Таможенное дело

Административная ответственность за нарушение таможенных правил

Незнание закона не освобождает от ответственности.
А вот знание нередко освобождает.

Станислав Ежи Лец

 

 

Как известно, поведение людей регулируется социальными, в том числе правовыми нормами. Для абсолютного большинства людей нормой является поведение, соответствующее предписаниям права, то есть является правомерным. Вместе с тем прямой противоположностью правомерного поведения являются правонарушения, которые в зависимости от вида юридической ответственности делятся на конституционные, дисциплинарные, гражданские, административные, таможенные.

В течение пяти месяцев 2014 г. таможнями выявлено свыше 6,5 тыс. правонарушений. При этом по результатам рассмотрения дел о нарушении таможенных правил вынесено почти 6 тыс. постановлений о привлечении лиц к ответственности. Бесспорно, среди лиц, признанных виновными в совершении правонарушений, есть те, которые сознательно и умышленно совершали противоправные действия. Вместе с тем есть определенный процент лиц, которыми правонарушения совершены из-за недостаточной осведомленности или легкомысленного отношения к последствиям своего поведения.

Одним из способов предотвращения совершения правонарушений является обеспечение осведомленности лиц относительно оснований для привлечения к юридической ответственности и мер наказания за совершение противоправных действий.

Остановимся на некоторых вопросах административной ответственности за совершение таможенных правонарушений, в частности:

  • что такое нарушение таможенных правил;
  • какие административные взыскания могут применяться за нарушение таможенных правил и какими органами;
  • какими являются сроки привлечения к ответственности за совершение таможенных правонарушений;
  • какими являются обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности за совершение таможенных правонарушений.

Нарушение таможенных правил

Следует отметить, что согласно ст. 2 КоАП вопросы административной ответственности за нарушение таможенных правил регулируются Таможенным кодексом.

Определение понятия «нарушение таможенных правил» содержится в ст. 458 Таможенного кодекса. Согласно этой статье нарушение таможенных правил признается административным правонарушением, которое представляет собой противоправные, виновные (умышленные или по неосторожности) действия либо бездействие, посягающие на установленный Таможенным кодексом и другими актами законодательства Украины порядок перемещения товаров, транспортных средств коммерческого назначения через таможенную границу Украины, предъявления их таможням для проведения таможенного контроля и таможенного оформления, а также осуществления операций с товарами, находящимися под таможенным контролем или контроль за которыми возложен на таможни этим Кодексом либо другими законами Украины, и за которые этим Кодексом предусмотрена административная ответственность.

Состав нарушения включает в себя признаки, характеризующие внешний акт поведения лица, его направленность и последствия, а также признаки, характеризующие самого правонарушителя и его психическое отношение к совершенному.

Признаки состава нарушения таможенных правил объединяются в четыре группы (элементы), характеризующие:

  • объект нарушения таможенных правил;
  • объективную сторону нарушения таможенных правил;
  • субъект нарушения таможенных правил;
  • субъективную сторону нарушения таможенных правил.

Все указанные элементы состава нарушения таможенных правил представляют собой неразрывное единство. Наличие этих элементов обязательно для квалификации конкретного действия как нарушения таможенных правил. Если хотя бы один из них отсутствует или не соответствует свойствам, предусмотренным соответствующей нормой Таможенного кодекса, то указанное действие не является нарушением таможенных правил.

Объектом нарушений таможенных правил являются общественные отношения, которые охраняются законом и которым в результате посягательства причиняется или может быть причинен вред, а также то, на что направлено посягательство.

Объективной стороной нарушений таможенных правил являются совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих внешнее проявление действия, посягающего на объекты правовой охраны, а также объективные условия этого посягательства.

Субъектами административной ответственности за нарушение таможенных правил могут быть граждане, на момент совершения такого правонарушения достигшие 16-летнего возраста, а при совершении нарушений таможенных правил предприятиями - должностные лица этих предприятий.

Под гражданами следует понимать таких физических лиц: граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства.

Под должностными лицами предприятий следует понимать руководителей и других работников предприятий (резидентов и нерезидентов), которые в силу постоянно или временно выполняемых ими трудовых (служебных) обязанностей отвечают за соблюдение требований, установленных Таможенным кодексом, законами и другими нормативно-правовыми актами Украины, а также международными договорами Украины, заключенными в установленном законом порядке.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Украины, подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Украины.

Вопросы об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Украины иностранцами, которые согласно действующим законам и международным договорам Украины пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Украины, решаются дипломатическим путем.

При выявлении в порядке, установленном Таможенным кодексом, фактов перемещения через таможенную границу Украины лицами, пользующимися иммунитетом от административной юрисдикции Украины, товаров с нарушениями таможенного законодательства, таможенные формальности относительно таких товаров осуществляются согласно этому Кодексу, международным договорам Украины и другим актам законодательства.

Субъективная сторона нарушений таможенных правил характеризуется психическим отношением лица к совершению правонарушения:

  • вина — психическое отношение лица к совершенному действию или бездеятельности, предусмотренным Таможенным кодексом, и их последствий, выраженное в форме умысла или неосторожности;
  • мотив — внутреннее побуждение лица, создавшего психологические предпосылки совершения правонарушения;
  • цель — результат, которого стремится достичь лицо, совершая правонарушение.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Таможенным кодексом, наступает при условии, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой уголовную ответственность.

Виды нарушений таможенных правил и ответственность за них установлены главой 68 Таможенного кодекса.

Взыскания, налагаемые за нарушение таможенных правил

Исчерпывающий перечень взысканий, которые могут быть наложены за нарушение таможенных правил, содержится в ст. 461 Таможенного кодекса.

Так, за нарушение таможенных правил могут быть наложены следующие административные взыскания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • конфискация товаров, транспортных средств коммерческого назначения.

Предупреждение как административное взыскание за нарушение таможенных правил является официальным предупреждением правонарушителя относительно недопустимости таких действий в будущем. Предупреждение выносится в форме постановления о наложении административного взыскания.

Применение предупреждения как к гражданам, так и к должностным лицам предприятий предусмотрено ст. 468, частью первой ст. 469, частью первой ст. 470, частью первой ст. 481 Таможенного кодекса.

Штраф как административное взыскание за нарушение таможенных правил заключается в наложении на лицо, привлекаемое к административной ответственности за такое правонарушение, обязанности уплатить в государственный бюджет средства в сумме, определяемой Таможенным кодексом в зависимости от вида и характера совершенного правонарушения.

Порядок начисления штрафов в соответствии со статьями 468 — 471, 474 — 481 Таможенного кодекса установлен в размере, кратном не облагаемому налогом минимуму доходов граждан, а согласно статьям 472, 482 — 485 этого Кодекса — в процентном эквиваленте.

Размер не облагаемого налогом минимума доходов граждан определяется законами Украины.

Конфискация как административное взыскание за нарушение таможенных правил заключается в принудительном изъятии товаров, транспортных средств, указанных в п. 3 ст. 461 Таможенного кодекса, и бесплатной передаче их в собственность государства. При этом моторные транспортные средства и несамоходные транспортные средства, буксируемые ими, рассматриваются как самостоятельные объекты конфискации.

Конфискация может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, определяемых Таможенным кодексом и другими законами Украины.

Конфискация товаров, транспортных средств применяется независимо от того, являются ли эти товары, транспортные средства собственностью лица, совершившего правонарушение.

Применение конфискации предусмотрено статьями 471 (предусмотрена конфискация только тех товаров, перемещение которых через таможенную границу Украины запрещено или ограничено законодательством Украины), 472, 473, 476, 482 — 484 Таможенного кодекса.

Органы, уполномоченные выносить решение по делам о нарушении таможенных правил

В соответствии со ст. 522 Таможенного кодекса дела о нарушениях таможенных правил, предусмотренных статьями 468 — 470, 474, 475, 477 — 481, 485 этого Кодекса, рассматриваются органами доходов и сборов.

Дела о нарушениях таможенных правил, предусмотренных статьями 471 — 473, 476, 482 — 484 этого Кодекса, а также все дела о нарушении таможенных правил, совершенных лицами, не достигшими 18-летнего возраста, рассматриваются местными судами (судьями).

То есть все дела о нарушении таможенных правил, за которые предусмотрена ответственность в виде конфискации, рассматриваются судами.

Решения, принимаемые по результатам рассмотрения дела о нарушении таможенных правил

В соответствии со ст. 527 Таможенного кодекса по делу о нарушении таможенных правил должностное лицо органа доходов и сборов или суд (судья), рассматривающие дело, выносит одно из следующих постановлений:

  • о проведении дополнительной проверки;
  • о наложении административного взыскания;
  • о закрытии производства по делу.

Если при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил установлены факты, которые свидетельствуют о неполном выполнении всех надлежащих процессуальных действий и которые делают невозможным осуществление всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, выносится постановление о проведении дополнительной проверки, в которой указываются конкретные субъекты, задачи и сроки проверки.

Эти действия не должны нарушать права гражданина, вредить хозяйственной деятельности юридического лица.

Сроки привлечения к административной ответственности за совершение нарушения таможенных правил

Сроки наложения административных взысканий по делам о нарушении таможенных правил установлены ст. 467 Таможенного кодекса.

Согласно указанной статье если дела о нарушении таможенных правил рассматриваются органами доходов и сборов, административное взыскание за нарушение таможенных правил может быть наложено не позднее чем через шесть месяцев со дня совершения правонарушения, а при рассмотрении органами доходов и сборов дел о продолжающихся нарушениях таможенных правил, в том числе предусмотренные статьями 469, 477 — 481, 485 Таможенного кодекса, — не позднее чем через шесть месяцев со дня выявления этих правонарушений.

Если дела о нарушении таможенных правил рассматриваются судами (судьями), административное взыскание за нарушение таможенных правил может быть наложено не позднее чем через шесть месяцев со дня совершения правонарушения, а при рассмотрении судами (судьями) дел о продолжающихся нарушениях таможенных правил, в том числе предусмотренные статьями 469, 477 — 485 Таможенного кодекса, — не позднее чем через шесть месяцев со дня выявления этих правонарушений.

Следовательно, по общему правилу срок привлечения к ответственности за совершение правонарушения составляет шесть месяцев.

Вместе с тем существует исключение относительно сроков привлечения к ответственности, и касается оно рассмотрения дел, возбужденных на основании материалов, полученных после закрытия уголовного производства.

В частности, частью третьей ст. 467 Таможенного кодекса установлено, что при закрытии уголовного производства, но при наличии в действиях правонарушителя признаков нарушения таможенных правил, административные взыскания за нарушение таможенных правил могут быть наложены не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о закрытии уголовного производства, но не позднее чем через два года со дня совершения правонарушения.

Течение срока наложения административного взыскания начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало. При этом срок, определяемый месяцами, заканчивается в соответствующее число последнего месяца этого срока. Если истечение срока, определяемого месяцами, приходится на такой месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок заканчивается в последний день этого месяца. Последним днем срока, который истекает указанием на определенный день, считается этот день.

Если истечение срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, последним днем срока является первый после него рабочий день.

Течение срока, истечение которого связано с событием, которое должно неизбежно наступить, заканчивается на следующий день после наступления события.

Последний день срока длится до 24.00 ч, но если в этот срок необходимо было совершить процессуальное действие в таможенном органе, где рабочее время заканчивается раньше, срок заканчивается в момент окончания этого времени.

Обстоятельства, при которых лицо может быть освобождено от ответственности овершение нарушения таможенных правил

В соответствии со ст. 494 Таможенного кодекса о каждом случае выявления нарушения таможенных правил уполномоченное должностное лицо таможни, выявившее такое нарушение, безотлагательно составляет протокол по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с частью первой ст. 460 Таможенного кодекса совершение нарушений таможенных правил, предусмотренных частью третьей ст. 469, ст. 470, частью третьей ст. 478, ст. 481 этого Кодекса, вследствие аварии, действия обстоятельств непреодолимой силы или противоправных действий третьих лиц, что подтверждается соответствующими документами, а также допущения в таможенной декларации ошибок, которые не привели к неправомерному освобождению от уплаты таможенных платежей или уменьшению их размера, необеспечению соблюдения мер тарифного и/или нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, если такие ошибки допускаются систематически, не влечет за собой административной ответственности, предусмотренной этим Кодексом.

Под аварией следует понимать повреждения, выход из строя и разрушения, произошедшие по техногенным (конструктивным, производственным, технологическим, эксплуатационным) или естественным причинам.

Под действием непреодолимой силы следует понимать:

  • стихийное бедствие (пожар, наводнение, другое стихийное бедствие или сезонное природное явление, в частности, такое как замерзание моря, проливов, портов и т. п., закрытие дорог, проливов, каналов, перевалов);
  • военные действия или чрезвычайное положение в регионе;
  • зафиксированный в установленном законом порядке факт совершения преступных действий третьими лицами;
  • другие обстоятельства или события.

Документы, подтверждающие факт аварии или действия непреодолимой силы, могут выдаваться местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, органами МВД Украины, другими специально уполномоченными на это государственными органами, а также министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, предприятиями, осуществляющими деятельность по устранению последствий аварий, и т. п.

Под противоправными действиями третьих лиц следует понимать совершение действий другой стороной, нарушающих законные права и интересы лица, при выполнении им таможенных формальностей, в том числе совершение правонарушения в отношении лица.

Документы, подтверждающие факт противоправных действий третьих лиц, могут выдаваться судами, правоохранительными органами, другими специально уполномоченными на это государственными органами.

Должностное лицо таможни, выявившее нарушение таможенных правил, которое могло произойти вследствие аварии или действия непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, руководствуясь законом, оценивает доказательства события, ставшего причиной нарушения таможенных правил, по своему внутреннему убеждению, которое основывается на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

При подтверждении совершения правонарушений, предусмот-ренных частью третьей ст. 469, ст. 470, частью третьей ст. 478, ст. 481 Таможенного кодекса, вследствие аварии или действия непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц дело о нарушении таможенных правил не возбуждается, а возбужденноеподлежит закрытию.

Кроме того, следует иметь в виду, что перевозчики несут ответственность за перемещение или действия, направленные на перемещение товаров через таможенную границу Украины с утаиванием от таможенного контроля путем представления в орган доходов и сборов в качестве основания для перемещения этих товаров документов, содержащих неправдивые сведения, исключительно в случае если эти сведения касаются количества грузовых мест, их маркировки и номеров, а перевозчиками не применены меры к проверке правдивости указанных сведений или при невозможности такой проверки не внесена соответствующая запись в международную автомобильную накладную (CMR).

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42