Статьи

Авторынок снижает скорость

Автомобильная отрасль — своеобразная лакмусовая бумажка для экономики государства. Ее состояние отражает и общую экономическую ситуацию, и покупательную способность населения. Конечно, в этом году индустрия, серьезно подкошенная экономическими трудностями и событиями на востоке Украины, переживает не самые лучшие времена.
Как следствие, пока что не достигнуты даже самые пессимистические показатели.


По результатам первого полугодия 2014 г. удалось продать всего лишь 57 688 легковых автомобилей, что почти вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это вопреки тому, что в І квартале все же сохранялась положительная тенденция и даже отмечен рост. Однако с весны рынок начал очень быстро сдавать позиции, а в мае вообще был зафиксирован пик падения. Тогда удалось реализовать всего 5686 новых авто — почти втрое меньше, чем за аналогичный период 2013 г. В июне ситуация стала улучшаться, но не существенно — 6221 автомобиль. Уровень продаж снизился настолько, что в мае — июне суммарно он был ниже, чем в отдельно взятом феврале. А июньские лидеры (Toyota, ЗАЗ и Geely) не смогли даже преодолеть барьер в 1000 проданных авто за месяц.

Первым серьезным ударом по авторынку стало падение курса гривни. Понятно, что импортная продукция стремительно подорожала, и спрос на нее уменьшился. К сожалению, на этом фоне выгоды от отмены утилизационного сбора и спецпошлин оказались просто недостаточными. К тому же росту показателей не способствуют боевые действия в восточном регионе. На Донбассе большинство автосалонов закрыты, а некоторые еще и пострадали, ведь боевики просто забрали автомобили со складов для собственных нужд. Сейчас, чтобы стимулировать продажи, дилеры предлагают разные акционные условия. Во многих автосалонах на некоторые марки авто  (Chevrolet, Kia, Nissan, Opel) действуют скидки, да и курс доллара зафиксирован на отметке 10,7 — 10,8 грн.

Не лучшие времена переживают и автопроизводители, хотя показатели у них не совсем катастрофические. По результатам первого полугодия даже отмечен существенный рост: произведено 23 825 автотранспортных средств, то есть на 30,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольший прирост — в секторе легковых автомобилей — 34,7% (22 561 произведенное авто). Лидером, как и раньше, остается ЗАЗ (10 942 автомобиля). Настоящий прорыв осуществил Кременчугский автосборочный завод, выпустив 7349 авто, что почти в четыре раза больше, чем за первое полугодие 2013 г. В сегменте грузовиков неплохие результаты продемонстрировал отечественный лидер КрАЗ, почти на половину увеличив производство — до 479 автомобилей. Кстати, большинство КрАЗов идет на экспорт.

Однако уменьшение спроса, конечно же, сказывается на планах предприятий. Так, например, в июне собрано всего лишь 1226 автотранспортных средств, то есть падение объемов производства составляет 67,4% по сравнению с маем и 73,1% — по сравнению с июнем прошлого года. Роста смогли добиться лишь КрАЗ и производители автобусов «Богдан» и «Эталон». Такая статистика настораживает. Президент корпорации «УкрАВТО» Тариэл Васадзе заявил, что при сохранении негативных тенденций конвейеры Запорожского автозавода придется остановить уже в сентябре. Тем более что 30 — 40% комплектующих к продукции ЗАЗа поступает с восточного региона, и поставки ведутся с перебоями. Такая же угроза нависла и над Кременчугским автосборочным заводом.

Важным фактором для всей украинской экономики стало подписание экономической части Соглашения об Ассоциации с Европейским союзом. Она предусматривает снижение ввозной пошлины на импорт новых автомобилей. Однако произойдет это не сразу, а постепенно. Сегодня ставка — 10%, а с 2016 г. она ежегодно будет уменьшаться на 1%. Поэтому ожидать стремительного удешевления автомобилей, произведенных в странах ЕС, не стоит. Кроме того, в случае импортирования в Украину свыше 45 тыс. новых авто из Европы (а этот показатель реально достичь даже в кризисном 2014 г.) мы имеем право вводить заградительную пошлину. Зато корпорация «Богдан» допускает, что в перспективе может выйти на рынок Европы с продукцией китайской марки JAC, выпуск которой для Украины на предприятии уже налажен.

Что касается ввоза авто, использовавшихся ранее, то соглашение его не регулирует, и растаможивание сейчас не станет бесплатным. Тем, кто планирует пригнать автомобиль из Германии или Франции, придется ждать введения всеохватывающей зоны свободной торговли. Однако облегчая жизнь таких автолюбителей, правительство может пойти на уступки. Минэкономразвития предлагает отменить сбор за первую регистрацию автомобиля в Украине, который уплачивается с новых авто: в зависимости от рабочего объема двигателя составляет от 3,82 до 76,35 грн. за 100 см3, а при регистрации транспортных средств старше 8 лет ставка возрастает в 40 раз. Покупатели именно такой техники выиграют больше. Конечно, сложно спрогнозировать, составит ли более дешевый автомобильный секонд-хенд конкуренцию новым отечественным авто. Но в любом случае покупатель получит право выбора.

Поскольку автомобильная отрасль непосредственно зависит от состояния экономики государства, рост ВВП и благосостояния обязательно приведет и к увеличению продаж авто.


Тарас АНДРИЕВСКИЙ

 

Юлия КАЖАРСКАЯ,
бренд-менеджер международного автомобильного холдинга «Атлант-М» в Украине

В. — Каков Ваш прогноз уровня продаж в 2014 году?

Ю. К. — В нестабильной политической и экономической ситуации прогнозировать сложно. Итоги 2014 года будут не весьма утешительными. По результатам первого полугодия уже наблюдаем сокращение авторынка Украины на 42%. Положительных сценариев в продажах, которые бы могли приблизить нас к показателям 2013 года, мы не видим. По итогам года рынок упадет не менее чем на 30%.

В.Каковы последствия подписания договора об Ассоциации с ЕС для автомобильной отрасли Украины?

Ю. К. — Для автомобильной отрасли это может быть и положительным фактором, и отрицательным. Все зависит от того, насколько сильными окажутся лобби отечественной автомобильной промышленности и желания ее развивать. Согласно соглашению, подписанному с ЕС, у Украины есть много возможностей оставлять заградительные меры для импорта, но в перспективе они будут ослабевать. Тем временем появится шанс для новых украинских автопроизводителей. Но пока что настоящий украинский автомобиль выглядит как чудо (если говорить о сегментах легкового и малого коммерческого транспорта). Рынок иномарок будет развиваться только в условиях нормальной экономической и здоровой политической ситуации. Потенциал для роста у него есть, даже с учетом уплаты всех пошлин и сборов.

В.Какие основные факторы влияют на падение рынка?

Ю. К. — Политическая и экономическая ситуация, курс гривни, доступность банковских услуг. Сейчас уровень потребительских ожиданий очень низкий. Клиенты откладывают серьезные покупки на неопределенное время, потому что не имеют возможности спланировать свой бюджет на продолжительный период, а кредиты брать не готовы.

В.Какие шаги со стороны власти могли бы улучшить ситуацию в отрасли?

Ю. К. — Окончание войны и возвращение к мирной жизни, после чего возможны спокойное ведение бизнеса и планирование бюджетов, в том числе — семейного.

Стабилизация экономики, укрепление курса гривни, создание цивилизованных правовых и налоговых условий для бизнеса, то есть либерализация экономики.

Действующая и стабильная банковская система, реанимация кредитования бизнеса и населения.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42