Юридическая практика

Включение в валовые расходы расходов на приобретение питьевой бутилированной воды

Суть дела. Проверкой установлено нарушение субъектом хозяйственной деятельности требований налогового законодательства при включении в валовые расходы предприятия стоимости приобретенной питьевой бутилированной воды, поскольку Перечень № 994 не содержит нормы, касающейся приобретения питьевой воды для обеспечения физиологических нужд работников предприятия.

Субъект хозяйственной деятельности считает, что приобретение питьевой бутилированной воды для работников общества является мероприятием в рамках охраны труда, поэтому ООО правильно сформировало валовые расходы и налоговый кредит по результатам осуществления хозяйственных операций по приобретению этой воды.

Решение суда. Высший административный суд Украины (далее — ВАСУ), поддерживая позицию налогового органа, отметил следующее. Руководствуясь нормами закона, налоговый орган провел выездную внеплановую проверку ООО по вопросам соблюдения требований налогового, валютного и другого законодательства. При ее проведении установлен необоснованный учет при формировании валовых расходов предприятия и налогового кредита стоимости приобретенной питьевой бутилированной воды, поскольку такие расходы находятся за пределами хозяйственной деятельности, составлен акт и вынесены налоговые уведомления-решения.

Не соглашаясь с доначисленными суммами по платежу по налогу на прибыль, субъект хозяйственной деятельности обратился в суд с иском об отмене налогового уведомления-решения.

Решениями судов первой и апелляционной инстанций иск удовлетворен полностью.

По результатам пересмотра кассационной жалобы налогового органа ВАСУ пришел к выводу, что решения судов предыдущих инстанций подлежат отмене, учитывая следующее.

В соответствии с п. 5.1 ст. 5 Закона о прибыли валовые расходы производства и обращения — это сумма каких-либо расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых в качестве компенсации стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретает (производит) такой плательщик налога для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности.

Подпунктом 5.2.1 п. 5.2 этой статьи Закона предусмотрено также отнесение расходов на охрану труда к валовым расходам предприятия.

Согласно части пятой ст. 19 Закона об охране труда суммы расходов по охране труда, относящиеся к валовым расходам юридического или физического лица, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд, определяются согласно перечню мероприятий и средств по охране труда, утверждаемому Кабинетом Министров Украины.

Таким образом, к валовым расходам предприятия относятся расходы на охрану труда, включенные в Перечень № 994.

Указанный Перечень не содержит прямого отнесения обеспечения работников очищенной питьевой водой к средствам по охране труда.

Вывод судов предыдущих инстанций о том, что этот Перечень применяется исключительно при определении соответствующих мероприятий для работников с вредными условиями труда, не соответствует содержанию этого нормативно-правового акта, ведь только пункты 5, 6 Перечня определяют дополнительные мероприятия для специализированных предприятий, что, однако, не ограничивает действия других положений Перечня по кругу лиц.

Следует также отметить, что понятие охраны труда в понимании ст. 1 Закона об охране труда охватывает систему правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на охрану жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

То есть это определенная система мероприятий и средств, направленная на охрану жизни, здоровья и работоспособности человека именно в процессе трудовой деятельности.

Законом № 2918 вода питьевая определена как вода, которая по органолептическим свойствам, химическому и микробиологическому составам и радиологическим показателям соответствует государственным стандартам и санитарному законодательству.

Фасованная питьевая вода — это питьевая вода подземных источников питьевого водоснабжения или питьевая вода централизованного питьевого водоснабжения, дополнительно обработанная в целях улучшения ее качества в герметичной таре.

Одним из принципов государственной политики в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения, определенных в ст. 6 Закона № 2918, является гарантированное первоочередное обеспечение питьевой водой населения для обеспечения питьевых, физиологических, санитарно-гигиенических и бытовых нужд.

Таким образом, обеспечение человека питьевой водой является мероприятием по удовлетворению физиологических потребностей, тогда как мероприятия и средства по охране труда имеют более узкую направленность, поскольку направлены на охрану жизни, здоровья и работоспособности человека именно в процессе трудовой деятельности.

Учитывая изложенное, ВАСУ в результате пересмотра в кассационном порядке дела жалобу налогового органа удовлетворил, решение судов предыдущих инстанций отменил, в удовлетворении иска субъекту хозяйственной деятельности отказал полностью.


Ольга СИРОТИНА,
заместитель начальника отдела представительства интересов
органов ГНС в судах кассационной инстанции и обобщения судебной
практики Юридического управления Департамента правовой работы ГНС Украины

«Горячии линии»

Дата: 8 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00