Другие налоги

Изменения к Налоговому кодексу Украины

Законами № 1588 и № 1621 внесены изменения в Налоговый кодекс и другие законодательные акты Украины, которыми усовершенствованы отдельные положения действующего законодательства в части налога на прибыль, НДС, налога на доходы физических лиц, акцизного налога, платы за пользование недрами.


В частности, принятыми изменениями отменен ряд льгот по обложению налогом на прибыль и НДС, внедрена система электронного администрирования НДС, позволяющая сократить возможности для злоупотреблений, сделать невозможным получение незаконного бюджетного возмещения, увеличить поступления в бюджет, расширена база обложения акцизным налогом, в частности за счет альтернативных видов топлива, изменена база налогообложения для природного газа, реализуемого не для нужд населения, введен новый общегосударственный сбор — военный, изменен порядок налогообложения пассивных доходов.
Указанные изменения будут способствовать созданию условий для увеличения поступлений в бюджет, обеспечению справедливости в налогообложении, а также финансовой стабильности.

Предлагаем вашему вниманию комментарии ведущих специалистов Государственной фискальной службы Украины относительно этих изменений.

Налог на прибыль предприятий

С целью увеличения поступлений в бюджет в условиях экономического кризиса Законом № 1621 внесен ряд существенных изменений в налогообложение прибыли предприятий, вступивших в силу 03.08.2014 г.

В частности, установлено, что прибыль, полученная от операций с ценными бумагами и деривативами, облагается налогом по основной ставке, определенной п. 151.1 ст. 150 Налогового кодекса с учетом положений п. 10 подраздела 4 раздела XX, то есть по ставке 18%. Напомним, что до внесения изменений прибыль, полученная от указанных операций, облагается налогом по ставке 10%.

Кроме того, этим Законом отменены льготы в обложении налогом на прибыль для субъектов хозяйствования гостиничного бизнеса. Прибыль таких субъектов, полученная от предоставления гостиничных услуг (группа 55 КВЭД ДК 009:2005) в гостиницах категорий «пять звезд», «четыре звезды» и «три звезды», в том числе новопостроенных или реконструированных либо в которых проведен капитальный ремонт или реставрация существующих зданий и сооружений, облагается налогом по основной ставке 18%.

Отменены льготы в налогообложении и для предприятий отрасли электроэнергетики, производящих электрическую энергию исключительно из возобновляемых источников энергии.

Ограничено льготное обложение налогом на прибыль институтов совместного инвестирования (ИСИ). Отныне доходы, полученные ИСИ в виде процентов, начисленных по активам таких ИСИ и фондов операций с недвижимостью, являются объектом обложения налогом на прибыль.


Светлана ТИМОЩУК,
начальник отдела рассмотрения обращений
Управления методологии налога на прибыль предприятий
Департамента методологической работы по вопросам налогообложения
Государственной фискальной службы Украины

 

Налог на добавленную стоимость*

____________
* Изменения внесены Законом № 1621.

Изменения, вступившие в силу 03.08.2014 г.

Льготы по НДС. Отменена нулевая ставка НДС на услуги по перевозке пассажиров скоростными поездами Інтерсити+. Начиная с указанной даты такие услуги будут облагаться НДС по ставке 20%.

Не распространяется освобождение от обложения НДС, установленное п. 23 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса, на операции по поставке, импорту и экспорту древесины товарных позиций 4401, 4403, 4404 согласно УКТ ВЭД (кроме брикетов и гранул товарной подкатегории УКТ ВЭД 4401 30 90 00).

Спецрежим обложения НДС. Действие спецрежима в отрасли лесного хозяйства (02.01.1 КВЭД) не распространяется на операции по лесозаготовке, рубке леса и производству деловой древесины (колод, столбов, жердей), получению топливной древесины; вырубке (деревьев) леса с целью приведения земель в пригодность для сельскохозяйственного производства.

Поставка зерновых культур. Продлено до 31.12.2015 г. включительно действие льготы, установленной п. 151 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса, согласно которому освобождаются от обложения НДС операции по поставке на таможенной территории Украины зерновых культур товарных позиций 1001 - 1008 согласно УКТ ВЭД и технических культур товарных позиций 1205 и 1206 00 в соответствии с УКТ ВЭД, кроме первой поставки таких зерновых и технических культур сельскохозяйственными предприятиями — производителями и предприятиями, которые непосредственно приобрели такие зерновые и технические культуры у сельскохозяйственных предприятий — производителей, а также кроме поставки таких зерновых и технических культур Аграрным фондом при их приобретении по НДС.

Соответственно до 31.12.2014 г. включительно приостановлено действие п. 197.21 ст. 197 Налогового кодекса.

Изменения, вступающие в силу 01.01.2015 г.

Налоговая отчетность по НДС. Пункт 49.4 ст. 49 Налогового кодекса дополнен абзацем вторым, которым установлено, что налоговая отчетность по НДС представляется в контролирующий орган всеми плательщиками в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством. Следовательно, начиная с указанной даты все плательщики НДС должны отчитываться исключительно в электронной форме. При этом представление декларации в бумажном виде с января 2015 г. не предусматривается.

По итогам отчетного налогового периода в соответствии с задекларированными в налоговой декларации результатами плательщиком проводится расчет с бюджетом в порядке, определенном ст. 200 Налогового кодекса.

Источники уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика. Согласно существующим нормам законодательства источниками самостоятельной уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика являются любые собственные денежные средства, в том числе полученные от продажи товаров (работ, услуг), имущества, выпуска ценных бумаг, в частности корпоративных прав, полученные в качестве ссуды (кредита), и из других источников с учетом особенностей, определенных ст. 87 Налогового кодекса, а также суммы излишне уплаченных платежей в соответствующие бюджеты.

Дополнениями, внесенными в п. 87.1 этой статьи, предусмотрено, что источником самостоятельной уплаты денежных обязательств по НДС являются также суммы денежных средств, учитываемые в системе электронного администрирования НДС.

Объемы поставки при регистрации плательщиков НДС. Начиная с 01.01.2015 г. обязательной регистрации плательщиками НДС будут подлежать только лица, у которых общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно разделу V Налогового кодекса, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно не будет превышать 1 млн. грн. (без учета НДС). Напоминаем, что сейчас «порог» обязательной регистрации субъекта хозяйствования плательщиком НДС установлен в размере, превышающем 300 тыс. грн.

База обложения НДС.При определении базы налогообложения операций по поставке товаров/услуг согласно п. 188.1 ст. 188 Налогового кодекса (исходя из договорной стоимости) необходимо учитывать, что она не может быть ниже цены приобретения поставляемых товаров/услуг, а база налогообложения операций по поставке необоротных активов не может быть ниже балансовой (остаточной) стоимости по данным бухгалтерского учета, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции (при отсутствии учета необоротных активов — исходя из обычной цены), за исключением:

  • товаров (услуг), цены на которые подлежат государственному регулированию;
  • газа, поставляемого для нужд населения.

Усовершенствована норма по проведению корректировки налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя товаров или услуг. А именно: установлено, что такая корректировка должна происходить на основании расчета корректировки к налоговой накладной, составленного в порядке, установленном для налоговых накладных, и зарегистрированного в Едином реестре налоговых накладных.

Налоговый кредит при поставке услуг нерезидентом. Изменена норма относительно даты возникновения права на налоговый кредит при поставке услуг нерезидентом на таможенной территории Украины. Напоминаем, что сейчас такое право возникает на дату уплаты (начисления) НДС по налоговым обязательствам, включенным получателем таких услуг в налоговую декларацию предыдущего периода. С 01.01.2015 г. право на налоговый кредит по таким операциям будет возникать на дату составления плательщиком налоговой накладной по таким операциям при условии ее регистрации в Едином реестре налоговых накладных. При этом такая налоговая накладная будет считаться основанием для включения указанной в ней суммы НДС в налоговый кредит, если она зарегистрирована в Едином реестре налоговых накладных.

Внедрена система электронного администрирования НДС (раздел V Налогового кодекса дополнен ст. 2001), которая обеспечивает автоматический учет в разрезе плательщиков НДС:

  • суммы налога, содержащиеся в выданных и полученных налоговых накладных, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных;
  • суммы налога, уплаченные плательщиками при ввозе товара на таможенную территорию Украины;
  • суммы пополнения и остатка денежных средств на счетах в системе электронного администрирования НДС;
  • суммы налога, на которую плательщики имеют право выдать налоговые накладные.

Порядок электронного администрирования НДС устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Счета в системе электронного администрирования НДС будут открываться плательщикам автоматически. Для их открытия центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию налоговой и таможенной политики, направляет банку, в котором открываются эти счета, реестр плательщиков, в котором указываются название плательщика, код ЕГРПОУ и индивидуальный налоговый номер плательщика. Банк, в котором открываются счета плательщиков в системе электронного администрирования НДС, определяется Кабинетом Министров Украины.

На счет в системе электронного администрирования НДС плательщика зачисляются денежные средства:

  • с собственного текущего счета плательщика в суммах, необходимых для увеличения размера суммы, исчисляемой согласно п. 2001.3 ст. 2001 Налогового кодекса;
  • с собственного текущего счета плательщика в суммах, недостаточных для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств по этому налогу;
  • с собственного текущего счета плательщика в сумме налога, полученного от покупателей при проведении операций по продаже товаров/услуг за наличные или при проведении бартерных (товарообменных) операций;
  • с собственного текущего счета плательщика в сумме налога, начисленного плательщиком по результатам проведения операций, предусмотренных п. 198.5 ст. 198 Налогового кодекса.

Со счета в системе электронного администрирования НДС плательщика перечисляются средства в государственный бюджет или на специальный счет плательщика — сельскохозяйственного предприятия, избравшего специальный режим согласно ст. 209 Налогового кодекса, в сумме налоговых обязательств по НДС, подлежащей уплате по результатам отчетного налогового периода.

Денежные средства, зачисленные на счет плательщика в системе электронного администрирования НДС, являются денежными средствами, используемыми исключительно в целях, определенных п. 2001.5 ст. 2001 вышеуказанного Кодекса.

Плательщику НДС после аннулирования регистрации плательщика налога закрывается его счет в системе электронного администрирования НДС, а остаток денежных средств на таком счете перечисляется в бюджет на основании реестра, который центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию налоговой и таможенной политики, направляет банку, в котором открыты счета плательщиков в системе электронного администрирования НДС, в котором указываются название плательщика, код ЕГРПОУ и индивидуальный налоговый номер плательщика и сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет. На основании такого реестра банк перечисляет суммы налога в бюджет.

Налоговые накладные. Отменены бумажные формы налоговых накладных (соответствующие изменения внесены в ст. 201 Налогового кодекса). В связи с этим нет необходимости составлять налоговую накладную в двух экземплярах, о чем также внесены изменения в п. 201.4 вышеуказанной статьи. Установлено, что плательщик НДС обязан представить покупателю (получателю) налоговую накладную, составленную в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, электронной подписи уполномоченного плательщиком лица, и зарегистрированную в Едином реестре налоговых накладных.

С 01.01.2015 г. регистрации в Едином реестре налоговых накладных будут подлежать все налоговые накладные независимо от размера НДС в одной налоговой накладной (соответствующие изменения внесены в п. 11 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса).

При начислении налоговых обязательств по товарам/услугам, не-оборотным активам, во время приобретения или изготовления которых суммы НДС были включены в состав налогового кредита, если такие товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться в операциях, не являющихся объектом налогообложения, освобожденных от налогообложения, передаются в пределах баланса, или используются в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью плательщика налога, плательщик также должен составить и зарегистрировать соответствующие налоговые накладные в Едином реестре налоговых накладных.

Дополнениями, внесенными в п. 198.6 ст. 198 Налогового кодекса, предусмотрено, что не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров/услуг, не подтвержденные зарегистрированными в Едином реестре налоговых накладных налоговыми накладными.

 

Сумма налога, на которую плательщик имеет право выдать налоговые накладные (∑Накл), исчисляется по следующей формуле:

Накл = ∑НаклОтр + ∑Митн + ∑ПопРах — ∑НаклВид — ∑Відшкод — ∑Перевищ,

где:

НаклОтр — общая сумма налога по полученным плательщиком налоговым накладным, зарегистрированным в Едином реестре налоговых накладных;

Митн — общая сумма налога, уплаченного плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Украины;

ПопРах — общая сумма пополнения счета в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость из собственного текущего счета плательщика;

НаклВид — общая сумма налога по выданным плательщиком налоговым накладным, зарегистрированным в Едином реестре налоговых накладных;

Відшкод — общая сумма налога, заявленная плательщиком к бюджетному возмещению;

Перевищ — общая сумма превышения налоговых обязательств, указанных плательщиком в представленных налоговых декларациях, над суммой налога, содержащейся в составленных таким плательщиком налоговых накладных, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных.

Реестр выданных и полученных налоговых накладных. Изменениями, внесенными в п. 201.15 ст. 201 Налогового кодекса, не предусмотрены ведение плательщиком НДС реестра выданных и полученных налоговых накладных и представление в контролирующий орган копий записей в таком реестре в электронном виде.

Вместе с тем указанная статья дополнена новым п. 201.111, согласно которому на плательщиков НДС возложена обязанность ведения реестра выданных и полученных документов, являющихся основанием для начисления сумм НДС, относящихся к налоговому кредиту, без получения налоговой накладной (транспортный билет, гостиничный счет или счет, выставляемый плательщику налога за услуги связи, другие услуги, кассовые чеки, налоговая накладная при поставке услуг нерезидентом). Плательщики налога в составе налоговой отчетности по этому налогу представляют в контролирующий орган копии записей в этих реестрах за такой период в электронном виде. Форма, порядок заполнения и представления такого реестра будут установлены согласно законодательству.


Сергей ТИМОШЕНКО,
заместитель начальника Управления методологии косвенных налогов
Департамента координации нормотворческой и методологической работы
по вопросам налогообложения Министерства доходов и сборов Украины

 

Акцизный налог*

____________
* Изменения внесены Законом № 1621.

Изменения, вступившие в силу 03.08.2014 г.

Временно, до 01.01.2015 г., к подакцизным товарам отнесено топливо моторное альтернативное по коду УКТ ВЭД и ставке налога, приведенным в табл. (п. 8 подраздела 5 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса):

Код товара (продукции)
согласно УКТ ВЭД

Описание товара (продукции)
согласно УКТ ВЭД

Ставка акцизного налога в твердых суммах
с единицы реализованного товара (продукции)

единица
измерения

ставка

3824 90 97 10

Топливо моторное альтернативное

Евро
за 1000 кг

99

 

Изменения, вступающие в силу 01.09.2014 г.

Повышены ставки акцизного налога на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака и минимальное акцизное налоговое обязательство по уплате акцизного налога.

В частности, на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака повышена специфическая ставка акцизного налога (на 5%), при этом адвалорная ставка налога осталась неизмененной (12%) (пп. 215.3.2 п. 215.3 ст. 215 Налогового кодекса).

Минимальное акцизное налоговое обязательство по уплате акцизного налога на сигареты без фильтра и сигареты с фильтром также повышено на 5% (пп. 215.3.3 п. 215.3 ст. 215 Кодекса).

Изменения, вступающие в силу 01.11.2014 г.

Изменения по акцизному обложению в первую очередь направлены на расширение базы налогообложения, вывод из «тени» спиртосодержащих напитков, при реализации которых до вступления в силу Закона № 1621 не уплачивался акцизный налог.

Так, этим Законом под алкогольными напитками определены продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2% объемных единиц, которые указаны в товарных позициях 2204, 2205, 2206, 2208 согласно УКТ ВЭД, а также с содержанием спирта этилового 8,5% объемных единиц и больше, которые указаны в товарных позициях 2103 90 30 00, 2106 90 согласно УКТ ВЭД (пп. 14.1.5 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

К указанным продуктам относятся, например, спиртовые настойки «Медовуха», «Хреновуха», выпускаемые для диетического потребления Золотоношским ЛВЗ Черкасской области.

С таких «целебных продуктов для диетического потребления», которые реализуются через сеть почтовых киосков, а также аптек, в настоящее время не уплачивается акцизный налог при их реализации потребителям.

Из вышеуказанных товаров акцизный налог взимается и исчисляется по следующей ставке (пп. 215.3.1 п. 215.3 ст. 215 Налогового кодекса) (табл.):

Код товара (продукции)
согласно УКТ ВЭД

Описание товара
(продукции)согласно УКТ ВЭД

Единица измерения

Ставка налога

2103 90 30 00,
2106 90

Только продукты с содержанием спирта этилового 8,5% объемных единиц и больше

Грн./л 100-процентного спирта

70,53

 

Обращаем внимание! Согласно п. 226.6 ст. 226 действующей редакции Налогового кодекса маркировке подлежат все алкогольные напитки с содержанием спирта этилового свыше 8,5% объемных единиц. Маркировка произведенных в Украине алкогольных напитков с содержанием спирта этилового от 1,2 до 8,5% объемных единиц не осуществляется.

Следовательно, алкогольные напитки, код УКТ ВЭД и описание которых соответствуют вышеприведенным в таблице, должны маркироваться марками акцизного налога в соответствии с п. 226.6 ст. 226 Налогового кодекса. При этом производители таких подакцизных товаров должны четко соблюдать положения вышеуказанной статьи по изготовлению, хранению, продаже марок акцизного налога и маркировке алкогольных напитков и табачных изделий, а также постановления № 1251.


Ирина МЕЛЬНИК,
начальник отдела методологии акцизного налога Управления методологии косвенных налогов
Департамента координации нормотворческой и методологической работы по вопросам налогообложения
Министерства доходов и сборов Украины

 

Налог на доходы физических лиц

Закон № 1588, которым изменен порядок налогообложения пассивных доходов физических лиц, в частности в виде дивидендов, роялти, инвестиционной прибыли, процентов, начисленных на банковские счета, вступил в силу 02.08.2014 г.

Указанным Законом отменяются введенная с 1 июля текущего года прогрессивная шкала налогообложения пассивных доходов и проведение окончательного годового перерасчета налогового обязательства по пассивным доходам по результатам годового декларирования; определен отдельный порядок налогообложения доходов в виде дивидендов, процентов, начисленных на сумму текущего или вкладного (депозитного) банковского счета, роялти и пр. Рассмотрим подробнее эти изменения.

Налогообложение доходов в виде процентов

Налоговым агентом плательщика налога при начислении в его пользу доходов в виде процентов является лицо, осуществляющее такое начисление.

Налоговым агентом в сроки, определенные для месячного налогового периода, в бюджет уплачивается (перечисляется) общая сумма налога, начисленного по ставке 15% с общей суммы процентов, начисленных за налоговый (отчетный) месяц на суммы банковских вкладных (депозитных) или текущих счетов, сберегательных (депозитных) сертификатов, вкладов (депозитов) членов кредитного союза в кредитном союзе.

Налоговые агенты (банки, кредитные союзы), начисляющие доходы в виде процентов, в налоговом ра-счете (форма № 1-ДФ) отражают общую сумму начисленных в отчетном налоговом периоде доходов и общую сумму удержанного из них налога. При этом в налоговом расчете не указывается информация о суммах отдельного банковского вкладного (депозитного) или текущего счета, сберегательного (депозитного) сертификата, вклада (депозита) члена кредитного союза в кредитном союзе, суммах начисленных процентов, а также сведения о физическом лице — плательщике налога, которому начислены такие доходы.

Налогообложение процентов и дисконтных доходов, начисленных в пользу физических лиц с любых иных доходов, чем указанные, осуществляется в общем порядке, установленном Налоговым кодексом для доходов, которые окончательно облагаются налогом при их начислении, по ставке 15%.

В случае досрочного расторжения договора вклада (депозита) и осуществления в связи с этим перерасчета дохода в виде процентов по процентной ставке, предусмотренной условиями договора для таких случаев, налоговый агент производит перерасчет сумм налога, удержанных из такого дохода.

Возврат излишне удержанных сумм налога, возникших вследствие перерасчета, осуществляется путем уменьшения сумм налога, подлежащих перечислению налоговым агентом за текущий и/или следующий налоговый (отчетный) месяц.

Налогообложение доходов в виде дивидендов

Налоговым агентом плательщика налога при начислении в его пользу дивидендов является эмитент корпоративных прав или по его поручению другое лицо, осуществляющее такое начисление.

Любой резидент, начисляющий дивиденды, включая того, который уплачивает налог на прибыль предприятий способом, отличным от общего (является субъектом упрощенной системы налогообложения), или освобожденного от уплаты такого налога по любым основаниям, является налоговым агентом при начислении дивидендов.

Доходы в виде дивидендов окончательно облагаются налогом налоговым агентом при их начислении плательщику налога по ставке 5%.

Также по ставке 5% облагается налогом сумма дохода в виде дивидендов с иностранным источником начисления или начисленных нерезидентами.

Дивиденды, начисленные плательщику налога по акциям или другим корпоративным правам, которые имеют статус привилегированных либо другой статус, предусматривающий выплату фиксированного размера дивидендов или суммы, которая превышает сумму выплат, рассчитанную на любую другую акцию (корпоративное право), эмитированную таким налогоплательщиком согласно пп. 153.3.7 п. 153.3 ст. 153 Налогового кодекса, для целей налогообложения приравниваются к выплате заработной платы с соответствующим налогообложением.

Налогообложение инвестиционной прибыли

Внесенными в Налоговый кодекс изменениями фактически восстановлен порядок налогообложения инвестиционной прибыли, действовавший до внесения изменений в Кодекс Законом № 1166.

Уточнены нормы Налогового кодекса в части, когда налоговый агент при каждом начислении плательщику инвестиционной прибыли начисляет (удерживает) налог по ставке 15 или 17% и уплачивает (перечисляет) удержанный налог в бюджет при каждом начислении такого дохода, что не освобождает плательщика налога от представления годовой налоговой декларации о полученных им инвестиционных доходах.

Налогообложение доходов в виде роялти

Доходы в виде роялти окончательно облагаются налогом налоговым агентом при их начислении плательщику налога по ставке 15 (17)%.

Налогообложение других пассивных доходов

Ставка налога в размере 15% применяется к доходам в виде:

  • процентного или дисконтного дохода по сберегательным (депозитным) сертификатам;
  • процентов на вклад (депозит) члена кредитного союза в кредитном союзе;
  • платы (процента), распределяемой на паевые членские взносы членов кредитного союза;
  • дохода, который выплачивается компанией, управляющей активами института совместного инвестирования, на размещенные активы согласно закону;
  • дохода по ипотечным ценным бумагам (ипотечным облигациям и сертификатам) в соответствии с законом;
  • дохода в виде процентов (дисконта), полученного владельцем облигаций от их эмитента в соответствии с законом;
  • дохода по сертификату фонда операций с недвижимостью.

Особенности уплаты

Переходными положениями Закона № 1588 установлено, что налог, начисленный (удержанный) налоговым агентом с доходов в виде процентов, начисленных на текущий или вкладной (депозитный) банковский счет, сберегательный (депозитный) сертификат, вклад (депозит) члена кредитного союза в кредитном союзе за период с 01.07.2014 г. до вступления в силу Закона (то есть до 02.08.2014 г.), подлежит аннулированию и не уплачивается в бюджет. Информация о суммах таких доходов и налогов не указывается налоговым агентом в налоговом расчете (форма № 1-ДФ).

Физические лица, которым в период с 01.07.2014 г. до 02.08.2014 г. начислены пассивные доходы, освобождаются от обязанности декларирования таких доходов и уплаты с них налога.


Игорь ДАНИЛОВ,
начальник отдела методологии доходов единого взноса и налогов и сборов с физических лиц
Управления администрирования единого взноса и методологии Департамента доходов и сборов с физических лиц
Государственной фискальной службы Украины

 

Военный сбор

03.08.2014 г. вступил в силу Закон № 1621, которым дополнен подраздел 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса новым п. 161. Так, временно, до 01.01.2015 г., введен военный сбор. Поскольку этот сбор новый, рассмотрим наиболее актуальные вопросы, касающиеся его взимания.

Плательщики сбора

Плательщиками сбора являются физические лица — резиденты (нерезиденты), получающие доходы из источника их происхождения в Украине, и налоговые агенты.

Объект налогообложения

Объектом обложения военным сбором являются доходы в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам; выигрыша в государственную и негосударственную денежную лотерею, выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной игры (пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса).

Рассмотрим более подробно, что подпадает под определение «по гражданско-правовым договорам».

Согласно пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса для целей раздела IV этого Кодекса заработная плата — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма в соответствии с законом.

Вступая в трудовые отношения с предприятиями, работники заключают трудовые договоры.

Трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом либо физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган либо физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором и соглашением сторон.

Выполнение работ, предоставление услуг физическим лицом может осуществляться как на основании трудового договора, так и на других юридических основаниях, в частности на основании гражданско-правового договора.

Как уже было отмечено выше, объектом обложения военным сбором являются, в частности, доходы в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам.

То есть под объектом обложения военным сбором понимают доход, который начисляется (выплачивается, предоставляется) плательщику налога в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам. Результатом гражданско-правового договора является факт выполнения работ (предоставления услуг).

По гражданско-правовым договорам (договору подряда/договору о предоставлении услуг) оплачивается выполненная работа/предоставленная услуга, что в пределах бухгалтерского учета подтверждается первичными документами, в частности актами выполненных работ (актами приемки-передачи).

Согласно ст. 837 Гражданского кодекса по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию второй стороны (заказчика), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу.

По договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию второй стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором (часть первая ст. 901 Гражданского кодекса).

Следовательно, для целей обложения военным сбором факт оплаты в пределах гражданско-правового договора (договора подряда/договора о предоставлении услуг) квалифицируется как объект налогообложения.

Таким образом, обложению военным сбором подлежат доходы, полученные по гражданско-правовым договорам, в частности по договору подряда/договору о предоставлении услуг, по которым выполнение
работ/предоставление услуг подтверждаются актами выполненных работ (актами приемки-передачи), на основании которых производится их оплата.

Вместе с тем следует отметить, что выплаты по гражданско-правовым договорам (договору подряда/договору о предоставлении услуг) в пользу самозанятых лиц не являются объектом обложения военным сбором.

Ставка сбора

Ставка сбора составляет 1,5% объекта налогообложения, определенного пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса.

Например, заработная плата работника составляет 3000 грн., сумма сбора будет составлять 45 грн. (3000 грн. х 1,5%).

При этом следует отметить, что объект обложения военным сбором не уменьшается на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии, как предусмотрено для начисления налога на доходы физических лиц. В свою очередь, военный сбор не влияет на определение базы для начисления единого социального взноса и налога на доходы физических лиц.

Начисление, удержание, уплата

Начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора в бюджет осуществляются согласно ст. 168 Налогового кодекса, п. 168.1 которой определен порядок налогообложения доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) плательщику налога налоговым агентом.

Налоговый агент, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удержать сбор из суммы такого дохода за его счет, используя ставку сбора 1,5%.

Налог уплачивается (перечисляется) в бюджет во время выплаты налогооблагаемого дохода единым платежным документом.

Если налогооблагаемый доход начисляется налоговым агентом, но не выплачивается (не предоставляется) плательщику налога, то налог, подлежащий удержанию из такого начисленного дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом в сроки, установленные Налоговым кодексом для месячного налогового периода, то есть не позднее 30 календарных дней, следующих за месяцем начисления дохода (пп. 168.1.5 п. 168.1 ст. 168 этого Кодекса).

Вместе с тем, поскольку военный сбор введен с 03.08.2014 г., возникает вопрос: будет ли подлежать обложению этим сбором заработная плата, начисленная до 03.08.2014 г., а выплаченная уже после этой даты?

Статьей 58 Конституции Украины определено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Таким образом, поскольку Закон № 1621 вступил в силу 03.08.2014 г. и налоговый агент обязан при начислении доходов, определенных в пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса, удержать военный сбор, начисленные доходы в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются плательщику в связи с трудовыми отношениями до 03.08.2014 г., но выплаченные после 03.08.2014 г., не подлежат обложению этим сбором.

Начисленные доходы после 03.08.2014 г. за периоды до 03.08.2014 г. подлежат обложению военным сбором на общих основаниях.

Доходы, начисленные, например, 29.08.2014 г. за период с 01.08.2014 г. по 03.08.2014 г., также облагаются на общих основаниях.

Ответственность за неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) сбора налоговым агентом

В соответствии с пп. 1.6 п. 161 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса плательщики военного сбора обязаны обеспечивать выполнение налоговых обязательств в форме и способом, определенными ст. 176 этого Кодекса для налога на доходы физических лиц. Согласно пп. «ґ» п. 176.2 этой статьи лица, которые в соответствии с этим Кодексом имеют статус налоговых агентов, обязаны нести ответственность в случаях, определенных этим Кодексом.

Пунктом 127.1 ст. 127 Налогового кодекса предусмотрено, что неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика влекут за собой наложение штрафа в размере 25% суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.

Те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней, влекут за собой наложение штрафа в размере 50% суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.

Действия, предусмотренные абзацем первым п. 127.1 ст. 127 Налогового кодекса, совершенные в течение 1095 дней в третий раз и больше, влекут за собой наложение штрафа в размере 75% суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.

Предусмотренные п. 127.1 ст. 127 Налогового кодекса штрафы не применяются, когда неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налога на доходы физических лиц самостоятельно выявляются налоговым агентом при проведении перерасчета этого налога, предусмотренного п. 169.4 ст. 169 этого Кодекса, и исправляется в следующих налоговых периодах в течение налогового (отчетного) года согласно нормам Кодекса.

Кроме того, в соответствии с пп. 129.1.3 п. 129.1 ст. 129 Налогового кодекса в день наступления срока погашения налогового обязательства, определенного налоговым агентом при выплате (начислении) доходов в пользу налогоплательщиков — физических лиц и/или контролирующим органом во время проверки такого налогового агента, начисляется пеня.

В частности, пеня, установленная вышеуказанным подпунктом, начисляется из расчета 120% годовых учетной ставки Нацбанка Украины, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу налогоплательщиков — физических лиц (абзац третий п. 129.4 ст. 129 Налогового кодекса).

Привлечение к финансовой ответственности налогоплательщиков за нарушение законов по вопросам налогообложения, другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не освобождает их должностных лиц при наличии соответствующих оснований от привлечения к административной или уголовной ответственности (п.  112.1 ст. 112 Налогового кодекса).

Согласно ст. 1634 КоАП неудержание или неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц при выплате физическому лицу доходов, перечисление налога на доходы физических лиц за счет денежных средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), несообщение или несвоевременное сообщение государственным налоговым инспекциям по установленной форме сведений о доходах граждан влекут за собой предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан — субъектов предпринимательской деятельности в размере от двух (34 грн.) до трех (51 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Таким образом, за неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) военного сбора к налоговым агентам применяется финансовая ответственность (в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени) и административная ответственность.

В следующих номерах «Вестника» продолжим предоставлять разъяснения относительно военного сбора, которые сейчас готовятся специалистами Государственной фискальной службы Украины.


Сергей НАУМОВ, заместитель директора Департамента —
начальник Управления администрирования доходов и сборов с физических лиц
Департамента доходов и сборов с физических лиц Государственной фискальной службы Украины,
Оксана МАРИНЕЦ, начальник отдела
рассмотрения обращений плательщиков Управления администрирования единого взноса и методологии,
Надежда ЮРЧЕНКО, начальник отдела контрольно-проверочной работы за соблюдением
налогового законодательства и уплатой единого взноса Управления контрольно-проверочной
работы доходов и сборов с физических лиц,
и Светлана ОПАНАСЕНКО, главный государственный ревизор-инспектор

 

Плата за пользование недрами

Вступил в силу 04.08.2014 г. Закон № 1621, которым с целью создания условий для увеличения поступлений в бюджет внесены, в частности относительно платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, следующие изменения в Налоговый кодекс.

Изменена база обложения платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в части объемов природного газа, реализуемого не для нужд населения, а именно: установлено, что фактической ценой реализации для газа природного как базой обложения платой считается предельный (максимальный) уровень цены на природный газ, реализуемый промышленным потребителям. Такой предельный (максимальный) уровень устанавливается национальной комиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики (в отличие от предыдущих налоговых периодов, когда использовалась средняя таможенная стоимость импортного природного газа, обнародование которой осуществлялось согласно рыночным условиям соответствующего налогового периода).

Вместе с тем временно, до 1 января 2015 г., увеличены ставки платы за пользование недрами для добычи природного газа, реализуемого не для нужд населения:

  • для газа из залежей, полностью или частично залегающих на глубине до 5000 м, — с 28 до 55%;
  • для газа из залежей, полностью залегающих на глубине свыше 5000 м, — с 15 до 28%.

Вместе с тем установлено, что при добыче запасов природного газа из скважин, внесенных в Государственный реестр нефтяных и газовых скважин после 1 августа 2014 г., в течение двух лет с даты такого внесения к суммам налоговых обязательств по плате за пользование недрами для добычи природного газа применяется понижающий коэффициент 0,55.

Также временно, до 1 января 2015 г., увеличены ставки платы за пользование недрами для нефти и конденсата:

  • в размере 45% стоимости товарной продукции горного предприятия, добытой из залежей, полностью или частично залегающих на глубине до 5000 м;
  • в размере 21% — добытой из залежей, полностью залегающих на глубине свыше 5000 м.

При добыче железной руды для обогащения с содержанием магнетитового железа меньше 35% подземным шахтным способом с глубины свыше 300 м предусмотрено применение к суммам налоговых обязательств по плате за пользование недрами для добычи железной руды коэффициента 0,25.

Кроме того, временно, до 1 января 2015 г., увеличены ставки платы за пользование недрами для добычи железной руды с 5 до 8%.

Также изменена база обложения по плате за пользование недрами для добычи железной руды, а именно: стоимость железной руды, добытой из коренных месторождений, исчисляется с учетом цены реализации за налоговый (отчетный) период (в случае отсутствия реализации в этот периодза ближайшие предыдущие налоговые периоды) химически чистого металла без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенной на сумму расходов плательщика на обогащение (аффинаж) и доставку (перевозку, транспортировку) потребителю. Стоимость единицы добытых полезных ископаемых определяется с учетом доли (в натуральном измерении) содержания химически чистого металла в единице добытых полезных ископаемых.


Галина КОВАЛЕНКО,
заместитель начальника отдела налогообложения ресурсных, рентных и неналоговых платежей
Департамента налогообложения и контроля объектов и операций
Министерства доходов и сборов Украины

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42