Статьи

Децентрализация — залог успеха

Административно-территориальная реформа — один из ключевых аспектов будущих изменений к Конституции Украины. Ее основополагающий принцип — децентрализация с передачей власти из центра в регионы. Эта тема уже давно обсуждается представителями власти и экспертами. При условии надлежащего проведения реформы перераспределение полномочий и ресурсов в пользу местного самоуправления позволит сделать всю систему власти более эффективной.


Специалисты активно изучают иностранный опыт и готовят предложения, но отмечают, что просто скопировать законодательство другого государства нельзя. Украина должна идти своим особым путем. Координатор проекта «Реанимационный пакет реформ» Анна Гопко утверждает, что децентрализация — одна из  важнейших задач власти параллельно с борьбой с коррупцией и налоговой реформой. И ее необходимо вводить вопреки сложному экономическому положению и боевым действиям. Сейчас же существует риск торможения этих изменений.

Представитель проекта VoxUkraine Тимофей Милованов отмечает, что прежде всего нужно учитывать интересы местной власти. Потому что нынче реформы стараются провести сверху вниз через Верховную Раду, вследствие чего может быть их непринятие и саботаж на местах. Необходимо, например, предоставить райсоветам право использовать денежные средства  местных налогов, уладить земельные вопросы и возвратить отобранные у них полномочия.

«Не нужно сразу менять Конституцию, — подчеркнул Тимофей Милованов. — Давайте просто вернем на места то, что забрала два года назад предыдущая власть. А это можно сделать на уровне Министерства финансов».

Регионам необходимы конкретные действия, и прежде всего борьба с коррупцией. Потому что она никуда не делась: некоторые чиновники пересидели несколько месяцев и снова начали брать взятки. Опасаются в регионах и введения института представителей Президента на местах, поскольку считают, что их будут использовать с целью давления на нелояльных лиц. Чтобы развеять эти страхи, господин Милованов предлагает четко выписать их обязанности в новом Основном Законе.

Анатолий Ткачук из Института гражданского общества отмечает, что главное — наконец начать децентрализацию. Ведь отработать идеальную модель, сидя исключительно за «круглым столом» или на заседаниях экспертных групп, невозможно. Концепция реформы выписана в общем неплохо, ведь образцом служат довольно удачные модели, действующие в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, странах Прибалтики. Залогом успеха является политическая поддержка изменений со стороны власти. Вице-премьер Владимир Гройсман, в частности, имеет такое желание и собственное видение. Для более эффективной работы эксперт рекомендует создать отдельный орган по реформам во главе с Премьер-министром, а у каждого из министров за эту сферу должен отвечать один из заместителей. Кроме изменений к Конституции, необходимо принять  ряд новых и усовершенствованных законов: «О местном самоуправлении», «О добровольном объединении территориальных общин», «О принципах государственной региональной политики», «Об административно-территориальном устройстве Украины», «О местных государственных администрациях». При условии политической воли их можно подготовить к октябрю и принять в течение первого полугодия 2015 г. А стимулировать к этому должна активная позиция общественных организаций.

Эксперт Министерства регионального развития Украины Сергей Марченко подтверждает готовность власти к изменениям. Ведь впервые за 3 — 5 лет, например, Министерство финансов открыто к диалогу, готовит предложения реформ и работает совместно с Министерством регионального развития. Год назад этих инициатив еще не было, а сегодня уже готовы поправки к Бюджетному кодексу.

«При условии принятия этого законопроекта мы увидим реальную децентрализацию уже в 2015 году, причем без изменений к Конституции, — отметил Сергей Марченко. — Конечно, подобное перераспределение финансов и полномочий не очень популярно, но это позволит создать сильные общины на местах».

Наиболее дискуссионные вопросы — образовательная и медицинская субвенции. Необходимо, чтобы профильные министерства определили, что именно должно финансировать государство в этих сферах.

Целесообразной инициативой является выравнивание между общинами, то есть более успешные административно-территориальные субъекты должны делиться денежными средствами с убыточными соседями. Хотя, конечно, это не означает, что нужно изымать для этого всю прибыль общин.

Стремление нынешней власти к радикальным изменениям поддержал бывший мэр Варшавы, а ныне парламентарий и советник вице-премьер-министра Украины Владимира Гройсмана Марчин Свенчицки. Не секрет, что украинское правительство изучало опыт Польши. Господин Свенчицки подчеркивает, что у реформ должен быть лидер, имеющий доверие со стороны народа, власти и экспертной среды. Это не обязательно должен быть политик, ведь автор польского экономического чуда Лешик Бальцерович или разработчики административной реформы были научными работниками. Такой лидер за результаты своей работы будет нести и персональную ответственность.

Специалисты подготовили ряд предложений по децентрализации. В частности, предлагают зачислять весь налог (а не 25%) с доходов физических лиц в местные бюджеты. Органам местного самоуправления следует возвратить право предоставления административных услуг и предусмотреть возможность проводить платежи не только через Госказначейство, но и через государственные банки. Кроме того, целесообразно увеличить на 1% минимальную арендную плату за землю товарного сельскохозяйственного производства и направлять эти денежные средства в местный бюджет.

Децентрализация власти — залог развития регионов и процветания государства. Положительные последствия успешных административных реформ наблюдаем у соседей — поляков и прибалтов. Назрели эти изменения и в Украине.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр СОЛОНТАЙ, Институт политического образования:

«На протяжении последнего года ситуация изменилась: мы живем по «новой старой» Конституции, согласно положениям которой главы местных государственных администраций назначаются по представлению Кабинета Министров, а не Президента, как было раньше. Это и является первым шагом к децентрализации. Вторым восстановлены местные выборы, хотя еще два года назад государство держало курс на ликвидацию их как явления. На местах состоялось «раскрепощение», вследствие которого проведено уже более 200 выборов, то есть департизация представителей местного самоуправления, ведь претенденты могут баллотироваться путем самовыдвижения. Кроме того, начали изменять Закон Украины «О местном самоуправлении» в сфере возврата полномочий. Для того чтобы понять, как глубоко власть «прошлась катком» по местному самоуправлению, необходимо знать, что ему вернули, например, вопросы парковки или концессионных договоров на коммунальные объекты. Во времена предыдущей власти в самоуправлении убивалось все: от архитектуры, земли, бюджета и заканчивая такими мелкими вопросами, как парковки.

Закон Украины «О доступе к публичной информации» прямо касается местного самоуправления. Отныне появился инструмент контроля, согласно которому протоколы бюджетных, земельных комиссий, документы подлежат полному обнародованию. Упрощена подотчетность глав местных советов: теперь их можно освободить подавляющим большинством голосов депутатов. На самом деле в Украине происходит ползучая децентрализация: очень медленно, хаотически, несистемно и часто не в соответствии с концепцией. Происходит и ползучая административно-территориальная реформа. Например, города Бурштин и Новгород-Северский вышли из состава своих районов и стали городами областного подчинения.

Но есть два откровенных провала, из-за которых децентрализация не происходит. Первыйдействующая Конституция, которая, наоборот, возвращает в институт единоличного назначения главой государства представителей Президента на местах, тогда как правительство и Верховная Рада теряют там контроль над исполнительной властью. Второйпроект изменений к Бюджетному и Налоговому кодексам, который является полной централизацией бюджетных расходов. Цельизъять у местного самоуправления 17 млрд. грн., чтобы закрыть дырку в бюджете. Хорошо, что законопроект не принят, поскольку это будет означать финансовую ликвидацию местного самоуправления. Истинной децентрализацией было бы открытие счетов Госказначейства, потому что прежде чем научить людей пользоваться денежными средствами на местах, надо показать объем этих средств»

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42