Другие налоги

Проведение документальных плановых проверок субъектов хозяйствования — физических лиц

Одной из основных функций контролирующих органов является осуществление контроля за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплаты налогов, сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, в частности, путем проведения проверок правомерности определения субъектами хозяйствования — физическими лицами налоговых обязательств, формирования доходов и расходов.


Право проведения контролирующими органами камеральных, документальных (плановых или внеплановых, выездных или невыездных) и фактических проверок предусмотрено п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса.

В общем перечне проверок документальная плановая проверка считается едва ли не самой существенной, так как именно при такой проверке комплексно и максимально проверяется хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования — физического лица, тщательно исследуется предмет взаимоотношений субъекта хозяйствования с другими налогоплательщиками (контрагентами), выясняются вопросы правомерности и полноты определения финансового результата по отдельным видам деятельности, налоговых обязательств, которые по результатам осуществления предпринимательской деятельности подлежат уплате в бюджет.

Периодичность проверок

Особенностью документальной проверки является то, что она должна быть предусмотрена планом-графиком проведения плановых документальных проверок (п. 77.1 ст. 77 Налогового кодекса).

В план-график включаются исключительно самозанятые лица, имеющие риск по неуплате налогов и сборов, невыполнению другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Периодичность проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования — физических лиц определяется в зависимости от степени риска в деятельности таких налогоплательщиков, которая подразделяется на высокую, среднюю и незначительную. Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще одного раза в три календарных года, со средней — не чаще одного раза в два календарных года, с высокой — не чаще одного раза в год.

Право на проведение проверки

О проведении документальной плановой проверки руководитель контролирующего органа принимает решение, оформленное приказом.

Право на проведение документальной плановой проверки субъекта хозяйствования — физического лица предоставляется только в случае, когда ему не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки будут вручены под расписку или отправлены заказным письмом с уведомлением о вручении следующие документы:

  • копия приказа о проведении документальной плановой проверки;
  • письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.

Уведомление подписывается руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа, заверяется гербовой печатью этого же органа и регистрируется.

Условия допуска должностных лиц

Должностные лица контролирующих органов допускаются к проведению документальной плановой выездной проверки согласно ст. 81 Налогового кодекса. Они имеют право начать проверку при условии предъявления или отправки следующих документов:

  • направления на проведение такой проверки;
  • копии приказа о проведении проверки;
  • служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.

Направление на проведение документальной плановой выездной проверки должно оформляться отдельно на каждое должностное лицо, которое будет проводить проверку. В направлении следует указать дату выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки,  фамилию, имя, отчество проверяемого физического лица — предпринимателя, основания, дату начала, продолжительность проверки, должность и фамилию должностного (служебного) лица, которое проведет проверку.

Направление на проверку скрепляется печатью и является действительным при наличии подписи руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа.

Непредъявление, неотправка этих документов или предъявление указанных документов, оформленных с нарушением требований, установленных Налоговым кодексом, является основанием для недопущения должностных лиц контролирующего органа к проведению документальной плановой проверки. Отказаться от допуска к проверке на других основаниях физические лицапредприниматели не имеют права.

При предъявлении направления налогоплательщику он расписывается в направлении с указанием фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления. В случае отказа от ознакомления и подписи направления должностные лица составляют соответствующий акт, который и будет основанием для начала проведения выездной проверки.

При проведении проверок должностные (служебные) лица, проводящие проверку, должны действовать в пределах полномочий, определенных Налоговым кодексом.

Сроки проверки

Сроки проведения документальной плановой проверки установлены ст. 82 Налогового кодекса.

Так, плановая проверка не должна продолжаться более 10 рабочих дней для субъектов малого предпринимательства и 20 рабочих днейдля других налогоплательщиков.

Продление сроков проведения таких проверок возможно по решению руководителя контролирующего органа не более чем на пять рабочих дней для субъектов малого предпринимательства, для других налогоплательщиков — не более чем на 10 рабочих дней.

Напомним, что, в соответствии со ст. 55 Хозяйственного кодекса к субъектам малого предпринимательства относятся физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве физических лиц — предпринимателей, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход не больше суммы, эквивалентной 10 млн. евро, определенной по среднегодовому курсу Нацбанка Украины.

Субъекты хозяйствования, не относящиеся к категориям субъектов малого и крупного предпринимательства, являются субъектами среднего предпринимательства (другие налогоплательщики).

Обратим внимание, что документальная плановая проверка самозанятого лица не может быть остановлена в отличие от проверок крупного налогоплательщика.

Предоставление самозанятыми лицами документов

Обязанность предоставления для проверки в полном объеме всех документов, относящихся к предмету проверки или связанных с ним, возникает у самозанятого лица после начала проверки.

Документы, содержащие коммерческую тайну или являющиеся конфиденциальными, передаются отдельно с указанием получившего их должностного (служебного) лица. Передача таких документов для их осмотра, изучения и возврата оформляется актом в произвольной форме, который подписывают должностное (служебное) лицо контролирующего органа и самозанятое лицо (его представитель).

Кроме того, согласно Налоговому кодексу должностным лицам контролирующего органа, проводящим проверку, предоставлено право получать надлежащим образом заверенные копии других первичных документов, свидетельствующих об утаивании (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов, платежей, нарушении требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Такие копии документов должны быть удостоверены подписью самозанятого лица и скреплены печатью (при наличии).

В случае отказа самозанятого лица (или его законного представителя) предоставить соответствующие копии документов должностное (служебное) лицо контролирующего органа составляет акт, удостоверяющий факт отказа.

Получение копий документов можно оформить описью, которую составляют должностные (служебные) лица контролирующего органа и вручают под подпись самозанятому лицу.

Налоговым кодексом запрещено изъятие оригиналов первичных, финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, за исключением случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством.

Отдельно нужно обратить внимание на то, что при изъятии документов, относящихся к предмету проверки, правоохранительными или другими органами сроки проведения такой плановой проверки, в том числе начатой, могут быть перенесены на дату получения указанных копий документов или обеспечения доступа к ним (п. 85.9 ст. 85 Налогового кодекса).

При этом если до окончания проверки или в сроки, определенные в абзаце втором п. 44.7 ст. 44 Налогового кодекса, физическое лицопредприниматель не предоставляет должностным лицам контролирующего органа, проводящим проверку, документы (независимо от причин такого непредоставления, кроме случаев выемки документов или другого изъятия правоохранительными органами), что подтверждают показатели, отраженные в налоговой отчетности, считается, что такие документы отсутствовали у налогоплательщика на время составления отчетности.

Если физическое лицо — предприниматель после окончания проверки и до принятия решения контролирующим органом по результатам такой проверки предоставляет документы, подтверждающие показатели, отраженные таким налогоплательщиком в налоговой отчетности, не предоставленные во время проверки (в случаях, предусмотренных абзацами вторым и четвертым п. 44.7 ст. 44 Налогового кодекса), такие документы учитываются контролирующим органом при рассмотрении им вопроса о принятии решения.

В случае если должностное лицо контролирующего органа, осуществляющее проверку, отказывается по каким-либо причинам от учета документов, предоставленных налогоплательщиком во время проведения проверки, налогоплательщик имеет право до окончания проверки отправить письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения или предоставить непосредственно в контролирующий орган, назначивший проведение проверки, копии таких документов (п. 44.7 ст. 44 Налогового кодекса).

В случае если во время проведения проверки физическое лицо — предприниматель предоставляет документы меньше чем за три дня до дня ее завершения или когда отправленные в предусмотренном абзацем первым п. 44.7 ст. 44 Налогового кодекса порядке документы поступили в контролирующий орган меньше чем за три дня до дня завершения проверки, проведение проверки продлевается на срок, определенный ст. 82 Налогового кодекса.

В случае если отправленные (в предусмотренном абзацем первым п. 44.7 ст. 44 Налогового кодекса порядке) документы поступили в контролирующий орган после завершения проверки или в случае предоставления таких документов в соответствии с абзацем вторым указанного пункта, контролирующий орган имеет право не принимать решение по результатам проведенной проверки и назначить внеплановую документальную проверку такого налогоплательщика.

Оформление результатов проверки

По результатам документальной плановой проверки составляется акт или справка в двух экземплярах, которые подписываются должностными лицами контролирующего органа, проводившими проверку, и налогоплательщиком.

Регистрация акта или справки документальной плановой проверки самозанятого лица осуществляется контролирующим органом в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока.

Следует отметить, что при установлении во время плановой проверки нарушений составляется акт, если такие нарушения отсутствуютоформляется справка.

В акте проверки нужно указать факты как занижения, так и завышения налоговых обязательств предпринимателя, при их наличии.

В случае отказа налогоплательщика или его законного представителя от подписания акта (справки) должностные лица, проводящие проверку, составляют соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа. При этом независимо от того, подписан акт или справка, один экземпляр акта (справки) о результатах плановой проверки в день его подписания или отказа от подписания вручается либо направляется налогоплательщику или его законному представителю.

Отказ налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта проверки либо получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные контролирующим органом по результатам проверки денежные обязательства.

В случае отказа субъекта хозяйствования от получения экземпляра акта или справки о результатах проверки либо невозможности его вручения и подписания в связи с отсутствием налогоплательщика по месту нахождения такой акт или справка отправляется налогоплательщику в порядке, определенном ст. 58 Налогового кодекса для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

Возражения к заключениям проверки

В случае несогласия предпринимателя с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, он имеет право подать свои возражения в контролирующий орган по основному месту учета в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки). Такие возражения рассматриваются в течение пяти рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы при проверке и указаны в замечаниях), и налогоплательщику отправляется ответ в порядке, определенном ст. 58 Налогового кодекса для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

Налоговым кодексом налогоплательщику предоставлено право (его уполномоченному лицу и/или представителю) принимать участие в рассмотрении возражений, о чем должно быть предварительно указано в возражениях. В этом случае контролирующий орган уведомляет такого налогоплательщика о месте и времени проведения такого рассмотрения. Указанное уведомление направляется налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня со дня получения от него возражений, но не позднее чем за два рабочих дня до дня их рассмотрения.

Прием и направление налогового уведомления-решения

В случае установления по результатам проверки нарушений требований налогового или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, по рассмотрению материалов проверки и возражений (в случае их наличия) руководитель (или его заместитель) контролирующего органа, на учете в котором состоит физическое лицо — предприниматель, принимает и направляет налоговые уведомления-решения.

Налоговое уведомление-решение принимается в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта плановой проверки, в порядке, предусмотренном ст. 58 Налогового кодекса для отправления (вручения) налоговых уведомлений-решений, а при наличии возражений к акту проверки принимается с учетом заключения о результатах рассмотрения возражений к акту проверки — в течение трех рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений и предоставления (направления) письменного ответа налогоплательщику.

Форма и порядок направления налогового уведомления-решения и расчета денежного обязательства определены приказом № 1236.

К налоговому уведомлению-решению прилагается расчет налогового обязательства и штрафных (финансовых) санкций.

Обратите внимание, что налоговое уведомление-решение направляется (вручается) по каждому отдельному налогу, сбору, платежу вместе со штрафными санкциями, предусмотренными действующим законодательством, и/или пеней за нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности.

Налоговое уведомление-решение считается направленным (врученным) субъекту хозяйствованияфизическому лицу, если оно вручено ему лично или его законному представителю либо направлено по адресу места жительства (или последнего известного его местонахождения) с уведомлением о вручении.

В случае если почта не может вручить налогоплательщику налоговое уведомление-решение или решение о результатах рассмотрения жалобы из-за отсутствия по местонахождению самозанятого лица, его отказа принять налоговое уведомление-решение, ненахождения фактического местоположения (местонахождения) налогоплательщика или по другим причинам, налоговое уведомление-решение считается врученным налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

В дальнейшем по результатам проведенной проверки принятые налоговые уведомления-решения могут быть обжалованы в административном или судебном порядке в соответствии с требованиями ст. 56 Налогового кодекса.

Следует отметить, что с учетом сроков давности, определенных ст. 102 Налогового кодекса, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа в любой момент после получения такого решения.

Кроме того, акт проверки не является решением в понимании части первой п. 2 ст. 17 Кодекса административного судопроизводства, поэтому требование об отмене акта проверки (признании недействительным) может касаться только нормативно-правового, а не индивидуального акта. Указанная позиция изложена в постановлении Верховного Суда Украины от 08.09.2009 г. по делу № 21-737во09.

«Горячие линии»

Дата: 19 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00