Юридическая практика

Погашение налогового долга государственного предприятия

Суть дела. По мнению налогоплательщика, с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей записи о решении собственника или уполномоченного им органа о ликвидации налогоплательщика орган доходов и сборов не может погашать налоговый долг такого плательщика за счет его имущества, находящегося в налоговом залоге.

Судебное решение. Высший административный суд Украины (далее — ВАСУ), поддерживая позицию органа доходов и сборов при рассмотрении дела № К/9991/66881/12 по иску Государственного открытого акционерного общества «М» (далее — ГОАО «М») об обязательстве совершить определенные действия, указывает следующее.

Судами предыдущих инстанций при рассмотрении этого дела установлено, что согласно справке органа доходов и сборов сумма налогового долга ГОАО «М» и его структурных подразделений ДСУ № 5, ДСУ № 6 и Автобазы составляла 16 млн. грн.

Из-за наличия налогового долга у ГОАО «М» последнему еще в предыдущие годы направлялись первое и второе налоговые требования, получение которых подтверждается соответствующими почтовыми уведомлениями.

В связи с указанным у государства в соответствии со ст. 8 Закона № 2181 (действовавшего на время возникновения спорных правоотношений) и ст. 89 Налогового кодекса возникло право налогового залога на имущество ГОАО «М», описанное соответствующими актами.

Согласно п. 1 приказа № 9 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) регистрация налоговых залогов недвижимого имущества осуществляется в Государственном реестре обременений движимого имущества в порядке, установленном Законом № 1255, Порядком № 830, Инструкцией № 73.

Право налогового залога на имущество ГОАО «М» по указанным актам описи зарегистрировано в Государственном реестре обременений движимого имущества, что подтверждается соответствующими извлечениями о регистрации из этого реестра.

Приказом № 749 была прекращена деятельность ГОАО «М», образована ликвидационная комиссия и начата процедура ликвидации.

Письмом от 20.02.2012 г. председатель ликвидационной комиссии обратился в орган доходов и сборов с просьбой решить вопрос о снятии запрета на реализацию имущества предприятия в связи с его ликвидацией по вышеупомянутому приказу. Также 21.02.2012 г. ГОАО «М» обратилось в орган доходов и сборов с просьбой отменить налоговый залог на имущество своего структурного подразделения и заменить его другим равноценным имуществом.

По результатам рассмотрения писем ГОАО «М» орган доходов и сборов отказал в предоставлении согласия на отчуждение или замену описанного имущества со ссылкой на отсутствие определенных в ст. 93 Налогового кодекса оснований для этого.

Не соглашаясь с указанным, ГОАО «М» обратилось в суд. Решениями судов первой и апелляционной инстанций иск удовлетворен полностью, признаны противоправными действия органа доходов и сборов, вменено в обязанность освободить имущество из налогового залога.

Вместе с тем ВАСУ, отменяя решения судов первой и апелляционной инстанций, указывает, что согласно ст. 93 Налогового кодекса имущество налогоплательщика освобождается из налогового залога со дня:

  • получения контролирующим органом подтверждения полного погашения суммы налогового долга в установленном законодательством порядке;
  • признания налогового долга безнадежным;
  • вступления в законную силу соответствующего решения суда о прекращении налогового залога в рамках процедур, определенных законодательством по вопросам банкротства;
  • получения налогоплательщиком решения соответствующего органа об отмене ранее принятых решений о начислении суммы денежного обязательства или его части (пени и штрафных санкций) вследствие проведения процедуры административного или судебного обжалования.

Согласно п. 93.2 этой статьи основанием для освобождения имущества налогоплательщика из налогового залога и его исключения из соответствующих государственных реестров является соответствующий документ, удостоверяющий окончание любого из событий, определенных подпунктами 93.1.1 — 93.1.5 п. 93.1 ст. 93 Налогового кодекса.

Таким образом, данный перечень оснований для освобождения имущества из налогового залога не включает ликвидацию предприятия, не связанную с процедурой банкротства. Судами не было учтено, что в действующем законодательстве отсутствуют основания для отмены налогового залога.

Согласно ст. 229 Кодекса административного судопроизводства суд кассационной инстанции имеет право отменить судебные решения судов первой и апелляционной инстанций и принять новое решение, если обстоятельства дела установлены полно и правильно, но суды первой и апелляционной инстанций нарушили нормы материального или процессуального права, что привело к принятию незаконного судебного решения.

Учитывая, что судами предыдущих инстанций полно и правильно установлены обстоятельства дела, но дана им неправильная юридическая оценка, ВАСУ кассационную жалобу органа доходов и сборов удовлетворил, а решения судов первой и апелляционной инстанций отменил полностью.

«Горячие линии»

Дата: 19 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00