Статьи

Механизмы децентрализации

Правительство планирует изменить модель межбюджетных отношений с регионами.

Соответствующий документ — проект закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно бюджетной децентрализации)» (регистрационный № 4435а) зарегистрирован в парламенте 8 августа 2014 г. Впрочем, в повестку дня народных избранников эта обещанная властью и ожидаемая обществом реформа пока не попала. Министр финансов Украины Александр Шлапак надеется: если в ближайшее время за законопроект проголосуют, главную смету страны на следующий год можно будет сформировать на новой базе межбюджетных отношений.


Среди основных направлений реформирования — обеспечение бюджетной автономии и финансовой самостоятельности местных бюджетов; стимулирование к объединению и формированию платежеспособных территориальных общин; закрепление за местными бюджетами стабильных источников доходов и расширение доходной базы местных бюджетов; децентрализация расходных полномочий и четкое распределение компетенций, сформированное по принципу субсидиарности; новые виды трансфертов и усиление ответственности профильных министерств за реализацию государственной политики в соответствующих отраслях; определение нового механизма бюджетного регулирования и выравнивания.

Бюджетная автономия

«При условии принятия наших предложений местные общины смогут самостоятельно формировать собственные бюджеты, не ожидая формирования центрального, как это делается сегодня, — прокомментировал инициативу Александр Шлапак. — Единственное условие, которое мы ставим, — чтобы бюджеты были сформатированы до 25 декабря текущего года».

Расширяются доходные источники, база администрирования и предоставления права органам местного самоуправления регулировать ставки местных налогов и сборов в рамках, определенных Налоговым кодексом.

Еще одна правительственная новация: предоставить бюджетным учреждениям право выбора где обслуживаться — в казначействе или коммерческом банке. На такой эксперимент члены правительства решили пойти, принимая во внимание серьезную дискуссию по поводу преимуществ и недостатков обеих форм обслуживания.

Стимулирование общин к объединению

Область — район — распорядители бюджетных средств низшего уровня... Такую «трехэтажную» иерархию отменят. Система межбюджетных отношений в разрезе регионов будет двухуровневой: первый уровень — это области, второй — города областного значения, районы и объединенные общины. Что касается последних, то общины, которые смогли объединиться между собой и имеют численность населения не менее 5 тыс.  человек, получат такие же полномочия, как и города областного значения. Иначе говоря, смогут вступать в прямые межбюджетные отношения с центром. Следует помнить: для того чтобы начать обслуживаться непосредственно из центрального бюджета, объединиться нужно до 15 октября года, предшествующего плановому.

Доходы местных бюджетов

Как и раньше, основным источником поступлений на территории будет НДФЛ. Однако для существенного повышения способности местных бюджетов будет использоваться еще ряд важных ресурсов. «Прежде всего это 10% налога на прибыль (ресурс более чем 4 млрд. грн.), это плата за предоставление административных услуг, это 100% государственной пошлины», — уточнил министр. Также правительство предлагает оставлять на местах 80% экологического налога, поскольку он имеет выраженный региональный оттенок. Нынче, напомним, на места идет только 35% этого налога. По словам члена правительства, в качестве местного платежа планируется ввести сбор с розничной продажи подакцизных товаров, причем каждая местная община самостоятельно будет устанавливать размер такого сбора.

Облагать налогом по-новому собираются и недвижимость, добавив к действующей базе налогообложения коммерческое (нежилое) имущество: офисные и торговые центры, другие коммерческие площади. Денежные средства в виде этого налога также будут оставаться там, где собираются.

Весь вышеупомянутый ресурс поможет увеличить способность местных бюджетов почти на 16 млрд. грн. «Мы стараемся передать на региональный уровень полностью или частично те налоги, администрирование которых во многом зависит от местной власти. Например, налоговая милиция не сможет эффективно бороться с контрафактной продажей сигарет и алкоголя на местах, пока этим не займется местная власть, которая должна быть заинтересована в поступлении части средств от реализации подакцизных товаров в ее карман», — подчеркнул Александр Шлапак.

Децентрализация расходных полномочий

Кроме уже делегированных местным властям полномочий, под их контроль планируется передать еще около 900 объектов. Речь идет, в частности, об образовательных учреждениях І — ІІ уровней аккредитации, а также специальных школах, учреждениях, связанных с медициной, физкультурой, спортом.

Новые виды межбюджетных трансфертов

В отличие от существующей системы с базовой дотацией (или дотацией выравнивания) и дополнительной, изменениями в Бюджетный кодекс предусмотрено существование новых видов межбюджетных трансфертов. Кроме базовой дотации, вводится ряд таких субвенций: образовательная, субвенция на подготовку рабочих кадров, медицинская, субвенция на обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ. Эти средства будут передаваться местным бюджетам по специальным формулам, которые будут рассчитываться в профильных министерствах и ведомствах, а не в Минфине, как это делается сегодня. «Проблема заключается в том, что политику в образовательной сфере осуществляет Мин-образования, а финансовое обеспечение по формуле рассчитывает Минфин. И эти две вещи, к сожалению, никак не сходятся. Практически почти каждый год мы не можем справиться с тем, какая же политика разрабатывается и подкреплена ли она финансовыми ресурсами», — обосновывает необходимость реформ руководитель министерства. По его словам, с появлением отраслевых субвенций ситуация изменится.

Выглядеть это будет приблизительно так: Минфин предоставляет Минобразования почти 140 млрд. грн. вместе с расчетом формулы выделения денежных средств на одного ученика-студента, а Минобразования, в свою очередь, самостоятельно определяет, как содержать сеть учебных заведений, где нужно оптимизировать расходы, а где, наоборот, увеличить их, например, на введение дополнительных иностранных языков в школах.

Система выравнивания

Все субъекты межбюджетных отношений будут разделены на три категории. К первой будут относиться те, у которых индекс налогоспособности (объем поступлений соответствующего налога на одного жителя к среднему значению по Украине) больше 1,1. По подсчету специалистов Минфина, под этот критерий подпадают 6 областных бюджетов, 70 бюджетов городов областного значения, 26 районных. На них будет распространяться действие реверсной дотации — изъятие лишних поступлений, но в объеме не 100%, как было раньше, а только половины. Остальные денежные средства эти немного богаче других территории смогут направить на собственное развитие.

Для второй категории субъектов межбюджетных отношений с коэффициентом 0,9 — 1,1 дотационный уровень не изменится. Что касается третьей с коэффициентом меньше 0,9 (а это 3 областных бюджета, 39 бюджетов городов областного значения и 25 районных), то для них базовая дотация будет равна 80% до обеспечения достижения уровня 0,9. «Что это означает? По убеждению Минфина, существующая сегодня структура межбюджетных отношений, когда у более платежеспособных регионов забиралось все, а неплатежеспособным добавлялось ровно все для сбалансирования своих бюджетов, — продукт советского патернализма. Такой системы не существует нигде в мире. Мы же хотим заинтересовать местную власть в наполнении бюджетов, как это делается в Польше, Германии, стимулировать зарабатывать и надеяться в основном на собственные силы», — объяснил высокопоставленный чиновник арифметику ведомства.

Эффект от нововведений

В 2013 г. ресурс местных бюджетов (доходы вместе с трансфертами) составил 208,7 млрд. грн., до конца текущего года составит 222,3 млрд. грн., в 2015 г. — 242,2 млрд. грн. при существующем законодательстве и 261,0 млрд. грн. — при условии принятия предложенных правительством изменений. Эффект очевиден: плюс 20% к показателю этого года.

«Мы осознаем, что это только первый шаг в межбюджетных отношениях, но для нас очень важно, что он меняет философию практически по всем направлениям — с точки зрения и самодостаточности местных бюджетов, и отношений местного бюджета с профильными управляющими министерствами в центре, и возможности формирования бюджетов независимо от центрального», — отметил Александр Шлапак. По его мнению, альтернативы такому движению для Украины нет. А получит ли законопроект поддержку в парламенте, узнаем уже в ближайшее время.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42