Статьи

Проблемы и перспективы отечественного кинематографа

Одной лишь военной экспансией события на Юго-Востоке Украины не ограничиваются. Параллельно извне на наше государство надвигается мощный информационно-пропагандистский смерч. Как раз время всерьез подумать о качестве продукции украинских телеканалов.


Вопреки требованиям законодательства отечественного продукта на рынке не слишком много. А демонстрация сериалов о бравых российских спецназовцах в нынешней ситуации — как минимум кощунство. Сейчас, на волне патриотизма, едва ли не наилучший момент для прорыва в отрасли. Однако без помощи государства здесь не обойтись.

На позициях защиты украинского информационного пространства и содействия развитию кинопроизводства стоит известная журналистка Ольга Герасимьюк, ставшая недавно членом Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания: «Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания должен превратиться из контролирующего и регуляторного органа в такой, который будет способствовать развитию рынка, отечественного производства кино- и телепродукции, создавать все условия для работы и честной конкуренции. Необходимо сделать так, чтобы Нацсовет не «висел» над кинопроизводителем только карающим мечом, а был помощником, другом, единомышленником, который поможет мастерам расправить крылья. А для развития кинематографии имеются замечательные условия, — заверила г-жа Герасимьюк, — талантливые личности, съемочные мощности, необходимый опыт. Нужно лишь привлечь инвесторов, выключить коррупционные схемы и работать так, чтобы бизнесмены приходили с новыми идеями, а не со взятками. Необходимо вырабатывать свою продукцию, пропагандировать украинское».

Генеральный директор «1+1 медиа» Александр Ткаченко утверждает, что до сих пор основой транслирования большинства отечественных телеканалов были российские сериалы. Однако учитывая последние события медиа-группа отказалась от части из них, поскольку подавляющее большинство этих картин прославляют российский спецназ.

«Конечно, речь не идет о классических работах, как то «Семнадцать мгновений весны». Никто не собирается отказываться от лучших образцов российского кино, на которых выросло не одно поколение сознательных граждан, истинных патриотов своей отчизны, — заверил Александр Ткаченко. — В подавляющем большинстве это художественные фильмы и мелодрамы».

По словам директора «1+1 медиа», ежегодно отечественные телевизионные масс-медиа тратят десятки миллионов долларов — треть или даже половину тех денежных средств, которые имеют, — на покупку российских сериалов. Это дороже, чем производить собственную продукцию. Как ни удивительно, но факт остается фактом: снимать собственное кино в Украине выгоднее, прежде всего потому что дешевле, чем купить ленту у соседа. Тем более собственный продукт можно потом еще и продать. Поэтому медиа-группа уже своими силами начала работу сразу над несколькими новыми сериалами.

Понятно, в такой работе кроме доброй воли и желания собственников каналов нужна и поддержка медиа-бизнеса со стороны государства. Не следует действовать только запретами, необходимо прибегнуть и к стимулированию. Например, Франция чужое не запрещает: как и Украина, имеет квоты на собственную продукцию в эфире, однако в отличие от нас ставит условие эти фильмы и передачи транслировать в прайм-тайм.

Широкие возможность для развития киноиндустрии открывает международное партнерство. Интерес к сотрудничеству с украинцами проявили польские кинематографисты. Кинокритик Мила Новикова замечает, что у восточноевропейских государств есть много общих интересов, по которым можно развивать темы. Например, тема Карпат интересна сразу для нескольких стран. К тому же таким образом можно работать не только на внутренний, но и на европейский рынок.

Однако успех, по мнению кинокритика, невозможен, если не побороть махинации в отрасли. Довольно часто у кинолент с 50-процентным государственным финансированием преднамеренно завышен бюджет, чтобы получить больше денежных средств от Министерства культуры.

Существует также проблема с образованием, которое не всегда соответствует европейским стандартам, поэтому целесообразно наладить стажировку юных кинематографистов за рубежом. Тем более что творчески одаренных личностей, которые в будущем могут стать чрезвычайно перспективными художниками, у нас хватает.

Кинорежиссер Михаил Ильенко показывает и другую сторону медали. Художник отмечает, что, например, на фестивале короткометражных фильмов «Открытая ночь» ежегодно дебютируют новые имена. Режиссеры за свой счет снимают замечательные фильмы, однако в индустрии они не затребованы.

Зато часто даже в отечественные фильмы и передачи приглашают российских режиссеров, актеров и продюсеров. Генеральный директор Friends Production Алексей Гончаренко считает такой шаг затратным и неудачным. Во-первых, эти «звезды» имеют намного более высокие гонорары, что увеличивает бюджет ленты. Во-вторых, менталитет украинцев и россиян все-таки отличается, а далеко не все это понимают.

Продюсер, председатель Общественного совета при Государственном агентстве Украины по вопросам кино Филипп Ильенко усматривает выход в так называемой синергии кино и телевидения. То есть лента поступает в прокат в кинотеатрах, а ее расширенный многосерийный вариант со временем транслируют на одном из каналов. Напомним, именно таким путем пошел польский режиссер Ежи Гофман со своим шедевром «Огнем и мечом». К тому же в этом случае реклама фильма и промо-кампания на телевидении позволят привлечь больше зрителей в кинозалы. А чтобы у государства появились денежные средства, необходимо ускорить принятие законопроекта о сборе на развитие отечественного кинематографа, который будут уплачивать прокатные и телекоммуникационные компании, а также телевидение.

Важен и вопрос защиты авторских прав. Филипп Ильенко напоминает, что даже самый кассовый украинский кинофильм «Тот, кто прошел сквозь огонь» (собравший в кинотеатрах свыше 1 млн. грн.) уже на второй день после премьеры можно было найти в Интернете.

На самом деле у украинского кинематографа замечательные перспективы. Наши фильмы получают награды на ведущих всемирных кинофестивалях, талантливые режиссеры, каких немало, готовы и в дальнейшем плодотворно и активно работать, дело лишь в денежных средствах и государственной поддержке.


Тарас АНДРИЕВСКИЙ

 

Анна ЧМИЛЬ, культуролог, киновед, член Национальной академии искусств Украины:

«Экран сегодня стал основой социализации, побуждения к определенному образу жизни, ценностям, поведению. Иностранный информационный продукт осуществляет экспансию в украинское медиапространство, куда ежегодно в течение последних 10 лет попадают около 10 тысяч фильмов и телесериалов. А свыше 300 кинолент идут в прокатный показ. На фоне этого количества вклад собственного производства выглядит чрезвычайно мизерно. В последнее время государство начало выделять все больше денежных средств на национальное кинопроизводство. И это обнадеживает. Тем более что мы имеем положительную практику общего производства для телевидения и проката.

Как по мне, в настоящее время необходимо демонополизировать финансовые потоки. Пусть госзаказ идет через Министерство культуры, а к распределению денежных средств будет причастно как можно больше людей, заинтересованных в целесообразном их использовании. Нужно лишь искоренить коррупционную составляющую, ведь в определенной мере нечестные на руку участники процесса кинопроизводства и подготовки к нему наживаются, протягивая руку в чужой карман, а это — позорный факт. Без реорганизации аппарата управления, без введения общественно-государственной формы управления ничего у нас не получится.

Украинский фильм ныне имеет протекционизм со стороны государства. Он не облагается налогом на добавленную стоимость при демонстрации в кинотеатре. Кинопроизводители, занимающиеся производством национальной продукции, освобождаются от уплаты налога на землю. При внесении изменений в Налоговый кодекс Украины было дельное предложение зачислять в расходы и не облагать налогами денежные средства инвесторов, однако его отклонили. Было бы целесообразно сегодня вернуться к нему снова.

В свое время мы подготовили закон о сборе в поддержку кино. Его будут уплачивать с телевидения, проката, со временем мы обратили внимание еще и на рынок телекоммуникационных услуг. Это одна из самых прибыльных отраслей в Украине. Мы работали с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики и просили 1% на нужды национального кинопроизводства. Многие граждане готовы выделить 1 гривню и даже и больше из платы за Интернет или мобильную связь. Вместе это — немалые средства. К этому проекту закона следует вернуться, его можно доработать. В изменениях к Закону Украины «О кинематографии» должно быть выписано, как использовать эти деньги, что будет делать наблюдательный совет. Это один из способов распределения денежных средств на нужды национального производителя и один из стимулов для его расцвета»

«Горячие линии»

Дата: 2 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00