Юридическая практика

Формирование налогового кредита по НДС по договорам о предоставлении услуг

С целью установления факта реального осуществления хозяйственной операции, формирования расходов для определения налогового кредита по НДС судами принимаются во внимание следующие обстоятельства: движение активов в процессе осуществления хозяйственной операции, наличие специальной налоговой правосубъектности участников хозяйственной операции, связь между фактом приобретения товаров (услуг) и хозяйственной деятельностью плательщика налога.


Суть правоотношений состоит в следующем.

Судами апелляционной и кассационной инстанций в определениях от 20.05.2014 г. по делу № К/800/66402/13 и от 21.11.2013 г. по делу № 810/1874/ 13-а поддержана позиция суда первой инстанции относительно отказа в удовлетворении исковых требований налогоплательщика.

Окружным административным судом в постановлении от 10.06.2013 г. указано следующее.

Налоговым органом проведена документальная внеплановая невыездная проверка налогоплательщика по вопросам соблюдения требований налогового и валютного законодательства при осуществлении финансово-хозяйственных взаимоотношений с контрагентом за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г., по результатам которой составлен акт проверки. Согласно этому акту установлены следующие нарушения: занижен НДС на общую сумму 91 283,17 грн.; к составу расходов на приобретение товаров (работ, услуг) безосновательно отнесены расходы, не связанные с выполнением поставок товаров (предоставлением услуг), вследствие чего занижен налог на прибыль на общую сумму 2855,01 грн.

На момент проведения проверки налоговым органом не установлено ни единого документального подтверждения причастности автомобилей к перевозке товара от плательщика к контрагенту, что свидетельствует о проведении контрагентом транзитных финансовых потоков, направленных на осуществление операций предоставления налоговой выгоды.

Взаимоотношения плательщика с контрагентом не вызывали реального наступления правовых последствий и имели признаки бестоварных операций.

При проверке налоговым органом установлено, что проведение операций по перевозке сыпучих строительных материалов контрагента не подтверждается с учетом реального времени их осуществления, местонахождения имущества, наличия трудовых ресурсов, производственно-складских помещений и другого имущества, экономически необходимых для осуществления деятельности, что свидетельствует об отсутствии необходимых условий для соответствующей хозяйственной, экономической деятельности, а также технического персонала, основных фондов, производственных активов, складских помещений и транспортных средств. Следовательно, при заключении сделки с плательщиком в части предоставления ему услуг по перевозке сыпучих материалов контрагент ставил целью не ее выполнение в соответствии с предусмотренными договором условиями, а предоставление налоговой выгоды третьим лицам с целью искусственного формирования для них налогового кредита по операциям, которые реально не осуществлялись, а были оформлены только документально.

Таким образом, налогоплательщиком безосновательно сформирован налоговый кредит за август 2011 г. по налоговым накладным, выписанным контрагенту, которые не могут рассматриваться как надлежащее подтверждение налогового кредита, поскольку эти налоговые накладные не имеют статуса юридически значимых.

При проверке налоговым органом установлено, что между плательщиком (заказчиком) и контрагентом (исполнителем) были заключены два договора о предоставлении услуг строительных машин и механизмов — от 22.07.2011 г. и от 01.08.2011 г.

Однако по требованию суда истцом не предоставлены предусмотренные договорами с контрагентом письменные заявки-заказы.

Истцом в суд предоставлены товарно-транспортные накладные в подтверждение выполнения заключенных договоров с контрагентом. При их исследовании выявлено отсутствие номера путевого листа, документов, следующих с грузом, подписи лица, разрешившего отпуск, подписи и ФИО водителя-экспедитора, принявшего товар, номера поручения, подписи грузополучателя, а также каких-либо сведений в графе «Транспортні послуги». Кроме того, в некоторых товарно-транспортных накладных отсутствуют сведения в графе «Вантажно-розвантажувальні операції».

В подтверждение ведения учета выдачи горюче-смазочных материалов за август 2011 г. плательщиком предоставлены ведомости такого учета, при исследовании которых выявлено отсутствие порядкового номера ведомости.

По требованию суда истцом не предоставлены другие доказательства осуществления транспортных услуг.

Давая правовую оценку отношениям, возникшим между сторонами, суд исходит из следующего.

Согласно п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым этого пункта.

Вместе с тем ст. 1 Закона о бух-учете определено, что первичный документ — это документ, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление. Если фактического осуществления хозяйственной операции не было, соответствующие документы не могут считаться первичными для целей ведения налогового учета даже при наличии всех формальных реквизитов таких документов, предусмотренных действующим законодательством.

Необходимость подтверждения хозяйственных операций первичными документами определена пунктами 1.2 и 2.1 Положения № 88.

Статьей 9 Закона о бухучете установлены требования к первичным документам, являющимся основанием для бухгалтерского и налогового учета.

Из изложенного следует, что для подтверждения данных налогового учета могут приниматься во внимание только первичные документы, составленные при фактическом осуществлении хозяйственной операции.

Вместе с тем при отсутствии факта приобретения товаров или услуг либо в случае если приобретенные товары или услуги не предназначены для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога, соответствующие суммы не могут включаться в состав расходов для целей обложения налогом на прибыль или в состав налогового кредита по НДС даже при наличии формально составленных, но недостоверных документов или уплаты денежных средств.

Приказом № 488 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) утверждены типовые формы первичного учета работы грузового автомобиля и их обязательное применение всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности.

Перевозка грузов регламентируется Законом об автотранспорте и Правилами № 363. В соответствии с требованиями этих законодательно-нормативных актов для выполнения услуги составляется договор автоперевозки в письменной форме (для одной или нескольких перевозок). Перевозчик и отправитель груза при необходимости для осуществления систематических перевозок могут заключить долгосрочный договор.

Согласно Правилам № 363 основанием для проведения расчетов за выполненные услуги являются надлежащим образом оформленные путевые листы вместе с товарно-транспортными накладными, а в случае использования автомобиля, работа которого оплачивается исходя из времени его работы у заказчика, — только путевые листы.

Перевозка грузов сопровождается составлением товарно-транспортных накладных, квитанций и т. п., которые оформляются отправителем груза. Предприятие-автоперевозчик выписывает путевой лист.

В соответствии с пп. 139.1.9 п. 139.1 ст. 139 Налогового кодекса не включаются в состав расходов, в частности, расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и начисления налога.

То есть получение и реализация товаров, работ, услуг должны подтверждаться соответствующими накладными на выдачу материальных ценностей, налоговыми и товарно-транспортными накладными, доверенностями на получение товара, актами и другими документами, которые предусматриваются договорами и составляются в ходе их выполнения. Отсутствие указанных документов свидетельствует о том, что стоимость таких ценностей не может быть отнесена к валовым расходам.

Вместе с тем, как указывалось судом, решение о доначислении обязательства по налогу на прибыль и по НДС принято налоговым органом в связи с неподтверждением реальности осуществленных хозяйственных операций и отсутствием необходимых первичных бухгалтерских документов, а не в связи с нарушением в оформлении документов.

С целью установления факта реального осуществления хозяйственной операции, формирования расходов для целей определения налогового кредита по НДС судом исследованы следующие обстоятельства: движение активов в процессе осуществления хозяйственной операции, наличие специальной налоговой правосубъектности участников хозяйственной операции, связь между фактом приобретения товаров (услуг) и хозяйственной деятельностью плательщика налога. Вследствие изучения предоставленных документов подтверждено отсутствие квалифицированного персонала, основных фондов у контрагентов плательщика и возможности выполнения ими заключенных с истцом договоров.

Судом также принято во внимание, что об отсутствии факта осуществления хозяйственной операции могут свидетельствовать, в частности, следующие обстоятельства: результаты, отраженные в данных налогового учета кого-нибудь из участников хозяйственной операции, фактически не наступили вследствие отсутствия соответствующих действий кого-нибудь из участников такой операции (отражение получения услуг без их фактического предоставления). Суд учитывает также, что актом проверки контрагента истца установлено отсутствие трудовых ресурсов, складских помещений, производственных мощностей для осуществления какого-либо вида деятельности.

Принимая во внимание достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42