Другие налоги

Как формировалась таможня в царские времена

Чем больше в нынешних условиях развивается налогово-таможенная система, тем больше возникает вопросов о том, как формировались структура и кадровые позиции, каково было материальное обеспечение наших предшественников, если даже и сегодня не все так просто и легко, и как они в то сложное время сводили концы с концами, обеспечивая крепкие, надежные границы. Поэтому остановимся подробнее на ситуации, сложившейся в таможенной системе на украинских землях на рубеже ХІХ — ХХ вв.


В конце ХІХ в. на территории нашей страны функционировали восемь таможенных округов — 22 таможни и севастопольский таможенный отдел. В составе таможенного округа действовали три-четыре таможни, среди которых были таможни первого (города Радзилов, Одесса, Керчь), второго (города Гусятин, Аккерман, Мариуполь) и третьего класса (города Бердянск, Очаков, Николаев). Все таможенные учреждения подчинялись Департаменту внешней торговли (с 1864 г. — Департамент таможенных сборов Министерства финансов). В составе таможен работали таможенные заставы и переходные пункты (пункты пропуска).

Кроме таможенных округов на землях современной Украины (без регионов, входивших в то время в состав Австро-Венгрии и Румынии) дислоцировались два пограничных округа — в городах Киеве и Одессе,  в составе которых действовали по три-пять пограничных бригад. Они обеспечивали охрану границы, осуществляли борьбу с контрабандой, контролировали перемещение крупных грузов через линию границы. В 1868 г. с целью борьбы с контрабандой и помощи судам, пострадавшим в результате аварий на море, рескриптом императора Александра ІІ была создана Балтийская таможенная крейсерская флотилия. Организационно она входила в состав Балтийского военно-морского флота, но одновременно подчинялась Департаменту таможенных сборов Министерства финансов. Часть таможенных кораблей базировалась в г. Одессе, а таможенный крейсер «Ястреб», построенный на Николаевской верфи, — в г. Керчи.

Кстати, в начале формирования таможенной службы независимой Украины тоже планировалось создать собственную военно-морскую флотилию. С этой целью согласно Комплексной программе развития государственной границы Украины, утвержденной Президентом Украины 16.01.93 г., планировалось выделить на приобретение военно-морской техники (морских катеров, вертолетов МИ-34 и КА-126) 9787 млрд.  купоно-карбованцев. Было определено, что военные суда для таможенной службы будут строиться на верфи ВМФ в г. Феодосии. Первая очередь — четыре специализированных вооруженных военно-морских судна — должны были заступить на дежурство в 1996 г. Однако из-за трудностей финансирования ни морских судов, ни вертолетов таможня не получила.

Следует отметить, что при формировании и материальном обеспечении таможенной службы на рубеже ХХ в. таможенные органы царской России комплектовались в основном из отставных офицеров армии и флота, дворян — выходцев из центральных и западных губерний, а также чиновников — из украинской и польской шляхты. Характерной в этом отношении была Васильковская таможня, дислоцирующаяся недалеко от г. Киева на правом берегу Днепра, в состав которой входили четыре таможенные заставы: Межгорская, Стайковская, Переяславская и Сокирянская. Директор таможни — Платон Энгельгардт, дворянин, раньше имевший 340 крепостных, до назначения в таможню служил в российской армии на офицерских должностях. У цолнера (таможенного надзирателя), помощника директора  Гаврилы Лучанинова, имевшего чин титулованного советника, просходившего из польских шляхтичей, раньше было 11 крепостных. Обер-объездной подпоручик Степан Лутаев, дворянин, имевший 127 крепостных, до работы на таможне тоже служил в царской армии. Всего же из 11 классных чинов таможни и подчиненных заставы было  шесть бывших офицеров и унтер-офицеров, шесть — выходцев из дворянских семей. Большинство чиновников работали в этой сфере свыше пяти лет.

Заработная плата таможенников была довольно высокой и в среднем соответствовала ставкам офицеров Жандармского управления. Так, согласно утвержденному императором предложению государственного совета (17 февраля 1870 г.) управляющие Харьковской и Киевской таможнями имели жалованье в сумме 2 тыс. руб. в год. Кроме того, они получали 1,8 тыс.  руб. на питание и 300 руб. квартирных, всего — 4,1 тыс. руб. Члены таможни, по должности — помощники управляющего, имели соответственно 850, 375 и 175 руб. Высокими были и ставки других чиновников таможен.

В зависимости от отношения к служебным обязанностям, дисциплине и организованности, а также реальных показателей работы таможенников поощряли или наказывали. В частности, солидные премии они получали за задержание контрабанды. В соответствии с указом Правительствующего сената работник таможни получал 50% стоимости задержанных им товаров (за исключением суммы пошлины, которую должен был уплатить правонарушитель в случае официального оформления нелегально ввезенного им товара). А за задержание в течение одного года трех крупных партий контрабанды таможеннику дополнительно начислялся к пенсии еще и один год выслуги.

Надзиратели и контролеры таможни кроме жалования и премиальных получали и значительные доплаты — так называемые столовые и квартирные. В среднем они составляли еще 100 — 150% заработной платы. Согласно действовавшему в конце ХІХ — ХХ вв. таможенному законодательству служивые получали форменную одежду, летнюю и зимнюю обувь и вооружались саблями драгунского образца. Начиная с 70-х годов ХІХ в. при условии положительной характеристики по службе им на треть увеличивали оклад, а тем, кто прослужил свыше 10 лет, — еще на треть. Работники отдаленных от центров империи таможен имели еще одну существенную льготу: их дети согласно приказу министра финансов от 18 мая 1874 г. получали право обучаться за государственные средства в учебных заведениях центральных регионов страны.

Министерство финансов, местные органы власти, кроме таможенников, всячески поощряли так называемых доносителей (агентов, информаторов), которые сообщали руководящим структурам о фактах контрабанды и таможенного мошенничества. На финансирование доносителей выделялись значительные средства из бюджета. Приобщались к этому делу и городские органы. Так, бюджетом г. Киева на 1901 г. предусматривалось ассигнование в сумме 500 руб. на выявление контрабандного мяса. Эта крупная по тогдашнему курсу сумма была предназначена для поощрения лиц, информировавших городскую думу о незаконном ввозе в город из соседней Австро-Венгрии и Галичины значительных партий мяса.

И все же в структурированной и кадровой постановке таможенных органов имперской России было много проблем. Главная — распространение коррупции, которая насквозь пронизала таможенную систему. Особенно взяточничество и разные злоупотребления процветали на небольших таможнях и таможенных заставах, на что обращал внимание директор Департамента таможенных сборов Николай Качалов: «Особое внимание начальников... должно быть обращено на третьеклассные таможни, заставы и переходные пункты, в которых действует по большей части только один чиновник и где все основано на нравственных качествах этого лица, так что при неблагонадежности оного злоупотребления возможны в громадных размерах ...

Ежели же  несколько переходных пунктов или даже нижние чины нескольких постов решатся пропускать незаконным путем товары, то в самое короткое время государство может быть наводнено контрабандой».

Серьезной борьбе с контрабандой мешал не только человеческий фактор, но и примитивное материально-техническое обеспечение. Не хватало лошадей, средств связи. Телеграфом, телефоном и радиосвязью с центром в конце ХІХ в. были обеспечены только таможни первого класса. В то время в портовых таможнях, как, в принципе, и сейчас, не хватало собственных катеров и судов. Часть таможен работала в старых неприспособленных зданиях. Таможенная служба не имела собственного учебного заведения.

Серьезным недостатком тех таможен было, по мнению авторов, отсутствие на службе женщин во всех без исключения таможенных учреждениях и организациях. В этом аспекте Россия отставала от передовых государств Европы на десятки лет. И только 1 июля 1914 г., накануне Первой мировой войны, Государственная дума Российской империи приняла закон «О допущении лиц женского пола на службу в местные таможенные учреждения и об отпуске госказначейству средств на содержание в означенных учреждениях». Принятие этого акта было скорее вынужденным шагом, чем доброй волей или твердыми убеждениями в необходимости присутствия женщин на таможне. Такие коррективы внесла общая мобилизация мужчин в армию, которых следовало на службе в таможенных органах кем-то заменить. Однако женщины на таможне еще долго ощущали серьезные притеснения. Так, они, как и остальные женщины-госслужащие, не имели права занимать руководящие должности, а их работа ограничивалась в основном рядовыми и канцелярскими обязанностями. Напрасно, ведь представительницы прекрасного пола как натуры утонченные могли бы продемонстрировать на таможне не только ум, но и так называемое шестое чувство, логическое мышление, а временами и хитрость, женскую мудрость, взвешенность...

«Горячие линии»

Дата: 2 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00