Налог на имущество

Налогообложение земель водного фонда

Статьей 3 Земельного кодекса установлено, что земельные отношения, возникающие при использовании недр, лесов, вод, а также растительного и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются этим Кодексом, нормативно-правовыми актами о недрах, лесах, водах, растительном и животном мире, атмосферном воздухе, если они не противоречат этому Кодексу.  К землям Украины относятся все земли в пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению делятся на категории.


Состав земель водного фонда

Состав и целевое назначение земель Украины определены главой 4 Земельного кодекса. К одной из категорий земель, определенных ст. 19 этого Кодекса, отнесены земли водного фонда.

Так, к землям водного фонда относятся земли, занятые:

  • морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также островами, не занятыми лесами;
  • гидротехническими, другими водо-хозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них;
  • береговыми полосами водных путей;
  • прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов, кроме земель, занятых лесами.

Следует отметить, что для земельных участков, занятых прибрежными защитными полосами, установлены ограничения в их использовании. В частности, на указанных землях запрещается деятельность, которая отрицательно влияет или может повлиять на их состояние либо противоречит их назначению: разорение земель (кроме подготовки почвы для залужения и облесения), а также садоводство и огородничество; хранение и применение пестицидов и удобений; устройство летних лагерей для скота; строительство любых сооружений (кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей; мытье и обслуживание транспортных средств и техники; устройство свалок мусора, навозохранилищ, накопителей жидких и твердых отходов производства, кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации и т. п.

Право на земли водного фонда

Земли водного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

 В соответствии со ст. 6 Водного кодекса воды (водные объекты) являются исключительно собственностью украинского народа и предоставляются только в пользование. Согласно определению, приведенному в ст. 1 этого Кодекса, водный объект — это природный или созданный искусственно элемент окружающей среды, в котором сосредоточиваются воды (море, река, озеро, водохранилище, пруд, канал, водоносный горизонт).

Исключением являютсязамкнутые природные водоемы (общей площадью до 3 га), которые могут бесплатно передаваться в собственность юридическим лицам и гражданам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

По решению этих органов земли водного фонда в постоянное пользование предоставляются:

  • государственным водохозяйственным организациям — для ухода за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями, а также ведения аквакультуры и т. п.;
  • государственным предприятиям — для размещения и ухода за государственными объектами портовой инфраструктуры;
  • государственным рыбохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям — для ведения аквакультуры.

Также указанными органами из земель водного фонда могут передаваться гражданам и юридическим лицам на условиях аренды земельные участки прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т. п. То есть такие земельные участки не могут передаваться в собственность гражданам в пределах норм бесплатной передачи, определенных ст. 121 Земельного кодекса, в порядке, установленном ст. 118 этого Кодекса.

Порядок получения права на землю гражданами и юридическими лицами определен ст. 116 Земельного кодекса. В частности, граждане и юридические лица получают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.

Получение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.

Земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании граждан или юридических лиц, передаются в собственность или пользование по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления только после прекращения права собственности или пользования ими в порядке, определенном законом.

Порядок и ставки налогообложения

Налоговым кодексом установлены порядок и ставки налогообложения для разных категорий земель и субъектов хозяйствования в зависимости от целевого назначения земель, места расположения земельных участков, наличия нормативной денежной оценки.

Взимание платы за землю осуществляется в соответствии с разделом ХІІІ этого Кодекса. Плата за землю является общегосударственным налогом, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Согласно статьям 269 и 270 Налогового кодекса плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, а объектами налогообложения — земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании.

Земельный налог уплачивается собственниками земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянными землепользователями. Арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности является обязательным платежом, уплачиваемым арендаторами за пользование земельным участком.

Базой налогообложения являются нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного согласно порядку, установленному ст. 289 Налогового кодекса, а также площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена.

Данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформляются как извлечение из технической документации по нормативной денежной оценке земель, которое выдается органом Госагентства земельных ресурсов Украины.

Величина коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель рассчитывается по индексу потребительских цен за предыдущий год. Нормативная денежная оценка будет увеличиваться на соответствующий коэффициент индексации только в том случае, если индекс потребительских цен превышает 110%. Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения оценки.

В соответствии со ст. 274 Налогового кодекса земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения), облагаются налогом по ставке, установленной в размере 1% их нормативной денежной оценки, за исключением земельных участков, указанных в статьях 272, 273, 276 этого Кодекса.

Статьей 272 Налогового кодекса установлен порядок налогообложения сельскохозяйственных угодий, ст. 273 — земельных участков, предоставленных на землях лесохозяйственного назначения независимо от местонахождения, а ст. 276 определены особенности установления ставок земельного налога для отдельных земельных участков.

Налог за земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, взимается по ставкам, установленным в гривнях за 1 м2 по группам населенных пунктов в зависимости от численности населения, с учетом соответствующих коэффициентов, установленных пунктами 275.1 и 275.2 ст. 275 Налогового кодекса, а также дифференциации и утверждения ставок соответствующими сельскими, поселковыми и городскими советами.

Особенности установления ставок земельного налога

Данный вопрос определен ст. 276 Налогового кодекса.

 В частности, согласно п. 276.1 этой статьи налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), предоставленные для нужд водного хозяйства, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, взимается в размере 3% суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Налогового кодекса, то есть суммы налога, исчисленного на общих основаниях.

 Кроме того, установлена отдельная ставка земельного налога в пределах населенных пунктов за водоемы, предоставленные для производства рыбной продукции, которая составляет 25% налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Налогового кодекса.

Налог за земельные участки на землях водного фонда, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых проведена, взимается по ставке 1% оценки.

Расчет суммы земельного налога за земельные участки на землях водного фонда, расположенных за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, производится по ставкам, установленным ст. 280 Налогового кодекса.

Так, согласно п. 280.1 указанной статьи налог за земельные участки на землях водного фонда, расположенных за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, исчисляется по ставке 0,3% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области.

При этом за земельные участки на землях водного фонда, занятых производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, налог исчисляется по ставке 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области.

Пунктом 286.1 ст. 286 Налогового кодекса установлено, что основанием для начисления земельного налога являются данные Государственного земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр — это совокупность сведений и документов о месте расположении и правовом режиме земельных участков, их оценке, классификации земель, количественной и качественной характеристиках, распределении среди собственников земли и землепользователей, подготовленных в соответствии с законом (пп. 14.1.42 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Согласно статьям 193 и ст. 204 Земельного кодекса Государственный земельный кадастр — это единая государственная система сведений о землях, их целевом назначении, ограничении в их использовании, а также данные о количественной и качественной характеристиках земель, их оценке, распределении земель между собственниками и пользователями.

Государственный земельный кадастр предназначен для обеспечения необходимой информацией органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан и используется, в частности, для определения размера платы за землю (ст. 194 Земельного кодекса).

Приказом № 377 утверждены формы государственной статистической отчетности, в частности форма № 6-зем «Звіт про наявність земель та розподіл їх за власниками землі, землекористувачами, угіддями та видами економічної діяльності».

Классификация видов целевого назначения земель, определяющая деление земель на отдельные виды целевого назначения, утверждена приказом № 548. Код и целевое назначение земель применяются для обеспечения учета земельных участков по видам целевого назначения в Государственном земельном кадастре.

Следовательно, субъекты хозяйствования, имеющие в собственности или постоянном пользовании земельные участки на землях водного фонда, с учетом целевого назначения земельного участка при определении налогового обязательства по земельному налогу на соответствующий год должны обратить внимание на правильность применения ставки налога в зависимости от места расположения земельного участка (в пределах населенных пунктов или за их пределами) и наличие нормативной денежной оценки.

Аренда земель водного фонда

Субъекты хозяйствования, которым из земель водного фонда органами исполнительной власти или органами местного самоуправления переданы на условиях аренды земельные участки прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ, являются плательщиками арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности на основании заключенных в установленном порядке договоров аренды земли.

Типовый договор аренды земли утвержден постановлением № 220 и предусматривает, в частности, определение площади земель по их составу и видам угодий, как объекта аренды, срок действия договора, арендную плату.

Расчет размера арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности осуществляется по формам, утвержденным постановлением № 1724, которые заполняются при заключении или изменении условий договора аренды земли либо продлении его действия.

При определении размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности необходимо учесть, что согласно п. 288.5 ст. 288 Налогового кодекса годовая сумма арендной платы не может быть меньше 3% нормативной денежной оценки. При этом годовой размер такой платы не может превышать 12% нормативной денежной оценки.

Порядок исчисления и уплаты

Плательщики платы за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности), кроме физических лиц, самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют в соответствующий контролирующий орган по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по установленной форме с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций.

Важно отметить, что при представлении первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней предоставляется справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка. Такая справка в дальнейшем в обязательном порядке предоставляется при утверждении новой нормативной денежной оценки земли.

Земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности уплачиваются ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

Договор аренды водных объектов

1 июля 2013 г. вступило в силу постановление № 420, которым утвержден Типовый договор аренды водных объектов.

По этому договору объектом аренды являются: вода (водное пространство) водного объекта, в том числе рыбохозяйственного технологического водоема, а также земельный участок под водным объектом.

Указанным договором предусмотрено внесение арендатором арендной платы отдельно за воду (водное пространство) и за земельный участок по месту ее расположения. При этом размер арендной платы устанавливается в гривнях и в обязательном порядке указывается соответствующий код бюджетной классификации, на который зачисляется плата за воду, а также соответствующий код бюджетной классификации, на который зачисляется арендная плата за земельный участок.

Исчисление размера арендной платы за водный объект осуществляется в соответствии с Методикой определения размера платы за предоставленные в аренду водные объекты, утвержденной приказом № 236.

Размер арендной платы за рыбохозяйственный технологический водоем исчисляется согласно Методики определения размера платы за использование на условиях аренды части рыбохозяйственного водного объекта рыбохозяйственного технологического водоема, утвержденной приказом № 11.

«Горячие линии»

Дата: 2 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00