Рентная плата

Уплата экологического налога жилищно-коммунальными предприятиями за размещение отходов

В населенных пунктах страны ежегодно скапливается около 35 млн. м3 твердых бытовых отходов, захороняемых на 770 полигонах общей площадью почти 3 тыс. га и частично утилизируемых на мусоросжигательных заводах.

Накопление бытовых отходов в значительной мере зависит от погодных условий, времени года, степени благоустройства жилых домов, уровня жизни населения и т. п. В общем объеме бытовых отходов содержится 10,3 — 26,4% бумаги, 20 — 40% пищевых отходов, 0,75 — 3,7% древесины, 0,2 — 8% текстиля, 1 — 5,8% металлов, 1,1 — 9% стекла, 0,6 — 6% полимерных отходов и других веществ.

Сбор бытовых отходов является основной задачей санитарной очистки населенных пунктов и осуществляется он более чем 7,5 тыс. специальных автомобилей 56 специализированных автопредприятий и 650 цехов. Однако подвижной состав специализированных автопредприятий устарел, почти 75% автомобилей отработали свой ресурс и подлежат списанию. При нормативе 12% возобновлен только 1% парка. Высокий уровень тарифов по предоставлению услуг в сфере обращения с бытовыми отходами привел к уменьшению количества заключенных договоров на эти услуги.

Для сбора и временного хранения бытовых отходов используются контейнеры, которые из-за применения несовершенного механизма разгрузки деформируются и портятся. Часть контейнеров производят без крышек, что приводит к повышению влажности бытовых отходов, обусловливает ускорение процессов загнивания в теплый период года и примерзания их к контейнерам в морозную погоду, в связи с этим усложняется транспортировка и становится практически невозможной дальнейшая переработка бытовых отходов. Из-за несвоевременного вывоза бытовых отходов контейнеры становятся местом распространения грызунов, вредных насекомых и опасным источником инфекций.

Начиная с 1 января 2011 г. со вступлением в силу Налогового кодекса вместо общегосударственного сбора за загрязнение окружающей природной среды введен экологический налог.

В соответствии с п. 240.1 ст. 240 этого Кодекса плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при ведении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляется, в частности, размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья (пп. 240.1.3 п. 240.1 ст. 240 Налогового кодекса).

При этом п. 240.5 ст. 240 указанного Кодекса установлено, что не являются плательщиками экологического налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах субъекты хозяйствования, имеющие лицензию на сбор и заготовку отходов в качестве вторичного сырья, осуществляющие уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещаемых на собственных территориях (объектах), и предоставляющие услуги в этой сфере.

Перечень отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья, сбор и заготовка которых подлежат лицензированию, утвержден постановлением № 183, в него включены отходы полимерные и отходы резиновые, в том числе изношенные шины.

В соответствии с пп. 242.1.3 п. 242.1 ст. 242 Налогового кодекса объектом и базой обложения экологическим налогом являются, в частности, объемы и виды (классы) отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отдельных отходов в качестве вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья и осуществляющих уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов.

Пунктами 246.2 и 246.3 ст. 246 Налогового кодекса установлены ставки за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах.

По налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим с 1 января 2011 г. до 31 декабря 2012 г. включительно, ставки налога составляют 50% ставок, предусмотренных, в частности, ст. 246 Налогового кодекса (п. 2 подраздела 5 раздела XX «Переходные положения» Кодекса).

Суммы налога, взимаемые за размещение отходов, исчисляются плательщиками самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов размещения отходов, ставок налога и корректирующих коэффициентов (п. 249.6 ст. 249 Налогового кодекса) по формуле

            п
Прв =
(Нпі х Млі х Кт х Ко),

         і = 1

где Нпi — ставки налога в текущем году за 1 т i-го вида отходов, в гривнях с копейками;

Млi — объем отходов i-го вида, в тоннах (т);

Кт — корректирующий коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов;

Ко — корректирующий коэффициент, который равен 3 и применяется в случае размещения отходов на свалках, не обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов.

Пунктом 250.1 ст. 250 Налогового кодекса установлено, что базовый налоговый (отчетный) период равен календарному кварталу.

Согласно пп. 250.2.1 п. 250.2 ст. 250 этого Кодекса плательщики налога составляют налоговые декларации по установленной форме в порядке, предусмотренном ст. 46 Налогового кодекса, которые в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, представляют в органы государственной налоговой службы и уплачивают налог в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, в частности за размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения специально отведенных для этого мест или объектов.

Плательщики налога перечисляют суммы налога, взимаемого за размещение отходов, одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Госказначейства, которые осуществляют распределение этих денежных средств в соотношении, определенном законом (п. 250.5 ст. 250 Налогового кодекса), а именно Бюджетным кодексом.

Согласно п. 10 части второй ст. 69 Бюджетного кодекса к поступлениям специального фонда местных бюджетов относятся 35% экологического налога (кроме налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока), в том числе: в сельские, поселковые, городские бюджеты — 25%, областные бюджеты и бюджет Автономной Республики Крым — 10%, бюджеты городов Киева и Севастополя — 35%. Пунктом 51 раздела ІV «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса установлено, что экологический налог (кроме налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока) зачисляется в следующих пропорциях:

  • в специальный фонд государственного бюджета: в 2011 — 2012 гг. — 30%; в 2013 г. — 53%, из них 33% — с направлением на финансовое обеспечение исключительно целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм уплаченного ими экологического налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины; с 2014 г. — 65%, из них 50% — с направлением на финансовое обеспечение исключительно целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм уплаченного ими экологического налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
  • в специальный фонд местных бюджетов: в 2011 — 2012 гг. — 70%, в том числе: в сельские, поселковые, городские бюджеты — 50%, областные бюджеты и бюджет Автономной Республики Крым — 20%, бюджеты городов Киева и Севастополя — 70%; в 2013 г. — 47%, в том числе: в сельские, поселковые, городские бюджеты — 33,5%, областные бюджеты и бюджет Автономной Республики Крым — 13,5%, бюджеты городов Киева и Севастополя — 47%; с 2014 г. — 35% согласно п. 10 части второй ст. 69 этого Кодекса.

Если место представления налоговых деклараций не совпадает с местом нахождения на налоговом учете предприятия, учреждения, организации, гражданина — субъекта предпринимательской деятельности, в орган государственной налоговой службы, в котором такое предприятие, учреждение, организация или гражданин — субъект предпринимательской деятельности состоит на учете, представляются в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, копии соответствующих налоговых деклараций.

Если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществление размещения отходов в течение отчетного года, то он должен уведомить об этом соответствующий орган государственной налоговой службы по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта начисления экологического налога. В противном случае плательщик налога обязан представить налоговые декларации.

Исследуя термины, приведенные в п. 240.1.3 п. 240.1 ст. 240 Налогового кодекса, отметим, что в соответствии со ст. 1 Закона об отходах отходы — это любые вещества, материалы и предметы, которые образуются в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью либо частично утратили потребительские свойства и не имеют дальнейшего использования по месту их образования или обнаружения и от которых их собственник избавляется, намеревается или должен избавиться путем утилизации либо удаления.

При практическом применении термина «размещение отходов» в условиях раздела VIIІ «Экологический налог» Налогового кодекса необходимо учитывать понятие размещения отходов — это хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами (пп. 14.1.223 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Механизм предоставления субъектами хозяйствования независимо от формы их собственности услуг по вывозу бытовых отходов в городах, поселках и селах определен Правилами № 1070.

В соответствии с указанными Правилами собственники или балансодержатели жилых домов, земельных участков заключают договора с лицом, определенным исполнителем услуг по вывозу бытовых отходов, и обеспечивают раздельный сбор бытовых отходов. Исполнитель услуг по вывозу бытовых отходов определяется органом местного самоуправления на конкурсных началах.

Опасные отходы в составе бытовых отходов собираются отдельно от других видов бытовых отходов, а также должны разделяться на этапе сбора или сортировки и передаваться потребителями и исполнителями услуг по вывозу бытовых отходов специализированным предприятиям, получившим лицензии на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами.

Жилые массивы и внутридворовые территории, дороги общего пользования и другие объекты благоустройства населенных пунктов оборудуются контейнерными площадками, урнами для бытовых отходов.

Таким образом, обязанностью плательщика налога являются исчисление, начисление и уплата в бюджет экологического налога, а также составление налоговой отчетности при наличии фактических объемов размещения отходов, соответственно хранении (временном размещении до утилизации или удаления) в течение отчетного квартала, кроме размещения объемов и видов (классов) отдельных отходов в качестве вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья и осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов в условиях, определенных пп. 242.1.3 п. 242.1 ст. 242 Налогового кодекса.

То есть у жилищно-коммунальных предприятий (ОСМД, ЖСК, ЖЭК) объектом и базой ежеквартального налогообложения являются размещенные в течение отчетного квартала отходы (в том числе опасные отходы, бытовые отходы, другие отходы, образовавшиеся в процессе деятельности и подлежащие утилизации или удалению), в том числе временно размещаемые (хранящиеся) независимо от срока до их передачи на утилизацию или размещение другому субъекту хозяйствования (коммунальному или специализированному предприятию и др.) в места удаления отходов.

Вопрос, касающийся уплаты экологического налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, в том числе жилищно-коммунальными предприятиями (ОСМД, ЖСК, ЖЭК), 21 сентября 2011 г. рассмотрен на заседании согласительной рабочей группы Украинского союза промышленников и предпринимателей, Объединения организации работодателей Украины и ГНС Украины. Представитель ГНС Украины на заседании выразил мнение, что с целью упорядочения норм Закона об отходах и Налогового кодекса необходимо предложить Минфину Украины создать рабочую группу из представителей Минфина Украины, Минэкоресурсов Украины, Минрегионстроя Украины, ГНС Украины для подготовки изменений к законодательству относительно уплаты экологического налога за размещение отходов.

К тому же во избежание двойного налогообложения размещения отходов народными депутатами Украины С. Глазуновым,  Д. Шпеновым и Н. Рудченко  19 сентября 2011 г. внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона «О внесении изменений в статью 14 Налогового кодекса Украины» (относительно определения понятия «размещение отходов») (регистрационный № 9181).

Кроме того, членами Экономического совета УСПП разработан проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», которым также предусмотрено внести дополнения в ст. 240 Налогового кодекса, в частности относительно определения неплательщиков экологического налога, к которым также будут отнесены ОСМД, ЖСК и ЖЭК.