Оплата труда

Начисление и уплата военного сбора

Законом № 1621 подраздел 10 раздела ХХ «Другие переходные положения» Налогового кодекса дополнен п. 161, которым временно, до 01.01.2015 г., введен военный сбор (далее — сбор). Согласно п. 1.1 этого пункта плательщиками сбора являются лица, определенные п. 162.1 ст. 162 Кодекса, а именно: физические лица — резиденты (нерезиденты), которые получают доходы из источника их происхождения в Украине, и налоговые агенты.


Объект обложения и ставка сбора

Объектом обложения сбором, в частности, являются доходы в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам (п. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса).

В соответствии со ст. 3 КЗоТ к трудовым отношениям относятся отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.

Трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом либо физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган либо физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон (абзац первый ст. 21 КЗоТ).

Определение понятия заработной платы приведено в части первой ст. 94 КЗоТ и ст. 1 Закона об оплате труда, а именно: это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Статьей 2 этого Закона определена структура заработной платы, в состав которой входят основная и дополнительная заработная плата и другие поощрительные и компенсационные выплаты.

Основная заработная плата — это вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности). Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих.

Дополнительная заработная плата — это вознаграждение за работу сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных задач и функций.

Другие поощрительные и компенсационные выплаты — это выплаты, к которым относятся выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, которые не предусмотрены актами действующего законодательства или которые производятся сверх установленных указанными актами норм.

Вместе с тем следует заметить, что формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральной и отраслевыми (региональными) соглашениями (ст. 97 КЗоТ).

Использование труда физических лиц (выполнение работ, предоставление услуг) может осуществляться как на основании заключенного трудового договора (контракта), так и на основании гражданско-правового договора.

Так, согласно статьям 837 и 901 Гражданского кодекса по договору подряда/договору о предоставлении услуг, которые являются разновидностью гражданско-правовых договоров, одна сторона (подрядчик/исполнитель) обязуется выполнить работу/предоставить услугу, а другая сторона (заказчик) — оплатить выполнение указанной работы/услуги, что в пределах бухгалтерского учета подтверждается первичными документами, в частности актами выполненных работ (актами приемки-передачи).

Кроме того, следует отметить, что нормы п. 142.1 ст. 142 Налогового кодекса предусматривают состав расходов плательщика налога, в которые включаются расходы на оплату труда физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком (далее — работники), включающие начисленные расходы на оплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров, работ, услуг; расходы на оплату авторского вознаграждения и за выполнение работ, услуг согласно договорам гражданско-правового характера; любая другая оплата в денежной или натуральной форме, установленная по договоренности сторон (кроме сумм материальной помощи, освобождаемых от налогообложения согласно нормам раздела IV этого Кодекса).

То есть под объект обложения военным сбором подпадает доход, начисляемый налогоплательщику в связи с отношениями трудового найма на основании заключенных трудовых договоров (контрактов) и на основании гражданско-правовых договоров.

Согласно пп. 1.3 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса ставка сбора составляет 1,5% объекта налогообложения, определенного пп. 1.2 этого пункта.

Начисление, удержание и уплата сбора в бюджет

В соответствии с пп. 1.4 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 этого Кодекса, по ставке, определенной пп. 1.3 этого пункта.

 В частности, пп. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удержать сбор из суммы такого дохода за его счет.

 Кроме того, порядок уплаты (перечисления) сбора в бюджет определен п. 168.4 ст. 168 вышеуказанного Кодекса, в соответствии с пп. 168.4.1 которого сбор, удержанный из доходов резидентов и нерезидентов, зачисляется в бюджет согласно Бюджетному кодексу.

Так, часть вторая ст. 29 Бюджетного кодекса дополнена п. 12, которым предусмотрено, что к доходам общего фонда Государственного бюджета Украины относится военный сбор, уплачиваемый (перечисляемый) согласно п. 161 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса (ст. 2 Закона № 1621).

В соответствии с пунктами 4 и 5 ст. 45 Бюджетного кодекса налоги и сборы (обязательные платежи) и другие доходы государственного бюджета зачисляются непосредственно на единый казначейский счет и не могут аккумулироваться на счетах органов, которые контролируют взимание поступлений бюджета (за исключением учреждений Украины, функционирующих за рубежом). При этом налоги и сборы (обязательные платежи) и другие доходы государственного бюджета признаются зачисленными в государственный бюджет со дня зачисления на единый казначейский счет.

Вместе с тем ст. 64 Бюджетного кодекса определено, что налог на доходы физических лиц налоговым агентом — юридическим лицом (его филиалом, отделением, другим обособленным подразделением) либо представительством нерезидента — юридического лица зачисляется в соответствующий бюджет по их местонахождению (расположению) в размерах налога, начисленного на доходы, которые выплачиваются физическому лицу.

Кроме того, согласно пп. 168.4.3 п. 168.4 ст. 168 Налогового кодекса суммы налога на доходы, начисленные обособленным подразделением в пользу физических лиц, за отчетный период перечисляются в соответствующий бюджет по местонахождению такого обособленного подразделения. При этом налог на доходы, начисленный работникам неуполномоченного обособленного подразделения, юридическое лицо перечисляет в местный бюджет по местонахождению такого неуполномоченного обособленного подразделения.

Однако вышеуказанная норма регламентирует порядок перечисления налога на доходы физических лиц в местный бюджет, а поскольку сбор зачисляется в государственный бюджет, приведенная в абзаце втором пп. 168.4.3 п. 168.4 ст. 168 Налогового кодекса норма не может быть применена для военного сбора.

Таким образом, юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение, уполномоченное начислять (предоставлять, выплачивать) доходы) перечисляет военный сбор как за себя, так и за неуполномоченное обособленное подразделение в бюджет по своему месту расположения.

При этом следует обратить внимание, что согласно пп. 168.1.2 п. 168.1 ст. 168 Налогового кодекса налог уплачивается (перечисляется) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом. Банки принимают платежные документы на выплату дохода только при условии одновременного представления расчетного документа на перечисление этого налога в бюджет.

Следовательно, при приеме платежных документов на выплату доходов в пользу налогоплательщиков банки должны соблюдать нормы пп. 168.1.2 вышеуказанного пункта относительно одновременного представления расчетного документа на перечисление в бюджет военного сбора.

Ответственность

Согласно п. 1.5 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса ответственными за удержание (начисление) и уплату (перечисление) сбора в бюджет являются лица, определенные в ст. 171 этого Кодекса, в частности лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) в бюджет сбора с доходов в виде заработной платы, является работодатель, который выплачивает такие доходы в пользу плательщика налога, а из других доходов — налоговый агент.

Кроме того, в соответствии с п. 1.6 п. 161 подраздела 10 Налогового кодекса плательщики сбора, в частности работодатели и налоговые агенты, обязаны обеспечивать выполнение налоговых обязательств в форме и способом, определенными ст. 176 Налогового кодекса.

Функции налогового агента по обеспечению выполнения им налоговых обязанностей детализированы в п. 176.2 ст. 176 Налогового кодекса, а именно — своевременно и полностью начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) в бюджет сбор с дохода, выплачиваемого в пользу плательщика налога и облагаемого налогом до или во время такой выплаты за ее счет, представлять в сроки, установленные этим Кодексом для налогового квартала, налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также суммы удержанного с них налога (форма № 1ДФ) в контролирующий орган по месту своего расположения.

«Горячие линии»

Дата: 19 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00