Новости

Налоговая система: сегодня и завтра

Игорь Билоус рассказал о текущей работе ГФС Украины и планах на будущее.

Нынешний период, который Украина проходит впервые, без преувеличения, — испытание на прочность и для налоговиков с таможенниками, и для налогоплательщиков. «Этому предшествовали разрушение несколько лет подряд экономики и грабеж бизнеса предыдущей властью и схемными элементами, присутствовавшими в бизнес-среде. А сейчас государство, его граждане и экономика испытывают тяготы войны на востоке и оккупации части территории», — констатировал Председатель ГФС Украины Игорь Билоус.


Выполнение задач

Негативные факторы не лучшим образом сказываются на поступлениях платежей в бюджет. Боевые действия приводят к разрушению коммерческих связей предприятий, расположенных на остальной территории Украины, деятельность которых связана с восточными регионами. Сокращение ряда расходов, включая уменьшение фонда оплаты труда в бюджетной сфере, также не помогает работать на полную мощность. «Не добавляет оптимизма и резкое колебание валютного курса. Но мы достигли неплохих результатов, кто бы там что ни говорил и как бы нас ни критиковал», — отметил руководитель фискального ведомства.

По оперативным данным, в течение января — августа 2014 г. ГФС Украины в сводный бюджет обеспечено 270,5 млрд. грн., в том числе в государственный — 212,2 млрд. грн., что соответствует прошлогоднему уровню. Вместе с тем по общему фонду госбюджета из-за ситуации в восточных областях Украины есть недобор по сравнению с аналогичным показателем 2013 г. «И это не говоря о Крыме», — уточнил Игорь Билоус.

В целом за восемь месяцев 2014 г. ГФС Украины обеспечено поступление в общий фонд госбюджета 198,9 млрд. грн., что на 3,1 млрд. грн., или на 1,5%, меньше, чем в прошлом году. В местные бюджеты уплачено 58,3 млрд. грн., единого взноса — 120,3 млрд. грн.

Что касается военного сбора, который введен с 3 августа 2014 г., то его в минувшем месяце поступило 290 млн. грн. Ежемесячные же ожидания поступлений этого платежа — около 500 млн. грн.

Результативная детенизация

В августе 2014 г. наблюдалась тенденция к росту поступлений. «Мы продолжаем бороться с уклонением от уплаты налогов и инициируем законодательные изменения, которые уже дают результат», — объясняет руководитель ведомства. Платежи, собранные ГФС Украины в последний месяц лета, приблизительно на четверть превысили прошлогодние. В общий фонд госбюджета поступило 26,8 млрд. грн., что на 6 млрд. грн., или 26,5%, больше, чем в августе 2013 г. В сводный бюджет обеспечено 35,8 млрд. грн., в том числе в государственный — 27,8 млрд. грн. (+ 4,9 млрд. грн., или 21,3%).

Оценить эффективность деятельности ГФС Украины по детенизации экономики позволяет, в частности, доля поступлений НДС в ВВП. В первом полугодии достигнуто самое высокое значение этого показателя за последние 10 лет, а именно — 9,79%. Для сравнения: в 2012 г. показатель детенизации составлял 9,72, в 2013 г. — 8,75%. «Увеличение удельного веса поступлений НДС в ВВП на 1,04% по сравнению с 2013 г. — это дополнительные 6,8 млрд. грн. в бюджете страны. И эти цифры придают увереннос-ти — если не эмоциональной, то статистической», — резюмировал высокопоставленный чиновник.

Кроме того, с начала года оперативными подразделениями ГФС Украины пресечена противоправная деятельность 38 конвертационных центров, которыми было проконвертировано почти 5 млрд. грн. По результатам документальных проверок предприятий реального сектора экономики, пользовавшихся услугами конвертаторов, в бюджет взыскано 341,7 млн. грн. Таможенными органами перекрыты незаконные схемы ввоза в Украину нефтепродуктов, легализация которых на внутреннем рынке с начала марта 2014 г. дала положительный эффект в сумме 7,6 млрд. грн. дополнительных таможенных платежей. Устранена и схема уклонения от налогообложения путем ввоза на таможенную территорию Украины разукомплектованных легковых автомобилей, из-за чего только в этом году потери бюджета от уменьшения объема импорта легковых авто измеряются более чем в 3 млрд. грн. «В очень тяжелое время, время сокращения экономики по всем макропоказателям, наши успехи не падают с неба. Этих результатов, которые стремимся закрепить и конвертировать в поступления, достигают конкретные люди, с недавних пор работающие в нашей команде», — подчеркнул Игорь Билоус.

Видоизмененные реформы

В дальнейшем взаимовыгодному сосуществованию всех участников налоговых отношений будет способствовать воплощение в жизнь Концепции реформирования налоговой системы Украины. Ее чиновники вынесли на рассмотрение делового сообщества месяц назад и, как и обещали, учли мнение бизнеса.

Остановимся подробнее на позициях будущей реформы, претерпевших трансформацию в результате диалога с бизнесом.

1. В части налогообложения прибыли предприятий предлагалось перейти на определение базы налогообложения исключительно по стандартам бухгалтерского учета с корректировкой на 3 (вместо существующих 49) налоговые разницы — амортизация, формирование расходов, финансовые операции. Добавилось условие: учитывать разницы нужно будет только предприятиям с годовым доходом свыше 20 млн. грн. Таких субъектов хозяйствования в Украине насчитывается 5%.

2. В части упрощения администрирования планировалось установить единый отчетный период (квартал) по основным налогам: налогу на прибыль, НДФЛ, ЕСВ, акцизному, экологическому налогам и т. п. Сейчас систему отчетности по НДС решено оставить месячной для того, чтобы не изымать надолго оборотные средства у предприятий.

3. Две модели реформирования ЕСВ трансформированы в одну. С зарплат в пределах двух минимальных, или 2436 грн. (1218 грн. х 2), ЕСВ будет взиматься по ставке 41% минимальной зарплаты. На большие выплаты будет распространяться ставка 15% суммы превышения с учетом максимального размера доходов, на который начисляется ЕСВ (в 2014 г. — 20 706 грн.).

4. Решено отказаться от всех шести моделей реформирования НДФЛ, которыми было предусмотрено применение прогрессивной шкалы. «Мы сохраним текущий уровень налогообложения физических лиц, а если изменения и будут, то незначительные», — пообещал Игорь Билоус.

5. Что касается реформирования налогообложения аграрного сектора, которым планировалось перевести крупные холдинги на общую систему налогообложения, а остальных оставить на упрощенной, дискуссии еще продолжаются. На обсуждение правительству и бизнесу предложено три варианта изменений, прибегая к которым, власть намерена учесть, с одной стороны, дотационность отрасли, а с другой — ее стратегичность для отечественной экономики.

Вскоре Концепция реформирования налоговой системы Украины будет передана на рассмотрение парламента. «Это не революция, а шаг вперед. Их небходимо будет сделать еще много, но фундамент изменений следует заложить сейчас. Налоговая реформа станет реальностью при условии совершенного владения искусством компромисса между желаниями определенных общин и возможностями экономики, — убежден Игорь Билоус. — Сегодня реформаторам с горячим сердцем как никогда нужна холодная голова, и важно, чтобы все мы преследовали одну цель — лучше жить в новой стране».

Ожидает сферу налогообложения и ряд других перспективных новаций, о которых мы расскажем в ближайших номерах «Вестника».

«Горячие линии»

Дата: 2 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00