспекциями осуществление операций с отходами. Мы это разграничили. Если деятельность предпринимателя приводит к небольшому количеству отходов, он ничего не декларирует, просто уплачивает за вывоз мусора. Тот, у кого показатель образования отходов средний, представляет декларацию об отходах. У кого же большой показатель, необходимо получить разрешение на осуществление операций в сфере обращения с отходами. В целом я считаю, что это очень важный Закон.

В.Что собираетесь инициировать в ближайшее время, чтобы бизнесу в Украине было свободнее дышать?

А. В. — Приятная новость уже есть. Вчера (01.07.2014 г. — Ред.) принята в первом чтении новая редакция Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». Этот документ, авторами которого являются все члены Комитета, предусматривает уникальные вещи. Во-первых, лицензия выдается бессрочно — такого раньше не было. Во-вторых, лицензия выдается практически бесплатно — за все нужно уплатить всего 112 грн., тогда как раньше — 5, 8 тыс. Деньги же будут оставаться на местах, то есть в тех регионах, где получают лицензии.

Принятие таких законопроектов, разработка и продвижение которых отнимает много не только интеллектуальных, но и эмоциональных сил, дает настоящее удовлетворение. Над такими системными законами, считаю, и должна работать Верховная Рада Украины больше всего.

На сентябрь перед Комитетом стоят две задачи: представить новый закон о государственной поддержке малого и среднего бизнеса, над которым работаем вместе с экспертами Международной финансовой корпорации, а также важный документ для всего бизнесановый законопроект о надзоре и контроле. Его готовим, изучая опыт регулирования бизнес-среды в Европе. Все законопроекты сейчас разрабатываем с ориентацией на проевропейскую идеологию.

В.Как еще революция достоинства сказалась на работе Комитета?

О. В. — После Майдана у нас была непростая ситуация, ведь, как Вы знаете, в Комитете одинаково представлены все фракции. Но мы договорились не обсуждать законы с точки зрения политики. Главное требование, которое должны соблюдать: голосовать за законопроект независимо от того, кто его автор, если он улучшает предпринимательскую среду. Иначе мы законопроекты не поддерживаем.

В этом контексте вчера мы «провели» в парламенте Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования», за который получили благодарность от Посла ЕС Яна Томбинского. Документ есть в перечне требований, которые должна выполнить Украина в части Соглашения об Ассоциации с ЕС. Аналогичный закон существует во многих странах, и направлен он на преодоление коррупции, чтобы правительство не давало своим родственникам, друзьям, коллегам, однопартийцам финансовую помощь на развитие бизнеса, нарушая таким образом конкуренцию.

В.В конце февраля Вы стали ньюзмейкером относительно разделения Миндоходов Украины на налоговую и таможенную службы...

А. В. — Да, считали, что будет разделение.

В.И на должность руководителя ведомства Ваша кандидатура активно обсуждалась, в частности в Фейсбуке. А Вы отвечали, что это фейк...

А. В. — Было такое. Если бы оставалось Министерство доходов и сборов, а не служба под Министерством финансов, как сейчас решили, я бы могла его возглавить и навести там порядок. Но если ты подчинен министру, а главная цель любого министра финансов — собрать побольше средств и удержать баланс госбюджета, то не можешь провести запланированные реформы.

В.Якобы Государственная фискальная служба наконец будет «под» Кабинетом Министров...

А. В. — Не поверю. Сейчас не поверю, потому что тогда надо восстанавливать Министерство. Новый Закон Украины «О Кабинете Министров Украины» не предусматривает существования отдельного центрального органа исполнительной власти такого типа. Автономными могут быть, например, новосозданный Антикоррупционный комитет, Люстрационный комитет. Государственная служба Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства не может быть «под» Министерством, потому что то Министерство также необходимо будет проверять.

А в части доходов и сборов, может, и целесообразно было бы вернуться к возрождению налоговой и таможенной служб. К сожалению, насколько мне известно, там сейчас непростая ситуация из-за старых кад-ров. Я бы посоветовала провести полную пере-аттестацию работников, которая существенно изменила бы кадровую политику — она должна быть прозрачной. А налоговую милицию ликвидировала бы. Эта структура должна войти в единый фискальный орган по противодействию экономической преступности, который должен быть в стране.

В.Чего Вы ожидаете от новой власти как защитник интересов бизнеса?

А. В. — Европейских реформ. Премьер-министру, который заступил на эту должность с правительством как камикадзе, в тяжелейшие для Украины времена, необходимо дать возможность менять команду в соответствии с проблемами, возникающими в работе. У нас много людей считает, что каждый может быть министром. Это не так. Министр — это прежде всего очень хороший менеджер. Кроме того, этот человек должен быть осведомленным и иметь волевой стержень.

Откровенно говоря, то, на что надеюсь, уже воплощается в реальность. Ожидаю не от власти, а от бизнеса таких шагов, как, например, недавно сделала группа предпринимателей из г. Харькова. Они приняли решение не давать больше взяток. Я сказала: «Стою рядом с вами». То есть такой позиции от бизнеса и ожидаю: когда он сам сделает невозможным существование поборов, коррупции, рейдерства, не будет бояться, приспосабливаться, руководствуясь логикой, что лучше заплатить, чем воевать. Позиции бизнеса, который скажет: «Я не хочу жить так дальше». По-новому это или по-старому — не суть. Главное — я хочу не давать взятки, а работать честно.

В.В правительстве объявили о глобальных намерениях переписать действующий Налоговый кодекс. Каким Вы его видите?

А. В. — Он должен быть сбалансированным, призванным выполнить задачу, которую дал Премьер-министр, относительно уменьшения количества налогов и расширения базы налогообложения. Но первое, что должно быть в Налоговом кодексе, и обязательно, — прозрачность администрирования налогов, без коррупционной составляющей, такой, которая есть сейчас с НДС.

В.Ваша кандидатская диссертация была посвящена региональным программам поддержки предпринимательства в Украине. Понимаю, что это было давно, в 1999 году... Но как ее ключевые тезисы можно экстраполировать на нынешние реалии?

А. В. — Вы знаете, тогда сразу было ее внедрение. И к этому необходимо возвращаться, потому что мало кто заботится об идеологии сейчас. Это, кстати, была третья диссертация, которую я писала. Писала, а потом бросала. Когда я начала смотреть региональные программы, которые должна была визировать в то время, то обнаружила: все они будто под копирку написаны. А не может быть одинаковых программ в Черновцах, Тернополе, Запорожье и Донецке. Если в Черновцах нет такой промышленности, как в Запорожье, где работают металлургические, алюминиевые комбинаты, ферросплавные заводы и т. п., то там на уровень промышленности удельный вес малого бизнеса будет значительно больше.

Я предлагала подходы к каждому региону: по каким показателям оценивать их возможности, чтобы программы развития были действенными. И во многом это побуждало региональную власть развиваться, а не банально отписываться. По моим разработкам защищено много диссертаций, ведь я выписывала регуляторную политику в Украине практически с нуля. Лично давала экспертное заключение на диссертации приблизительно шести соискателям степени кандидата наук. Думаю, при желании Вы найдете в Интернете значительно больше.

В.Для осуществления кардинальных преобразований в государстве, могли бы Вы стать членом команды Президента, учитывая свой опыт работы на руководящих должностях в разных органах власти?

А. В. — Я работала со многими командами. Принципиальным является вопрос: для чего меня приглашают? Если Вы помните, я была членом Партии регионов, когда меня пригласила работать в свою команду в кризисном 2009 году мой тогда политический оппонент Юлия Тимошенко. Мое требование было встречным: пойду, если будете поддерживать мои наработки. Если же они «будут заваливаться» правительством, работа не будет иметь смысла. Когда работаю, часто вспоминаю фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Если правильно выполняешь функцию председателя Комитета, занимаешь принципиальную позицию в вопросах регулирования предпринимательства, коллеги считают тебя своим врагом. Кое-кто меня даже спрашивал: «Александра, за что ты меня так не любишь?» Так я же с лучшими чувствами, но если подаются документы, которые искажают ведение бизнеса, делают его неконкурентным, зарегулированным, никогда их не подпишу, каким бы приятным человеком не был заявитель — другом, товарищем, кем угодно.

Все знают, что Кужель очень конфликтна в отношениях — такова должность. И я привыкла. Не думаю, что могу заинтересовать Петра Порошенко, потому что со мной сложно договориться. У нас с ним, наверное, отличаются подходы к подбору кадров. Я часто приглашаю на должности людей, не являющихся моими друзьями. Знаете, почему? Потому что друзья вам никогда правды не скажут. И думаю, это была первая ловушка, которую позволил себе Виктор Янукович, из-за чего и «погорел».

В.Среди дискуссий, которые продолжаются сейчас в кабинетах власть имущих,целесообразность отмены ЕСВ с расширением вместо этого базы налогообложения. Поддерживаете ли эту идею?

А. В. — Мой законопроект относительно изменения администрирования ЕСВ зарегистрирован в парламенте еще в декабре 2012 года. До сих пор его не рассматривали, и это просто катастрофа.

В.Почему?

А. В. — Потому, что каждый Кабинет Министров против. Все выискивают возможности найти какую-то альтернативу этому. Но законопроекты такие есть — у меня, у Оксаны Продан. И мы будем настаивать, чтобы их выносили на рассмотрение.

Припоминаете историю с единым налогом, автором которого я была? Все министры тогда, в 1998 году, высказались против. А Виктор Пинзеник даже предостерегал: если поддержать Кужель в едином налоге, то вскоре на рынках Украины будут торговать газом и «мерседесами», потому что все перейдут в категорию «упрощенцев». Но почему-то никто так и не начал торговать газом и «мерседесами», находясь на едином налоге.

Точно знаю: благодаря единому налогу удалось сохранить большое количество людей, ставших основой среднего класса в Украине, а доходы бюджета в результате его введения ежегодно возрастали.

А единый социальный взнос... Проблема в том, что он не стимулирует выведение заработной платы из «тени». И ничего подобного не будет, если не провести реформу, аналогичную упрощенной системе налогообложения. Для этого нужно сделать два шага: снизить ставку ЕСВ, а оставшиеся по нему обязательства распределить между работодателем и работником. Работник, который сам будет отчислять денежные средства на медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, безработицы и т. п., будет осознавать всю ценность помощи государства в затруднительных ситуациях. К сожалению, у нас пока не научились извлекать выгоды от этого.

В.1 июля в Украине введено налогообложение пассивных доходов...

А. В. — Всегда была против. Оно целесообразно только относительно крупных сумм доходов.

В.Так о крупных суммах же и идет речь.

А. В. — Ну что такое крупная сумма? Для кого-то 170 тысяч — очень крупные деньги. А те, кто имеет большие доходы, разобьет эти суммы между несколькими банками или вообще выведет в иностранные финансовые структуры и таким образом избежит налогообложения. Считаю, что не следует облагать налогом проценты по депозитным вкладам, поскольку люди несут в банки деньги, с которых уже уплачены налоги. С другой стороны, во многих странах проценты облагаются налогом, поэтому не удивительно, что наша власть решила пойти по этому пути.

В.Вы родились на Донетчинев регионе, богатом на трудолюбивых людей. Что чувствуете, следя за последними событиями в родном крае?

А. В. — Конечно, это беда. И нельзя перекладывать вину на какую-то одну политическую силу. Мы все несем ответственность за то, что происходит. Я много работала с Крымом — была депутатом тамошнего парламента. И еще в 2010 году говорила, что Крым мы потеряли, но никто не хотел это слышать.

Нельзя людям ничего навязывать. Их нужно поощрять, в том числе в языковом вопросе.

Донетчина — очень сложный регион экономически. Луганской области уже фактически давно нет — есть лишь предместье г. Донецка. В г. Кировске, например, из 34 тыс.  жителей только 3 тыс. работающих. Поэтому они ездят в Россию гастарбайтерами, работают кем угодно, как и «западняки» ездят, только в Европу.

На Донбассе большие надежды возлагали на Януковича и разочаровались, потому что он их предал, ничего не сделав. Когда люди увидели, в каком финансовом разврате жили бывший президент и его команда, многие отреагировали сопротивлением. К тому же информационно регион зазомбировали. А сейчас там гибнут много ребят с той и другой стороны, и это ужасно.

Как экономист думаю: что дальше будем делать с этими территориями, какую надо иметь любовь к ним, чтобы помочь им возродиться.

В.Один из Ваших советов молодежи: «Поставьте себе цельи смело шагайте вперед». Можно ли, по Вашему мнению, реализоваться, состояться в современной Украине?

А. В. — Вполне. Это как в «Алхимике» Пауло Коельо. Один из персонажей мечтал стать продавцом кукурузы, стал им и был очень счастлив. Второй хотел найти философский камень и вопреки всем препятствиям достиг своей цели. Я так считаю: хочешь ты быть водителем или, например, сварщиком — это чудесно. Но главноеты должен стать лучшим в своем деле. Тогда точно будешь обеспечен, ведь хороших специалистов буквально носят на руках. Они везде нужны.

В.Достигла ли своей цели политик и общественный деятель Александра Кужель? Есть ли что-то такое, о чем бы через некоторое время хотели сказать: «Да! Я это сделала!»?

А. В. — Я достигла своей цели, и знаете, почему? Сохранила свое имя, и это, наверное, самое дорогое достижение, которое имею. Сохранить имя за 20 лет в политике удается далеко не каждому.

Также важно собрать команду единомышленников, поскольку сам никогда не сможешь состояться. Команда — это, собственно, и есть люди, работающие с тобой, ведь у тебя есть имя. Самое же страшное — когда с тобой работают, потому что у тебя есть должность.


Беседовала Ольга ГЕРМАНОВА

 

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42