Статьи

Брейк-данс на автотрассах

Когда в Украине будут дороги европейского качества?

По оценкам специалистов, в Украине — около 170 тыс. км автомобильных трасс, свыше 16 тыс. мостов и путепроводов, более 955 тыс. дорожных знаков и 1,2 млн. единиц направляющих столбиков, около 7 млн. погонных метров различного типа ограждений и других средств организации дорожного движения. Чтобы привести это хозяйство в надлежащее эксплуатационное состояние, необходимо в течение 15 лет проводить реформы, обеспечив ритмичное финансирование отрасли в объеме 30 — 40 млрд. грн. в год.


Работы — непочатый край 

В Государственном агентстве автомобильных дорог Украины (Укравтодор) заявляют, что около 90% отечественных автодорог требуют проведения капитального ремонта или реконструкции в целом. Это связано с тем, что большая часть украинской дорожной сети была построена около 30 — 40 лет тому назад в соответствии с  техническими требованиями и из расчета нагрузок того времени.

Современный же рост количества автотранспорта и его грузоподъемности требует использования других технологий и материалов, которые позволят существенно увеличить прочность и несущую способность дорог.

На традиционный в таких случаях вопрос об источниках финансирования председатель Государственного агентства автомобильных дорог Украины Сергей Пидгайный заявляет, что необходимо создать защищенный Государственный дорожный фонд, а также привлечь дополнительные инвестиции, в частности усилить сотрудничество с международными финансовыми организациями и реализовывать концессионные проекты. Все это предусмотрено новой редакцией Концепции реформирования дорожного хозяйства.

Можно ожидать, что в перспективе полноценное формирование фонда за счет денежных средств от акцизного сбора за импортируемые или произведенные на территории Украины нефтепродукты, нескольких видов пошлин и части платежей, связанных с первой регистрацией транспортных средств, даст мощный импульс сохранению и развитию дорожной сети.

Что касается автомобильных дорог местного значения, то, по мнению Сергея Пидгайного, децентрализованная модель дорожного хозяйства позволит территориальным общинам прежде всего восстановить автотрассы, имеющие приоритетное значение для их населенных пунктов.

«Местная власть лучше центральной знает о проблемах и потребностях жителей городов, сел и поселков, а следовательно, первоочередные направления ресурсов будет определять более целесообразно», — подчеркнул руководитель Укравтодора.

Ремонт и эксплуатационное содержание автомобильных дорог местного значения и в дальнейшем будут финансироваться из госбюджета в качестве субвенций. Распределение денежных средств между регионами будет происходить по специальной методике, в основе которой — расчеты с учетом характеристики дорог местного уровня: протяженность, категорийность, количество полос движения и его интенсивность.

На пути к инвестиционной привлекательности

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) готов начать подготовку к реализации третьего инфраструктурного проекта в Украине — ремонт участка от г. Полтавы до г. Харькова автомобильной дороги М 03 Киев — Харьков — Должанское, строительство обхода г. Решетиловки и развязки в с. Бутенках. Международная финансовая организация планирует выделить 800 млн. дол. США.

По мнению начальника Управления международного сотрудничества и инвестиций Укравтодора Терезии Бабич, два общих проекта, которые уже реализуются в Украине, — Проект улучшения автомобильных дорог и безопасности движения (улучшение транспортно-эксплуатационного состояния и безопасности дорожного движения на участке от г. Борисполя до г. Лубен международной автомобильной дороги М 03 Киев — Харьков — Должанское) и Второй проект улучшения автомобильных дорог и безопасности движения (улучшение транспортно-эксплуатационного состояния и безопасности дорожного движения на участке от г. Лубен до г. Полтавы международной автомобильной дороги М 03 Киев — Харьков — Должанское), доказали МБРР эффективность инвестирования в украинскую экономику. 

«В этом году был достигнут самый высокий уровень выборки кредитных денежных средств по всем проектам — более 30%, а это значительный прогресс по сравнению с прошлыми годами», — отметила Терезия Бабич.

Строительство дорог в рамках государственно-частного партнерства (концессии) предусматривает возврат инвестиций концессионеру за счет взимания платы за проезд, а также за доступ и эксплуатацию объектов дорожного сервиса, придорожной инфраструктуры, размещения рекламы, логистических центров и современных линий связи вдоль трассы. Пилотный проект «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги Львов — Краковец» должен определить уровень заинтересованности потенциальных инвесторов и целесообразность воплощения концессионных проектов в Украине.

По ее словам, наше государство среди ряда стран Восточного региона и Центральной Азии по темпам выборки занимает шестое место, а доля транспортной отрасли в инвестиционном портфеле МБРР в Украине достигает около 25% и имеет тенденцию к увеличению.

Рост кредитования и инвестирования дорожной отрасли международными финансовыми организациями специалисты ожидают в ближайшей перспективе.

Будущее — за концессией

Укравтодор совместно с международным консультантом ООО «Ежіс Україна» завершает разработку конкурсной документации на определение концессионера для реализации первой очереди пилотного концессионного проекта «Строительство и эксплуатация новой автомобильной дороги Львов — Краковец». Специалисты Укравтодора уже передали техническую документацию под строительство Службе автомобильных дорог во Львовской области, осуществили финансово-экономическое обоснование целесообразности воплощения проекта и разработали финансовую модель его реализации. Запланированный срок концессии будет составлять 49 лет, в том числе этап строительства — 4 года и этап оперирования — 45 лет.

Экономическая модель проекта предусматривает нулевое участие государства в финансировании капитальных расходов строительства. Плата за проезд по концессионной автомобильной дороге будет зачисляться в специальный фонд госбюджета, а уже оттуда будут вестись расчеты с концессионером — возмещаться расходы на строительство и оплачиваться надлежащая эксплуатационная готовность автомобильной дороги.

По условиям конкурсной документации к участию в конкурсе будут привлекаться только компании или группы компаний, имеющие значительный опыт реализации концессионных проектов, в частности их успешного финансового закрытия, а также опыт строительства и эксплуатации автомобильных дорог, что будет гарантировать качественное выполнение работ.

«Горячие линии»

Дата: 2 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00