Налог на имущество

Исчисление и уплата платы за землю

Недавно ГФС Украины была проведена «горячая» телефонная линия на тему «Исчисление и уплата платы за землю» при участии Екатерины ГРИВНАК, заместителя начальника отдела платы за землю с юридических лиц и местных налогов и сборов Управления местных налогов и сборов, платы за землю Департамента налогообложения объектов и операций. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, поставленные во время проведения телефонной линии.

Земельный налог за несельскохозяйственные угодья, расположенные за пределами населенного пункта

Банк является залогодержателем земельных участков, являющихся землями сельскохозяйственного назначения с целевым использованием — для ведения производственной деятельности, вид угодий — под зданиями и дворами. Как правильно определить налоговое обязательство по земельному налогу за такие земельные участки, расположенные за пределами населенного пункта?


Согласно ст. 22 Земельного кодекса Украины (далее — Земельный кодекс) к землям сельскохозяйственного назначения относятся как сельскохозяйственные (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и перелоги), так и несельскохозяйственные угодья, в частности, земли под хозяйственными зданиями и дворами.

Налоговым кодексом Украины (далее — Налоговый кодекс) установлен порядок платы за использование земельных ресурсов в зависимости от того, установлена или не установлена их нормативная денежная оценка, а ставки земельного налога определены отдельно для различных категорий земель и целевого назначения в зависимости от местонахождения земельных участков (в пределах или за пределами населенного пункта).

 Для земельных участков, нормативная денежная оценка которых установлена (независимо от местонахождения), ст. 274 Налогового кодекса определена общая ставка налога — 1% нормативной денежной оценки. Исключением являются сельскохозяйственные угодья, земельные участки, предоставленные на землях лесохозяйственного назначения, и земельные участки, указанные в ст. 276 этого Кодекса.

 Для несельскохозяственых угодий, расположенных за пределами населенного пункта, нормативная денежная оценка которых не проведена, и занятых хозяйственными зданиями (сооружениями), Налоговым кодексом определена отдельная ставка обложения земельным налогом — с 1 га уплачивается 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области.

Следовательно, в вышеуказанном случае за земельные участки, которые являются землями сельскохозяйственного назначения (не являются сельскохозяйственными угодьями) и расположенные за пределами населенного пункта, налог будет исчисляться по ставке 1% нормативной денежной оценки земельного участка, если такая оценка проведена, а если такой оценки нетпо ставке 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области.

Уплата налога за земельный участок под проданным зданием

Организация, которая полностью содержится за счет средств местного бюджета, отчуждает (продает) здание. При этом земельный участок, на котором расположено здание, находится в постоянном пользовании организации. Должна ли организация уплачивать земельный налог за земельный участок под зданием?


В соответствии со статьями 269 и 270 Налогового кодекса плательщиками земельного налога являются собственник земельных участков и постоянные землепользователи, а объектами налогообложения — земельные участки, которые находятся в собственности или предоставлены в постоянное пользование. Основанием для начисления земельного налога являются данные Государственного земельного кадастра.

Статьей 282 вышеуказанного Кодекса определены льготы по уплате налога для юридических лиц. Так, от земельного налога освобождаются органы государственной власти и органы местного самоуправления, органы прокуратуры, заведения, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного и местных бюджетов.

 При этом если плательщики налога, пользующиеся льготами по уплате этого налога, предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог за такие земельные участки и земельные участки под зданиями, сооружениями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории (п. 284.3 ст. 284 Налогового кодекса). Эта норма не распространяется на бюджетные учреждения при предоставлении ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям, дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям независимо от форм собственности и источников финансирования.

Следовательно, организация, которая полностью содержится за счет средств местного бюджета, освобождается от уплаты земельного налога, кроме случаев, когда она предоставляет в аренду отдельные здания, сооружения или их части (за исключением вишеперечисленных учреждений). Другие нормы относительно налогообложения земельных участков для бюджетных учреждений и организаций Налоговым кодексом не предусмотрены.

 Вместе с тем согласно п. 287.6 ст. 287 этого Кодекса при переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Поэтому в данном случае лицо, которое приобрело здание, является плательщиком земельного налога в соответствии с п. 287.6 ст. 287 Налогового кодекса.

Вместе с тем субъектам хозяйствования следует помнить об обязанности использования земельных участков согласно условиям предоставления и целевого назначения. Получение другим лицом права собственности на здание или сооружение, расположенное на земельном участке, является основанием для прекращения права пользования земельным участком.

Сроки давности для начисления налоговых обязательств

За какой период контролирующие органы имеют право начислить налоговые обязательства, если предприятие не представляло налоговые декларации по плате за землю более 1095 дней?


Сроки давности и особенности их применения определены ст. 102 Налогового кодекса.

Контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 этой статьи, имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных Кодексом, не позднее окончания 1095 дня, наступающего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была представлена позднее, — за днем ее фактического представления.

В случае представления плательщиком налога уточняющего расчета к налоговой декларации контролирующий орган имеет право определить сумму налоговых обязательств по такой налоговой декларации в течение 1095 дней со дня представления уточняющего расчета.

Пунктом 102.2 ст. 102 Налогового кодекса установлено, что денежное обязательство может быть начислено, или производство по делу о взыскании такого налога может начаться без соблюдения срока давности, если, в частности, налоговая декларация за период, в течение которого возникло налоговое обязательство, не была представлена.

Таким образом, плата за землю юридическому лицу, не представлявшему налоговые декларации более 1095 дней, начисляется контролирующим органом с периода, в котором возникло налоговое обязательство.

Уплата земельного налога при переходе на упрощенную систему налогообложения

Предприятием, которое является собственником земельного участка, была представлена в установленном порядке налоговая декларация по земельному налогу на текущий год. Со временем было принято решение о переходе с IV квартала текущего года на упрощенную систему налогообложения и подано соответствующее заявление.  Должно ли предприятие уплачивать земельный налог до конца текущего года, ведь согласно ст. 297 Налогового кодекса плательщики единого налога освобождены от уплаты земельного налога?


Да, плательщики единого налога согласно нормам п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления отчетности по земельному налогу при условии использования ими земельного участка для осуществления хозяйственной деятельности.

 Вместе с тем п. 286.3 ст. 286 этого Кодекса установлено, что плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют в соответствующий контролирующий орган по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по установленной форме с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций.

Плательщик платы за землю имеет право представлять ежемесячно отчетную налоговую декларацию, что освобождает его от обязанности представления налоговой декларации, не позднее 20 февраля текущего года, в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

 Согласно п. 287.3 ст. 287 Налогового кодекса налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, который равен календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Пунктом 49.18 ст. 49 Налогового кодекса определено, что налоговые декларации за базовый отчетный (налоговый) период, который равен календарному месяцу, представляются в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

Следовательно, предприятие, которое с IV квартала переходит в уплату единого налога, должно представить в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца, в контролирующий орган по местонахождению земельного участка уточняющий расчет к годовой налоговой декларации по плате за землю и исключить из годовой суммы налоговых обязательств суммы налога за период октябрь — декабрь на текущий год при условии использования им такого земельного участка для осуществления хозяйственной деятельности.

Размер арендной платы за земельный участок установлен в денежном выражении

В договоре аренды земельного участка, заключенном с райгосадминистрацией, годовой размер арендной  платы установлен в денежном выражении. Как в таком случае с целью уплаты налоговых обязательств определить размер арендной платы за земельный участок государственной или коммунальной собственности, нормативная денежная оценка которого не проведена, расположенный за пределами населенного пункта?


Согласно п. 288.4 ст. 288 Налогового кодекса размер и условия внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности устанавливаются в договоре аренды между арендодателем и арендатором.

Вместе с тем п. 288.5 этой статьи определено, что размер арендной платы за такие земельные участки устанавливается в договоре, но годовая сумма платежа не может быть меньше 3% нормативной денежной оценки и не может превышать, в частности, для других земельных участков, предоставленных в аренду,  12% нормативной денежной оценки.

Заключение договора аренды земельного участка по землям государственной или коммунальной собственности осуществляется на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления — арендодателя.

Договор аренды земли — это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок в пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требованиями земельного законодательства.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.03.2004 г. № 220 «Об утверждении Типового договора аренды земли» утверждена форма Типового договора аренды земли, согласно которой арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности устанавливается с указанием процентов нормативной денежной оценки или размера земельного налога.

Формы расчета размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, денежная оценка которых не проведена, а также за земельные участки, денежная оценка которых проведена, утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 13.12.2006 г. № 1724 «Некоторые вопросы аренды земель».

В вышеуказанном случае налоговое обязательство по арендной плате за земельный участок, расположенный за пределами населенного пункта, нормативная денежная оценка которого не проведена, установлено в договоре аренды.

Вместе с тем если в договоре аренды размер арендной платы в нарушение требований типового договора аренды земли установлен в денежном выражении, то арендатору целесообразно обратиться к арендодателю, с которым заключен договор аренды, по поводу приведения его в соответствие с требованиями действующих нормативно-правовых актов.

Налогообложение земель дорожного хозяйства

Производственная база находится в собственности дорожного хозяйства (является государственным предприятием, в уставном капитале которого 100% акций принадлежат государству) и обеспечивает функционирование автомобильных дорог. В состав хозяйства входят здания и сооружения. Подлежит ли обложению земельным налогом земельный участок под такой производственной базой?


Положениями Налогового кодекса предусмотрены особенности земельных участков, отнесенных к землям дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования.

Так, согласно пп. 283.1.4 п. 283.1 ст. 283 этого Кодекса земельный налог не уплачивается за земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования — земли под проездной частью, обочиной, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами, мостами, искусственными сооружениями, туннелями, транспортными развязками, водопропускными сооружениями, подпорными стенками, шумовыми экранами, очистными сооружениями и расположенными в пределах полос отвода другими дорожными сооружениями и оборудованием, а также за земли, которые находятся за пределами полос отвода, если на них размещены сооружения, обеспечивающие функционирование автомобильных дорог, а именно:

  • параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения, противолавинные и противоселевые сооружения, улавливающие съезды, защитные насаждения, шумовые экраны, очистные сооружения;
  • площадки для стоянки транспорта и отдыха, склады, гаражи, резервуары для хранения горюче-смазочных материалов, комплексы для взвешивания крупногабаритного транспорта, производственные базы, искусственные и другие сооружения, находящиеся в государственной собственности, собственности государственных предприятий или хозяйственных обществ, в уставном капитале которых 100% акций (долей, паев) принадлежат государству.

То есть Налоговым кодексом определены земельные участки, за которые не уплачивается земельный налог, расположенные в пределах и за пределами полос отвода, на которых размещены соответствующие (перечисленные) объекты.

Как определено ст. 71 Земельного кодекса, к землям дорожного хозяйства относятся, в частности, земли, находящиеся за пределами полос отвода, если на них размещены сооружения дорожной службы с производственными базами.

Понятие «сооружения» определено пп. 14.1.238 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, согласно которому это земельные улучшения, не относящиеся к зданиям и предназначенные для выполнения специальных технических функций.

К земельным улучшениям относятся материальные объекты, расположенные в пределах земельного участка, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а также результаты хозяйственной деятельности или проведения определенного вида работ (изменение рельефа, улучшения почв, размещение посевов, многолетних насаждений, инженерной инфраструктуры и т. п.) (пп. 14.1.75 вышеуказанного пункта).

Налоговый кодекс дает также определение термина «здания». Согласно пп. 14.1.15 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса это земельные улучшения, состоящие из несущих и ограждающих или соединенных (несуще-ограждающих) конструкций, которые образуют наземные или подземные помещения, предназначенные для проживания или нахождения людей, размещения имущества, животных, растений, хранения других материальных ценностей, осуществления экономической деятельности.

Следовательно, в соответствии с положениями Налогового кодекса здания и сооруженияэто разные определения, поэтому в данном случае земельный налог за земельный участок под производственной базой, отнесенной к сооружениям, обеспечивающим функционирование автомобильных дорог общего пользования, уплачиваться не будет.

Налогообложение земельного участка под зданием, находящимся в общей собственности

Производственное здание находится в общей собственности нескольких юридических лиц, а право собственности на земельный участок под таким зданием оформлено на одно из таких лиц. Кто является плательщиком земельного налога за земельный участок, на котором расположено здание?


В соответствии со статьями 269 и 270 Налогового кодекса плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, а объектами налогообложения — земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, и земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

Как определено частью первой ст. 86 Земельного кодекса, земельный участок может находиться в общей собственности с определением долей каждого из участников общей собственности (общая долевая собственность) или без определения долей участников общей собственности (общая совместная собственность).

Общей долевой собственностью является собственность двух или больше лиц с определением долей каждого из них в праве собственности (ст. 356 Гражданского кодекса Украины (далее — Гражданский кодекс)). Общей совместной собственностью является общая собственность двух или больше лиц без определения долей каждого из них в праве собственности (ст. 368 этого Кодекса).

Согласно п. 286.6 ст. 286 Налогового кодекса за земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в общей собственности нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется с учетом придомовой территории: 

  • каждому из таких лиц в равных частях — если здание находится в общей совместной собственности нескольких лиц, но не поделенное в натуре, или одному из таких лиц — собственников, определенной по их согласию, если иное не установлено судом;
  • пропорционально принадлежащей доле каждого лица — если здание находится в общей долевой собственности;
  • пропорционально принадлежащей доле каждого лица — если здание находится в общей совместной собственности и поделено в натуре.

При переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (п. 287.6 ст. 287 Налогового кодекса).

Вместе с тем основанием для начисления земельного налога являются данные Государственного земельного кадастра (п. 286.1 ст. 286 этого Кодекса).

Следовательно, если здание находится в общей совместной собственности нескольких лиц и не поделено в натуре, то налог за земельный участок, на котором расположено такое здание, уплачивается с учетом придомовой территории в равных частях каждым совладельцем такого здания или одним из таких лиц-собственников по их согласию.

Если право собственности на земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в общей собственности нескольких юридических лиц, оформлено на одного из таких лиц, то такое лицо является плательщиком земельного налога согласно данным Государственного земельного кадастра.

Если здание находится в общей совместной собственности нескольких человек и поделено в натуре, или находится в общей частичной собственности, то налог за земельный участок, на котором расположено такое здание, уплачивается каждым совладельцем здания пропорционально принадлежащей ему доле с учетом придомовой территории.

Предоставление справки о размере нормативной денежной оценки земельного участка

Нужно ли ежегодно при представлении налоговой декларации по земельному налогу предоставлять в соответствующий налоговый орган справку о размере нормативной денежной оценки земельного участка и можно ли предоставить копию такой справки?


Налоговым кодексом не предусмотрена обязательность ежегодного предоставления плательщиком земельного налога справки о размере нормативной денежной оценки его земельного участка. Такая справка в соответствии с п. 286.2 ст. 286 Налогового кодекса в обязательном порядке предоставляется только в отдельных случаях: при представлении первой декларации (фактическом начале деятельности в качестве плательщика земельного налога), а в дальнейшем — в случае утверждения новой нормативной денежной оценки.

При этом Налоговым кодексом не обусловлено предоставление вместе с налоговой отчетностью по земельному налогу оригинала или копии справки (извлечения) о размере нормативной денежной оценки земельного участка.

Следовательно, ежегодно при представлении налоговой декларации по земельному налогу не нужно предоставлять в соответствующий налоговый орган справку (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а предоставлять оригинал или копию такой справки (в определенных законодательством случаях)решает плательщик.

Использование плательщиком ФСН земельных участков по договорам эмфитевзиса

Сельскохозяйственное предприятие является плательщиком ФСН и намерено заключить с собственниками земельных участков договоры эмфитевзиса. Должны ли включаться в объект обложения ФСН площади сельскохозяйственных угодий, которые будут использоваться по договорам эмфитевзиса?


Эмфитевзис является одним из видов права на землю, определенных разделом ІІІ Земельного кодекса. Согласно ст. 1021 этого Кодекса это право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд, которое возникает на основании договора между собственником земельного участка и лицом, изъявившим желание пользоваться этим земельным участком для таких нужд, в соответствии с Гражданским кодексом. Заключение договоров о предоставлении права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд осуществляется согласно Гражданскому кодексу с учетом требований Земельного кодекса.

Право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) является вещным правом на чужое имущество (ст. 395 Гражданского кодекса).

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Украины от 01.07.2004 г. № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» обязательной государственной регистрации подлежат вещные права и обременение на недвижимое имущество, размещенное на территории Украины, которое принадлежит физическим и юридическим лицам, государству в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным организациям, иностранным государствам, а также территориальным общинам в лице органов местного самоуправления, в частности право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис).

Порядок обложения ФСН установлен главой 2 Налогового кодекса. Так, согласно п. 302.1 ст. 302 этого Кодекса объектом обложения ФСН является площадь сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) и/или земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ), которая находится в собственности сельскохозяйственного товаропроизводителя или предоставлено ему в пользование, в том числе на условиях аренды.

Согласно п. 308.1 ст. 308 Налогового кодекса сельскохозяйственные товаропроизводители для получения и подтверждения статуса плательщика ФСН ежегодно, до 20 февраля, представляют по состоянию на 1 января текущего года перечень документов, в частности сведения (справку) о наличии земельных участков. В такой справке указываются данные о каждом документе, который устанавливает право собственности и/или пользования земельными участками, в том числе о каждом договоре аренды земельной доли (пая).

Поэтому земельные участки, по которым заключены договоры эмфитевзиса с их собственниками, включаются в объект обложения ФСН при условии государственной регистрации права пользования земельными участками в установленном действующим законодательством порядке.

Сельхозпродукция, выращенная на земельных участках, по которым заключены договорЫ эмфитевзиса

Будет ли включаться продукция, выращенная на земельных участках, по которым заключены договоры эмфитевзиса с их собственниками, в состав дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства?


Согласно п. 308.4 ст. 308 Налогового кодекса доход сельскохозяйственного товаропроизводителя, полученный от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки (кроме подакцизных товаров, за исключением виноматериалов виноградных (коды согласно УКТ ВЭД 2204 29 — 2204 30)), произведенных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, которые используют такие виноматериалы для производства готовой продукции, включает, в частности, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства, произведенной (выращенной) на угодьях, принадлежащих сельскохозяйственному товаропроизводителю на правах собственности или предоставленных ему в пользование, и продуктов ее переработки на собственных предприятиях или арендованных производственных мощностях.

Следовательно, доход от реализации сельхозпродукции, произведенной (выращенной) на таких земельных участках, включается в состав дохода от реализации сельхозпродукции собственного производства.


Подготовила Анна ЧЕРНЫШЕВА, обозреватель «Вестника»,
при содействии: Екатерины ГРИВНАК, заместителя начальника отдела платы за землю с юридических лиц
и местных налогов и сборов Управления местных налогов и сборов, платы за землю
Департамента налогообложения и контроля объектов и операций Министерства доходов и сборов Украины,
и Информационно-коммуникационного департамента Государственной фискальной службы Украины

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42