Новости

Бюджетные «вливания»

Представители власти и бизнеса обсудили перспективы налоговой политики по акцизному налогу на 2015 год.

«В условиях, когда Украина утратила довольно значительную часть рынка в результате аннексии Крыма и дестабилизации ситуации в Донецкой и Луганской областях, вести бизнес стало очень непросто. Мы как орган исполнительной власти тоже приспосабливаемся к работе в таких условиях и учимся практически на ходу. Поэтому хотели бы услышать ваше мнение о возможной гибкости акцизных ставок, физических объемах производства и реализации», — обратился Председатель ГФС Украины Игорь Билоус к присутствующим на встрече производителям продукции ликеро-водочной, виноградно-винодельческой и пивоваренной отраслей.


Акцизный налог занимает четвертое место среди платежей, за счет которых в значительной мере покрываются расходы госбюджета. Благодаря общим усилиям специалистов Минфина Украины и ГФС Украины с начала 2014 г. мобилизовано 16,5 млрд. грн. акцизного налога. Из этой суммы 5,4 млрд. грн., или треть поступлений, уплачены производителями алкогольных напитков и пива. Несмотря на то что в целом поступления акцизного налога уменьшились по сравнению с прошлогодним показателем, отрасли, связанные с оборотом алкогольных напитков и пива, обеспечили прирост акциза. В пивной отрасли уплата акцизного налога возросла на 10% (или на 163 млн. грн.), в винодельческой отрасли — на 23% (на 79 млн. грн.), в ликеро-водочной — на 31% (на 770 млн. грн.).

«Достигнутые показатели свидетельствуют о высокой рентабельности этих отраслей, несмотря на события в стране. К сожалению, такой рост происходит в условиях уменьшения объемов производства отдельными производителями алкогольной продукции и пива», — констатировал руководитель фискального ведомства и добавил интересную статистику: впервые за последние годы после значительного повышения размера ставок акцизного налога, а они в 2014 г. возросли на 42,5%, что было обусловлено необходимостью наполнения госбюджета и избежания экономической катастрофы, наблюдается увеличение объемов реализации алкогольной продукции и уплаты акцизного налога. Исключение составляет только пивная отрасль, относительно которой сработал ценовой фактор и произошло сокращение реализации на 10%.

Удержать ситуацию на плаву удается благодаря мерам, которые применяются ГФС Украины в целях детенизации рынка спирта и алкогольной продукции. В целом в течение 2014 г. прекращена деятельность 72 предприятий, занимавшихся незаконным производством алкогольных напитков. Изъяты подакцизные товары на общую сумму 199 млн. грн. «Эта работа будет продолжаться и в дальнейшем в целях улучшения условий деятельности легальных товаропроизводителей», — заверил Игорь Билоус.

Производители алкоголя и сами были бы не против избавиться от теневиков, которые продают водку за бесценок в самой разнообразной таре: трехлитровых бутылках из-под питьевой воды, картонных коробках и даже упаковках от кетчупа. «Удерживать такую конкуренцию не просто. Если раньше сумма акцизного налога с бутылки составляла 7 — 10 грн., то сейчас уже 14 грн. Любое повышение ставок акцизного налога приведет к дальнейшей тенизации отрасли», — предостерег генеральный директор ассоциации «Укрводка» Владимир Остапюк.

У виноделов — своя проблема. До 2012 г. в Украине существовала мотивационная политика относительно этой отрасли: 1,5-процентный сбор на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства перечислялся в специальный фонд госбюджета, что позволяло украинским компаниям вкладывать денежные средства в посадку виноградников. В настоящее время средства от сбора поступают в общий фонд госбюджета, а сам сбор в результате реализации налоговой реформы планируют отменить и ввести вместо этого другой платеж — местный сбор с реализации подакцизной продукции с верхней предельной ставкой 5%.

Пивоварам теневики-конкуренты не мешают, а вследствие перманентного повышения ставок акцизного налога на пиво, которые составляют уже 89% относительно европейских, два завода оказались на грани выживания. «Если мы движемся в ЕС, то давайте, как это принято там, пересматривать ставки акцизного налога один раз в два года», — отметила генеральный директор ЧАО «Укрпиво» Галина Коренькова.

Таким образом, производители алкоголя и пива предлагают не то чтобы не повышать, а вообще ввести мораторий на повышение ставок акцизного налога в 2015 г. Среди других предложений — введение электронной акцизной марки, установление обязательного расчета за реализованную алкогольную продукцию не позднее срока 60 дней.

Игорь Билоус призвал участников рынка в течение недели направить альтернативные варианты решения вопроса акцизов на имя заместителя министра финансов Украины Дениса Фудашкина. «Мы хотим быть вашими партнерами. Наша конечная цель — повышение благосостояния населения страны, улучшение экономических и фискальных условий для бизнесменов, которые создают рабочие места и уплачивают налоги. Поэтому мы только за то, чтобы вы обогащались, улучшали качество продукции и завоевывали другие рынки», — заверил Председатель ГФС Украины.

«Горячие линии»

Дата: 19 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00