Оплата труда

Оформление трудовых отношений с председателем правления

В редакцию «Вестника» поступило письмо со следующим вопросом: «Предприятие не осуществляет хозяйственную деятельность, но планирует ее осуществление в будущем. Уже назначен председатель правления. Необходимо ли его в обязательном порядке трудоустраивать? Если нет, то существует ли обязательство уплачивать и отчитываться по ЕСВ?». Рассмотрим ответы на эти вопросы, интересующие многих субъектов хозяйствования.


Председатель правленияэто лицо, выполняющее для предприятия работу, связанную с организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, содержание которых раскрыто в п. 1 постановления № 5, где указано, что:

  • организационно-распорядительные обязанности — это обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности;
  • административно-хозяйственные обязанности — это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за этими операциями и т. п.).

По общему правилу с такими лицами заключается трудовой договор (контракт), регулирующий их отношения с предприятием в рамках трудового законодательства.

Согласно ст. 21 КЗоТ трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом либо физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган либо физическое лицо — выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

То есть между предприятием и работником (в данном случае — председателем правления) заключается трудовой договор (контракт), свидетельствующий о трудоустройстве председателя правления. В соответствии с ее условиями предприятие должно выплачивать работнику заработную плату. Последнее условие свидетельствует об обязанности предприятия на ее сумму начислять и удерживать ЕСВ, уплачивать его в бюджет (согласно установленному порядку) и отчитываться об этом.

Вместе с тем как исключение из приведенного общего правила существует возможность выполнения функций председателя правления на общественных началах.

Понятие «работать на общественных началах» четко не определено законодательно. Однако анализ разных нормативных документов позволяет выделить следующие его признаки:

во-первых, нормы трудового законодательства не распространяются на работы на общественных началах. Это утверждение следует из противопоставления в законодательных актах относительно работников, работающих по трудовому договору и на общественных началах. Например:

  • помощники-консультанты народного депутата работают по срочному трудовому договору на постоянной основе или по совместительству либо на общественных началах (часть третья ст. 34 Закона № 2790);
  • члены органа самоорганизации населения выполняют свои обязанности на общественных началах. По решению собрания (конференции) жителей по месту жительства руководитель и секретарь этого органа могут работать в нем на постоянной основе с оплатой их труда за счет денежных средств, переданных органу самоорганизации населения (ст. 21 Закона № 2625);
  • члены наблюдательного совета работают на общественных началах, и ими не могут быть лица, состоящие в трудовых отношениях с кредитным союзом (часть третья ст. 15 Закона № 2908);

во-вторых, работа выполняется бесплатно. Такой вывод также следует из первого признака;

в-третьих, работа проводится, как правило, в свободное время от другой оплачиваемой работы;

в-четвертых, указанная работа выполняется, не на основании трудового договора (при введении должности в штатное расписание), а на основании специальных полномочий. На последних остановимся более подробно. Например, согласно п. 3.2 решения № 1-рп/2010 основанием получения исполнительным органом общества полномочий является факт его избрания (назначения) общим собранием участников (акционеров) как вышестоящего органа управления обществом, или в соответствии с частью пятой ст. 58 Закона об акционерных обществах заключения с членом исполнительного органа общества трудового договора, который от имени общества может подписывать председатель наблюдательного совета или лицо, уполномоченное на то наблюдательным советом. Отметим, что 02.03.2011 г. вступила в силу новая редакция этой нормы (изменения вынесены Законом № 2994), в которой речь идет не о трудовом договоре, а о заключении контракта с каждым членом исполнительного органа. Но поскольку контракт является особой формой трудового договора, то по смыслу такая норма почти не изменилась.

Следовательно, исходя из решения № 1-рп/2010 можно сделать вывод, что полномочия исполнительного органа (в данном случае — председателя правления) могут быть получены одним из следующих способов:

  • избранием (назначением) общим собранием участников;
  • заключением контракта (обязательно для членов исполнительного органа акционерного общества).

То есть если общее собрание участников (учредителей) предприятия назначило лицо председателем правления без заключения контракта, то это назначение может свидетельствовать о том, что такое лицо уже получило права и обязанности председателя правления и может выполнять свои обязанности и нести права. Необходимо также отметить, что факт назначения документируется протоколом собрания, подписывается всеми участниками (учредителями), а также лицом, которое назначили председателем. В протоколе указываются все существенные аспекты правового статуса председателя — назначение на общественных началах (с выполнением работы бесплатно) и т. п.

О возможности выполнять работу на основании специальных полномочий идет речь, например, в письме № 74/06/186-07. В нем указано, что председатель ревизионной комиссии, избираемый согласно требованиям ст. 49 Закона о хозяйственных обществах, также может выполнять свои обязанности как с занятием соответствующей должности (при введении этой должности в штатное расписание), так и на основании специальных полномочий (без занятия соответствующей должности).

При этом если председатель правления выполняет работу на основании специальных полномочий, то он может не трудоустраиваться на предприятии. То есть с ним не заключается трудовой договор (контракт).

Что касается ЕСВ, то если председатель правления будет выполнять работу бесплатно, база для начисления такого взноса будет отсутствовать.

Также обратим внимание на п. 2.13 Порядка № 454, согласно которому если юридические лица не используют труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, отчет по ЕСВ в контролирующий орган не представляется.

«Горячие линии»

Дата: 19 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00