Статьи

Бизнес-климат сам по себе не улучшится

Ни для кого не секрет, что в рейтингах легкости ведения бизнеса Украина занимает далеко не первые места. Одна из  главных причин этого — крайняя зарегулированность нашей экономики. И естественно, что мировыми лидерами в данном аспекте являются страны, где бизнесу предоставлена максимальная свобода.


В нашем государстве эту проблему стараются решить уже давно. Еще 10 лет назад был принят Закон Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Председатель общественной организации «Днепропетровский координационно-экспертный центр по вопросам регуляторной политики» Алексей Литвинов утверждает, что прописан он довольно неплохо, однако так и не заработал на полную силу. Очень часто положения Закона выполняются только для видимости, а кое-где (особенно в регионах) наблюдаются прямые его нарушения.

Эксперты провели мониторинг выполнения законодательства в сфере регуляции. Директор по научной и экспертной работе Института общественной экспертизы Алексей Андреев утверждает, что даже регламент Верховной Рады Украины не совсем соответствует принципам регуляторной политики. Закон обязывает обосновывать необходимость принятия регуляторных актов, обнародовать их альтернативы, просчитывать последствия их введения, однако делается это не всегда. Так же часто не прогнозируется эффективность решений, не публикуются ожидаемые размеры поступления денежных средств в бюджет, возможных потерь, которым подвергаются субъекты хозяйствования, а также пути их компенсации. Например, не было оформлено надлежащим образом принятие при бывшей власти диктаторских законов 16 января, которые, бесспорно, относятся к регуляторным. Их, конечно, отменили. Однако даже сейчас введение закона о санкциях против России, принятого недавно, не было прописано правильно, причем в пояснительной записке почему-то указано, что это не регуляторный акт.

В настоящее время Кабинет Министров Украины более старательно соблюдает законодательство, однако ему приходится иметь дело с законами, принятыми в парламенте с нарушениями, и издавать на их основе подзаконные акты. Центральный орган в сфере регуляторной политики — Государственная регуляторная служба Украины, имеет право приостанавливать действие нормативных актов. Однако она подчинена правительству, что мешает ей полностью реализовать свой потенциал.

Наибольшее количество нарушений наблюдается в органах местного самоуправления. Отчасти решения принимаются не публично, и общественность не может влиять на это. Хотя следует отметить, что довольно часто бизнес-ассоциации не очень активны и даже не пытаются сотрудничать с властью при разработке регуляторных актов. Также ощущается нехватка квалифицированных кадров и частые ротации персонала, что не лучшим образом сказывается на качестве документации. Кое-где чиновники просто не знают, как нужно оформить тот или иной акт. Конечно, прокуратура имеет право контролировать деятельность власти, однако не всегда прибегает к этому.

Всего в рамках мониторинга было проанализировано более 100 регуляторных актов. Результаты не очень утешительны.

«Основной вывод, который можно сделать: большинство документов органов исполнительной власти и местного самоуправления — неэффективны, — отметил руководитель Сумской общественной организации «Молодежь и предпринимательство» Богдан Мосунов. - Из 40 баллов, по которым мы оценивали эффективность, они набирают максимум 12,5. Это свидетельствует о том, что в этих органах не соблюдают принципы регуляторной политики».

Чаще всего органы власти или формально выполняют законодательство, или ищут пути, чтобы обойти его. И никакая ответственность за эти нарушения не предусмотрена, хотя еще в 2010 г. ее планировали ввести и даже подготовили соответствующий законопроект. Специалисты настаивают на его принятии, а еще предлагают усилить полномочия Государственной регуляторной службы Украины в части приостановления действия регуляторных актов, которые нарушают законодательство.

Целесообразно было бы ввести прокурорский надзор за деятельностью чиновников. Кроме того, необходимо создать единый государственный реестр регуляторных актов. В него будут попадать только документы, прошедшие проверку на соответствие требованиям законодательства, а остальные просто будут признаны недействительными. Важен и общественный контроль, поэтому следует позволить представителям бизнеса вносить предложения и замечания к законодательным актам.

Прозрачная и взвешенная регуляторная политика — залог экономического развития. И для достижения этой цели власть, бизнес и неправительственные организации должны объединить усилия. 


Тарас АНДРИЕВСКИЙ

 

Председатель общественной организации «Днепропетровский координационно-экспертный центр по вопросам регуляторной политики» Алексей ЛИТВИНОВ:

«В течение десяти лет Закон Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» так и не заработал на 100%. Уровень выполнения его требований значительно снизился. Государственные органы отчитываются, что регуляторная политика выполняется на 99%, но почему же тогда у нас такой негативный бизнес-климат, почему предприятия сворачивают деятельность, почему не развивается малый и средний бизнес? В этом большая вина и государственной власти, и предпринимателей, и общественных организаций.

Контроль за осуществлением регуляторной политики не был у прокуратуры в приоритете. Если бы она обеспечивала систематический надзор за соблюдением всех процедур, наверное, органы власти были бы вынуждены консультироваться с общественностью. Одна из рекомендаций — чтобы Генпрокуратура и органы прокуратуры до конца нынешнего года инициировали системный контроль за деятельностью органов власти, и прежде всего — органов местного самоуправления. Министерства и ведомства в подавляющем большинстве выполняют Закон, а на уровне местного самоуправления его требования, а также пожелания и замечания от общественности просто игнорируются. Хотя уже есть практика, когда, например, в Новомосковском районе органы прокуратуры отменили около 50 решений местной властипреимущественно касающихся ставок единого налога, который наполняет местный бюджет и позволяет предпринимателям работать.

В течение 10 лет в Закон было внесено много изменений. Часть полномочий (относительно деятельности Нацбанка Украины, установления тарифов и многих других сфер) выведена из-под его действия. Сократилось и время обжалования нормативно-правовых актовс 12 до 6 месяцев, а в финансовой сфередо 1 месяца.

 Одним из шагов, который оживил бы регуляторную среду, является разработка и принятие закона «О едином государственном реестре регуляторных актов». В такой реестр автоматически будут вноситься нормативные акты и проверяться на соответствие требованиям и принципам государственной регуляторной политики. Если документ пройдет проверку, то будет включен в реестр и вступит в силу, если нетбудет считаться недействительным. А если эта база данных будет в электронном виде, мы всегда сможем узнать, почему необходим этот документ, какую проблему он решает, какие рассмотрены альтернативы и из каких соображений от них отказались. В конце концов, достигает ли он целей, спрогнозированных в ходе его принятия. С помощью такого реестра можно решить все или почти все недостатки.

Однако и предприниматели не должны стоять в стороне, а объединяться, формировать повестку дня и выносить ее перед кандидатами в народные депутаты, вносить в программу действий правительстваделать все, чтобы их услышали. Нужно создавать законопроекты и лоббировать их принятие. Вместо них этого никто не сделает, а бизнес-климат сам по себе не исправится»

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42