Юридическая практика

Временный ввоз гражданами транспортных средств коммерческого назначения

Для граждан, которые пересекают таможенную границу Украины, всегда были и остаются актуальными вопросы, связанные с перемещением автотранспортных средств. Значительное количество таких вопросов касается условий и порядка ввоза на таможенную территорию Украины гражданами-резидентами автотранспортных средств коммерческого назначения.

Учитывая это, письмом № 11.1/2-12.2/2172-ЕП таможням были даны разъяснения, заключающиеся, в частности, в следующем.

В соответствии со ст. 105 Таможенного кодекса в таможенный режим временного ввоза с условным полным освобождением от налогообложения таможенными платежами помещаются, в частности, транспортные средства коммерческого назначения, указанные в ст. 189 этого Кодекса и в приложении С к Конвенции о временном ввозе, на условиях, определенных этим приложением.

В соответствии с п. «b» ст. 1 этого приложения коммерческое использование означает платную перевозку лиц или промышленную либо коммерческую платную или бесплатную перевозку грузов.

Транспортные средства коммерческого назначения по определению, приведенному в п. 59 ст. 4 Таможенного кодекса, — это автотранспортные средства, используемые в международных перевозках для платной транспортировки лиц либо для платной промышленной или коммерческой транспортировки товаров.

Согласно п. «а» ст. 5 приложения С к Конвенции о временном ввозе для того, чтобы можно было воспользоваться правом на льготы, предоставляемые этим приложением, транспортные средства коммерческого использования следует:

  • зарегистрировать на территории, не являющейся территорией временного ввоза;
  • зарегистрировать на имя лица, зарегистрированного или постоянно проживающего за пределами территории временного ввоза;
  • ввозить и использовать лицам, осуществляющим деятельность с территории, которая не является территорией временного ввоза.

При этом п. «а» ст. 8 этого приложения и частью третьей ст. 189 Таможенного кодекса определено, что временный ввоз транспортных средств коммерческого назначения допускается при условии, что такие транспортные средства не будут использоваться для внутренних перевозок. Статьей 9 этого приложения установлено, что дальнейший вывоз транспортных средств коммерческого использования осуществляется сразу же по окончании транспортных операций, для которых они были ввезены.

В соответствии с частью второй ст. 108 Таможенного кодекса срок временного ввоза транспортных средств коммерческого назначения устанавливается органом доходов и сборов с учетом того, что эти транспортные средства должны быть реэкспортированы сразу же по окончании транспортных операций, для которых они были ввезены.

Следовательно, автотранспортные средства, принадлежащие иностранным предприятиям и ввозимые на таможенную территорию Украины гражданами-резидентами в целях выполнения функции представительства интересов таких предприятий в Украине, не могут считаться транспортными средствами коммерческого использования.

С нормативной обоснованностью разъяснений, данных письмом № 11.1/2-12.2/2172-ЕП, согласился Донецкий апелляционный административный суд в определении от 09.10.2013 г.

По другому делу Киевский апелляционный административный суд в постановлении от 15.08.2013 г. пришел к выводу, что признание автотранспортного средства (в том числе легкового) в качестве транспортного средства коммерческого использования возможно исключительно при условии его использования для платной перевозки лиц или промышленной либо коммерческой платной или бесплатной перевозки грузов, что должно подтверждаться либо билетно-учетной документацией (при платной перевозке лиц), либо товарно-транспортными документами, в частности международной автомобильной накладной CMR (при платной или бесплатной промышленной или коммерческой транспортировке товаров).

Указанные выводы были сделаны апелляционным судом в связи с нижеследующими обстоятельствами.

При пересечении границы истец предоставил работникам таможенного органа контракт со словацкой компанией, свидетельство о командировке и доверенность.

Согласно условиям указанного контракта истец обязуется выполнять работу агента компании и торгового представителя, а также заниматься поручениями по перевозке пассажиров и груза.

В соответствии с п. 4 этого контракта целью ввоза транспортного средства компании на территорию иностранных государств является коммерческое использование — платная перевозка лиц и промышленная (коммерческая) платная и бесплатная перевозка грузов.

Поскольку истец задекларировал режим временного ввоза автомобиля, а согласно части третьей ст. 189 Таможенного кодекса и п. «а» ст. 8 приложения С к Конвенции о временном ввозе временный ввоз транспортных средств коммерческого назначения на таможенную территорию Украины допускается только при условии, что такие транспортные средства не будут использоваться для внутренних перевозок на этой территории, апелляционный суд пришел к выводу, что установленная в контракте цель ввоза транспортного средства — платная перевозка лиц и промышленная (коммерческая) платная и бесплатная перевозка грузов — касается исключительно международных перевозок.

При таких обстоятельствах на указанные правоотношения, учитывая их предмет, распространяется действие Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов и Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа.

Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов предусмотрено, что договор перевозки устанавливается накладной, второй экземпляр которой сопровождает груз.

Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа устанавливает, что при перевозке пассажиров перевозчик должен выдать индивидуальный или коллективный билет, в котором необходимо указать название и адрес перевозчика.

Кроме того, вопрос международных перевозок пассажиров и грузов урегулирован разделом IV Закона об автомобильном транспорте, согласно которому:

  • при выполнении международных перевозок грузов нерезиденты должны иметь: разрешение относительно согласования условий и режимов перевозки в случае превышения весовых или габаритных ограничений либо документ о внесении платы за проезд тяжеловесных (крупногабаритных) транспортных средств, если превышение весовых (габаритных) ограничений над определенными законодательством составляет менее 7%; свидетельство о регистрации транспортного средства; сертификат соответствия транспортного средства требованиям законодательства по безопасности движения и экологической безопасности, если иное не предусмотрено международными договорами Украины; документы на груз;
  • при выполнении международных перевозок пассажиров нерезиденты должны иметь: разрешение Украины; свидетельство о регистрации транспортного средства; список пассажиров (для нерегулярных и маятниковых перевозок); билетно-учетную документацию.

В транспортных средствах, которые осуществляют международные перевозки пассажиров и/или грузов, устанавливаются и используются контрольные устройства — тахографы.

При этом согласно положениям ст. 1 Закона об автомобильном транспорте документы на груз — документы, определенные в соответствии с Таможенным кодексом, Законом о транспортно-экспедиторской деятельности, Законом о транзите грузов, другими актами законодательства, в том числе международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, необходимы для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом.

В соответствии со ст. 9 Закона о транспортно-экспедиторской деятельности перевозка грузов сопровождается товарно-транспортными документами, составленными на языке международного общения в зависимости от выбранного вида транспорта или на государственном языке, если грузы перевозятся в Украине. Таким документом при автомобильных перевозках может быть международная автомобильная накладная (CMR).

Обязанность перевозчика предоставить таможне при перевозке товаров на автомобильном транспорте транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы (при наличии), содержащие, в частности, сведения о наименовании и адресе перевозчика, название страны отправления и страны назначения товаров, наименование и адрес отправителя (или продавца) и получателя товаров, установлена частью первой ст. 335 Таможенного кодекса.

Учитывая, что у истца нет ни одного из перечисленных документов, апелляционный суд согласился с отсутствием оснований считать ввезенный истцом автомобиль транспортным средством коммерческого использования.

Еще в одном деле, в определении от 15.10.2013 г., Киевский апелляционный административный суд отмечает следующее.

Гражданин может временно въезжать на территорию Украины на транспортном средстве коммерческого назначения с освобождением от налогообложения и без применения гарантии при условии, что указанное транспортное средство находится в собственности юридического лица, зарегистрированного на территории другого государства, и используется в коммерческих целях.

При этом такой гражданин должен иметь: документы, подтверждающие осуществление им деятельности в пользу юридического лица — собственника; надлежащее разрешение пользователя права на временный ввоз транспортного средства; документы на транспортное средство, подтверждающие его регистрацию в другом государстве на имя лица, зарегистрированного или постоянно проживающего за пределами Украины; документы на транспортное средство, подтверждающие цель его временного ввоза; документы, подтверждающие коммерческое использование транспортного средства.

Поскольку предоставленный истцом контракт, командировочное удостоверение и доверенность никак не подтверждают коммерческое использование ввезенного автомобиля на территории Украины, он правомерно не был признан должностными лицами таможни как транспортное средство коммерческого назначения.

Вместе с тем, как указано в п. 60 части первой ст. 4 Таможенного кодекса, транспортные средства личного пользования — наземные транспортные средства товарных позиций 8702, 8703, 8704 (общей массой до 3,5 т), 8711 согласно УКТ ВЭД и прицепы к ним товарной позиции 8716 согласно УКТ ВЭД, плавучие средства и воздушные суда, которые зарегистрированы на территории соответствующей страны, находятся в собственности или временном пользовании соответствующего гражданина и ввозятся или вывозятся этим гражданином в количестве не более одной единицы на каждую товарную позицию исключительно для личного пользования, а не для промышленной или коммерческой транспортировки товаров либо пассажиров за плату или бесплатно.

В п. «с» ст. 1 приложения С к Конвенции о временном ввозе определено, что частное использованиеэто перевозка лицом исключительно для личных нужд, за исключением любого коммерческого использования.

При этом ст. 1 Конвенции о временном ввозе и п. 35 ст. 4 Таможенного кодекса установлено, что понятие «лицо» означает юридическое и физическое лицо.

Таким образом, апелляционный суд установил: таможенный орган правильно определил, что ввезенное истцом транспортное средство следует отнести к категории транспортных средств личного пользования, поэтому к нему должны применяться нормы ст. 380 Таможенного кодекса.

Аналогичную позицию занял Львовский апелляционный административный суд, который в постановлении от 26.11.2013 г. отметил: предоставленные истцом документы, а именно трудовой договор с иностранной фирмой, которой принадлежит автомобиль, и выданные на основании этого договора документы о командировке, не подтверждают коммерческого использования этого автомобиля. А следовательно, решение таможни об отказе в пропуске автомобиля через таможенную границу Украины в качестве транспортного средства коммерческого назначения является правомочным.

«Горячие линии»

Дата: 2 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00