Статьи

Благотворительность под ударом

Законопроекты, направленные на развитие благотворительной деятельности, ожидают принятия парламентариями.

В тревожные и тяжелые для каждой украинской семьи дни даже люди с небольшим достатком искренне хотят помочь государству денежными средствами, имуществом, продуктами. Только для поддержки Вооруженных Сил Украины от физических и юридических лиц на счета Минобороны Украины поступило 135,2 млн. грн. Ни для кого не секрет, что волонтеры, благотворительные и общественные организации оказались намного мобильнее, чем государство. Именно благодаря неравнодушию общества наша армия возрождается прямо на глазах, многих раненых удалось вернуть к жизни, нашли убежище сотни вынужденных переселенцев. К сожалению, количество граждан, нуждающихся в такой помощи, с обострением ситуации на юго-востоке страны, все больше. Вместе с тем множество расходов, не предусмотренных законодательством, оборачиваются для благотворителей значительными объемами уплаченных налогов, тогда как эти средства можно было бы направить на помощь большему количеству людей. Вопрос о внесении изменений в законодательную базу, в частности в сфере налогообложения благотворительной деятельности, благотворители поднимают уже не один год. Пришло время для системных изменений. Соответствующие законопроекты уже представлены в Верховную Раду Украины, но до сих пор ждут принятия парламентариями.


Не дискутировать, а действовать

В последнее время над поисками оптимальных путей решения проблемы тщательно трудилась рабочая группа, состоящая из экспертов в сфере благотворительности, представителей общественных организаций. Однако война, в состоянии которой находится наше государство, не оставляет времени на дискуссии. Ситуация требует неотложных перемен. Поэтому слово за парламентариями, которые должны бы были оперативно принять соответствующие законопроекты: № 4172а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о создании благоприятных условий для развития благотворительной деятельности в Украине», № 4173а «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно создания благоприятных условий для развития благотворительной деятельности в Украине», № 4176а «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно поддержки деятельности благотворительных организаций».

Желающих помочь раненым военным, семьям погибших, беженцам сегодня немало. Но они ограничены законодательными нормами. Приобретая больному, скажем, инвалидную коляску, благотворитель должен уплатить налог на доходы физических лиц, потому что именно таким доходом будут считать эту или другую жизненно важную для больного или раненого вещь. Поэтому в упоминавшихся законопроектах предложено освободить от уплаты налога на доходы физических лиц благотворительные организации при предоставлении срочной благотворительной помощи членам семей погибших Героев Небесной Сотни, военнослужащим, пострадавшим во время боевых действий на Юго-Востоке.

Трагические события на Майдане, боевые действия в Донбассе показали, насколько важны не только объемы благотворительной помощи, но и ее срочное предоставление. Многие украинцы, пострадавшие на Майдане или принимавшие участие в боевых действиях, обязаны жизнью именно благотворителям, которые смогли вовремя отправить их на лечение в зарубежные клиники, хотя процедура эта крайне сложна. Раньше проблема больше всего досаждала благотворителям, которые занимались спасением онкобольных детей. А теперь стоит перед всеми благотворителями, отправляющими за границу бойцов с огнестрельными ранениями позвоночника. И вот почему. По словам директора Украинского форума благотворителей Анны Гулевской-Черныш, до апреля текущего года налоговики трактовали законодательство таким образом, что фонды не имеют право платить за услуги лечения за рубежом без уплаты налога на доходы физических лиц. Поэтому еще перед отправкой на лечение за рубеж раненых майдановцев благотворители обратились в Минфин Украины за разъяснениями этой нормы. После чего получили письмо от ведомства, которым разрешено не уплачивать эти налоги. Впрочем, никто наверняка не знает, останется ли в силе разрешение после окончания войны.

Помощь по евростандартам

Срочную помощь по лечению можно предоставить, передав человеку деньги. Но и здесь благотворители загнаны в прокрустово ложе законов, потому что уровень не облагаемого налогом минимума нецелевой и целевой помощи остается крайне низким. Поэтому одной из самых важных задач законопроектов, представленных в Верховную Раду Украины, является повышение не облагаемого налогом минимума нецелевой и целевой благотворительной помощи, отличия между которыми четко прописаны в законодательных нормах. Так, целевой является благотворительная помощь, предоставляемая под определенные
условия и направления ее расходования, соответственно, нецелевая — предоставляемая без установления таких условий или направлений. Поэтому когда лицо, нуждающееся в помощи, или его родственник открывает личный банковский счет, на который благотворители переводят денежные средства, то согласно налоговым нормам такая помощь является нецелевой и не облагается налогом только в том случае, если общая ее сумма в течение отчетного налогового года не превышает предельного размера полученной благотворительной нецелевой помощи (1710 грн.). Однако тяжелораненого за такие деньги на ноги не поставишь, поэтому суммарный размер взносов намного выше установленного предела. Эту проблему продолжительное время обсуждали эксперты по вопросам благотворительности на публичных дискуссиях. В конце концов, в законопроекте воплощено предложение о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины — повышение не облагаемого налогом минимума до уровня 3000 евро в год, как в странах Восточной и Центральной Европы.

Расширить круг услуг

Несомненно, наиболее распространена в настоящее время благотворительная помощь в виде денежных средств или материальных ценностей. Однако в нынешних условиях возрастает необходимость в предоставлении помощи в виде благотворительных услуг, перечень предоставляющих которые довольно краток. Поэтому в законопроектах содержится еще одна чрезвычайно важная норма, предусматривающая расширение спектра лиц, предоставляющих благотворительные услуги на лечение и обучение. Такие благотворительные услуги, по мнению авторов законопроекта, должны предоставлять не только украинские государственные медицинские учреждения и учебные заведения, но и учреждения других форм собственности и зарубежные медицинские учреждения. Собственно, и перечень медицинских услуг также нуждается в расширении. Законопроектом предусмотрены такие востребованные ныне услуги, как протезирование, реабилитация. Кроме того, в документе предлагается расширить возможности для получения образования детьми с особыми потребностями в заведениях всех форм собственности, а не только в государственных.

Важно также, что законопроект № 4176а «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно поддержки деятельности благотворительных организаций» открывает доступ благотворительным фондам и организациям к госбюджету, чтобы они могли наравне с общественными организациями принимать участие в социальном заказе и выполнять другие задачи государственной политики.

Государство и благотворители

Перечень дел украинских благотворителей, вопреки финансовым и законодательным преградам, растет и расширяется. Активисты при помощи общественных и благотворительных организаций собирают денежные средства на лекарства, необходимые раненым, своими силами отправляют их на лечение, закупают дорогое медицинское оборудование и доставляют горячую пищу в больницы. В последнее время они обеспечивают продуктами, лекарствами, предметами гигиены места компактного проживания вынужденных переселенцев. Иногда кажется, что нет такой проблемы, которую бы они не могли решить. И мы всякий раз убеждаемся: украинцы, отстаивая собственную независимость, готовы идти на любые жертвы. Такой массовый патриотический порыв общества должен быть соответствующим образом оценен государством. Самое малое, чем государство может отблагодарить сегодня благотворителей, которые подставили ему свое плечо в трудный момент, — создать как можно более благоприятные условия для их деятельности, устранив какие-либо преграды. В том числе и законодательные. Это должно касаться не только неприбыльных организаций, но и обычных предпринимателей, которые за собственные средства приобретают для украинских военных бронежилеты, уплачивая немалые суммы налогов с этих операций. Председатель ГФС Украины Игорь Билоус, встречаясь с предпринимателями Черкасс, сообщил, что ведомство намерено инициировать льготное налогообложение предпринимателей, помогающих нашей армии. «В самом деле, в такой ситуации не должно быть осложнений. Мы посоветуемся с Минфином Украины и обязательно урегулируем вопрос налогообложения предпринимателей и граждан, которые помогают армии в это критическое время».


Инна ГОЛОВКО

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42