Статьи

Программно-целевая перспектива

Правительство Украины предлагает концепцию финансовой децентрализации, предусматривающую бюджетную автономию регионов, формирование финансово и экономически состоятельных общин, бюджетную децентрализацию, новые подходы в системе бюджетного выравнивания и зачисление в местный бюджет части общенациональных налогов. «Теперь местные советы самостоятельно будут принимать бюджеты, не ожидая решения центрального правительства», — отметил Премьер-министр Украины Арсений Яценюк.


В системе перемен, которых ждет страна, децентрализация власти занимает едва ли не главное место. От уровня и качества делегирования максимальных полномочий местным общинам будет зависеть эффективность развития страны в целом. Конечно, регионы будут развиваться неравномерно, также останутся и депрессивные территории. Однако региональные власти хотят больших полномочий, по меньшей мере как гарантию защиты от революционных потрясений. «Мы потеряли Крым, сотни погибли на Донбассе... Все это по большей мере — из-за перемен, которые необходимо было провести лет с двадцать назад, — отмечает исполнительный директор Ассоциации городов Украины Мирослав Питцик. — Сейчас имели бы Украину — мирное, процветающее государство в кругу европейских народов. Вместо этого имеем то, что имеем...»

Сейчас правительство, презентуя налоговую реформу, предложило и бюджетную децентрализацию, делегируя регионам права на бюджетную автономию.

«Наша позиция такова: мы отдаем полномочия, отдаем ресурсы, но вместе с тем отдаем и ответственность, — подчеркнул Премьер-министр Украины Арсений Яценюк. — Хотите больше зарабатывать — получаете такую возможность. Инструменты для этого — в виде налогов, которые собираются и остаются в местном бюджете».

Сейчас в парламент внесен проект закона об объединении территориальных общин. «Мы не повторяем ошибок, сделанных десять лет назад, когда административно-территориальную реформу проводили из-под палки и принудительно. Наш закон предусматривает следующее: хотите объединиться — самостоятельно объединяйтесь. Если вы объединились и стали сильнее, то у вас больше денег, больше ресурса и сильнее экономика», — констатировал Арсений Яценюк.

В местные бюджеты планируется полностью перевести два налога: на недвижимое имущество и фиксированный сельскохозяйственный налог.

Кроме того, предусматривается самостоятельное формирование и принятие бюджетов на местах. Объединенные общины получат полномочия как органы областного значения и возможность обслуживать местные бюджеты в банковских учреждениях.

После внедрения этой части реформы Кабинет Министров планирует внести изменения в Конституцию Украины, которые будут способствовать децентрализации, актуализировать законодательную базу по этому вопросу, создать муниципальную милицию и передать местной власти полномочия в сфере строительства.

«Постоянно обсуждаются вопросы наполнения местных бюджетов настолько, чтобы они могли выполнять возложенные на них функции. Считаю, что, например, НДФЛ должен также быть одним из налогов, остающихся на местном уровне. А вот изъятия средств из общего бюджета на выполнение функций отдельных регионов не должно быть вообще», — прокомментировал реформу министр экономики Украины Павел Шеремета.

На первый взгляд все просто. Однако возникает вопрос, насколько сама региональная власть готова к переменам, к качественному управлению финансами, к прозрачному финансовому поведению, по которому каждый гражданин будет понимать, сколько и на что израсходовано средств.

Как раз время активизировать распространение программно-целевого метода бюджетирования. В Украине в течение нескольких последних лет продолжается эксперимент введения этого метода составления бюджета, который зарекомендовал себя наилучшим образом.

Программно-целевой метод в бюджетном процессе предусматривает составление и выполнение бюджета в разрезе бюджетных программ.

Недавно в г. Ивано-Франковске при участии представителей финансового управления местного исполнительного комитета и главных распорядителей средств городского бюджета, а также представителей общественных организаций состоялось заседание «круглого стола» на тему «Реализация программно-целевого метода бюджетирования в г. Ивано-Франковске». Программно-целевой метод бюджетирования в городе стал инструментом, который обеспечивает управление бюджетным процессом в среднесрочной перспективе и ориентирован на комплексное решение вопросов и достижение долгосрочных целей. Ведь вопрос эффективного бюджетного менеджмента приобретает особую актуальность в современных экономических условиях. Использование этого метода на местном уровне, особенно в период финансового кризиса, то есть значительной ограниченности финансовых ресурсов бюджета в целом и местных бюджетов в частности, позволяет повысить кредитный рейтинг административно-территориальной единицы и обеспечить поступление дополнительных инвестиционных и кредитных ресурсов, отметили участники «круглого стола».

Сама идея программно-целевого метода основывается на том, чтобы сосредоточивать внимание не только на возможностях бюджета, но и на умении эффективно их использовать для получения конкретных результатов. Бюджетный процесс можно представить себе как производственную функцию, устанавливающую связь между бюджетными результатами и ресурсами, которые используются для достижения этих результатов. В таком контексте формирование бюджета заключается в том, чтобы исходить прежде всего из объема ресурсов, имеющихся для достижения определенных результатов. Этот процесс начинается с сосредоточения внимания на результатах, которых необходимо достичь, а уже потом стоит вопрос о том, какие ресурсы использовать эффективнее всего для достижения поставленных результатов и каким образом.

Вместе с тем программно-целевой метод составления бюджета формирует систему отчетности и оценивания работы, обеспечивает высший уровень прозрачности принятия решений. При его применении как общество в целом, так и законодательная ветвь власти могут получить значительно более четкую картину того, что делает главный распорядитель бюджетных средств и для чего он вообще существует, чего старается достичь, каким образом это будет осуществлять и, в конечном итоге, насколько успешно он это осуществляет.

Эта четкая картина, в свою очередь, способствует созданию такого климата для разработки политики, в котором становится возможным принимать более рациональные финансовые решения относительно уровня и состава расходов бюджета, отмечают эксперты.

Таким образом, прозрачность бюджетирования призвана еще и повысить качество работы местных чиновников. Ведь, как отметил Премьер-министр Украины Арсений Яценюк, «чем лучше работаете, тем больше зарабатываете, чем хуже работаете на местах, тем меньше зарабатываете и вас выгонят, поскольку вы все в местных органах власти — избранные».

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42