Статьи

Торгуем по-новому

Украина во Всемирной торговой организации: перспективы становятся реальностью

Год вступления Украины в ВТО (2008) совпал по времени с обострением мирового финансового кризиса: банкротились крупные международные компании, инвестиционные и финансовые учреждения. Вместе с тем в Украине из-за ограничения спроса на продукцию наблюдалось наибольшее после 1990-х годов падение промышленного производства. На таком фоне оценки экспертов относительно полезности для государства вступления в ВТО уступили место дискуссиям о путях выхода из кризиса с наименьшими потерями и обсуждению возможных моделей развития национальной экономики. В этом материале попробуем проанализировать, чего все-таки больше — позитивного или негативного — имеем от присоединения к этой организации.


От нейтральности к позитиву

Во время экономической нестабильности и неопределенности экономические оценки становятся либо негативными, если явление, о котором идет речь, имело действительно негативное влияние, или нейтральными, если такого влияния не было. Последствия вступления Украины в ВТО подтвердили это наблюдение экономистов. Сразу после вступления деловое сообщество заняло выжидательную позицию, привыкая к новым условиям. И лишь года через 3 — 4 в СМИ понемногу начали появляться материалы о том, что для Украины, несмотря на многочисленные проблемы в экономике, вступление в ВТО в целом имело положительное влияние на деятельность предприятий: ни при экспорте, ни при импорте негатива не наблюдалось.

Аналитики напоминают об опросах бизнесменов, проводившихся в разные годы после вступления Украины в ВТО. В частности, через пять месяцев после вступления подавляющее большинство менеджеров (70,3%) сообщало о нейтральном влиянии. Такие же тенденции наблюдались для предприятий-импортеров: больше двух третей респондентов (67,5%) заявили, что вступление не повлияло на импортную деятельность их компаний, 24,1% опрошенных назвали влияние благоприятным и только 8,4% — неблагоприятным.

Тем временем в 2012 г. взгляды руководителей относительно влияния членства Украины в ВТО стали более положительными, чем в 2008 г.

Доля опрошенных, сообщивших о благоприятном эффекте, увеличилась до 58,3% в 2012 г., а о негативном влиянии заявили всего 5% опрошенных. Баланс позитив/негатив возрос с 13,9 в 2008 г. до 31,3% в 2012 г. Такие же тенденции наблюдались и относительно влияния членства Украины в ВТО на импортную деятельность: 58,8% опрошенных оценили влияние как позитивное, 4,4% — как негативное, баланс позитив/негатив возрос с 15,7% в 2008 до 54,4% в 2012 г.

С середины 2012 г. промышленный сектор в стране снова вступил в рецессию, что отразилось на всех оценках и ожиданиях бизнеса в 2013 г. и в меньшей степени — в 2014 г. В этот период снова, как во время финансово-экономического кризиса 2008 г., оценки стали более осторожными: большинство респондентов оценили влияние членства Украины в ВТО как нейтральное одновременно и на экспортную, и на импортную деятельность.

В целом же эксперты утверждают, что последствия мирового финансово-экономического кризиса не позволили Украине в краткосрочном периоде сполна ощутить положительный эффект от упрощения режима торговли со странами — членами ВТО. Кардинального улучшения благосостояния населения (повышения уровня занятости, доходов и доступности качественных товаров и услуг), что является главным индикатором эффективности интеграционных процессов, в Украине также не произошло.

На пути к цивилизованному рынку

В свое время положительным следствием получения Украиной членства в ВТО стало начало переговоров с ЕС относительно подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, в частности создания углубленной зоны свободной торговли. Сегодня же положительный эффект от вступления в ВТО связывают преимущественно с ожидаемыми долгосрочными качественными структурными сдвигами в национальной экономике.

Повышение уровня ее открытости будет способствовать росту конкурентоспособности национального производителя и улучшению инвестиционного климата в государстве. Соответствующие меры государственной структурной политики, в частности относительно поощрения инвестиционного и инновационного развития, ресурсо- и энергосбережения, повышения эффективности организации экономических процессов, сейчас активно дебатируются в обществе.

Вместе с тем обозреватели утверждают, что вступление Украины в ВТО уже привело к углублению либерализации торговли, причем много изменений произошло до или сразу после вступления. Наибольшее влияние на внешнеэкономическую сферу вызвал механизм снижения тарифных барьеров. Однако даже либерализация таможенного тарифа в разрезе импорта не является определяющей относительно характеристик современного состояния внешнеэкономической деятельности Украины. В частности позиции украинских производителей, продукция которых ориентирована на экспорт, усилились на международных рынках благодаря не только членству государства в ВТО, но и прежде всего росту внешнего спроса на их продукцию.

Среди причин, тормозящих активное использование украинскими предприятиями потенциала ВТО, эксперты называют недостаточную гармонизацию национального законодательства с международным, которое регулирует, в частности, санитарные и фитосанитарные, технические нормы и стандарты. Несоответствие национального регулирования передовым мировым практикам (особенно действующим в промышленно развитых странах) закрывает перед украинскими производителями наиболее платежеспособные рынки.

Налоги в условиях ВТО

Что касается налогового регулирования внешнеэкономической деятельности, то вступление Украины в ВТО имело положительное влияние прежде всего из-за фактора постоянного международного мониторинга украинской практики налогообложения на предмет недискриминации стран-партнеров. Кроме того, получение Украиной членства в ВТО и реализация евроинтеграционной стратегии требуют согласования налогового регулирования с международными требованиями. С января 2011 г. вступил в силу Налоговый кодекс Украины, который внес существенные нововведения в отечественную систему налогообложения, в частности в регулирование внешней торговли, начав переход к политике дифференцированного стимулирования экспорта. Вместе с тем Налоговый кодекс сохранил основы системы налогообложения, действовавшие в Украине в предыдущий период.

Что касается НДС, то в последнее время особое внимание налоговиков приковано к ликвидации криминальных схем при его возмещении. Украина не единственная, кто столкнулся с этой проблемой. Страны Европейского Союза также имеют потери из-за этого. По данным обозревателей, в ЕС в этой сфере наблюдаются криминальные схемы, подобные украинским. Чаще всего используется мошеннический заговор плательщиков налога из двух или больше стран — членов ЕС, принимающих участие в экспортно-импортных операциях. В Украине распространенными также стали фиктивные внешнеэкономические операции, которые сопровождаются фальсификацией документов, использованием несуществующих иностранных партнеров и, как следствие, незаконным получением НДС из бюджета. В результате спекулирование с возмещением НДС обусловливает снижение его эффективности и отдачи для бюджета страны, а также ослабляет его влияние на результаты экспортно-импортных операций. Для субъектов хозяйствования, особенно для экспортноориентированных предприятий, своевременное возмещение НДС является важным фактором стабильности экономической деятельности. Отсутствие возмещения НДС автоматически повышает экспортную цену товара, что отрицательно влияет на конкурентоспособность отечественных товаров на внешнем рынке.

Сейчас в Украине продолжается реформа налогового законодательства. Его полная гармонизация с международными нормами — вопрос времени.

 

Анна ДЕРЕВЯНКО,
исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации:

«Мне хотелось бы напомнить, что ВТОэто прежде всего правовое и институциональное подспорье многосторонних торговых отношений для Украины. Ведь именно ВТО формирует стандарты торгово-экономической, инвестиционной, налоговой и таможенной политики на глобальном уровне. Если бы Украина не была членом ВТО, переговоры по поводу зон свободной торговли с ЕС и другими международными организациями не имели бы места.

Для европейской стороны статус Украины как члена ВТО является базовым критерием соответствия ее экономики международным стандартам бизнеса, торговли и инвестирования. Такое членство, в сущности, похоже на своеобразный фильтр, через который необходимо пройти, чтобы доказать свою готовность поддерживать деловые отношения с европейскими партнерами, используя понятные им правила.

Вступление и членство в таких международных институциях, как ВТО, должны быть, скорее, стимулом для развития нашей страны. Иными словами, для Украины такое членство является дополнительной опцией«удочкой», а каким будет «улов», зависит уже от нас самих»

 

Леонид КОЗАЧЕНКО,
президент ВОО «Украинская аграрная конфедерация»:

«После вступления Украины в ВТО доля товаров агропромышленного комплекса в общем экспорте увеличилась до 20% против 12 (до вступления). В среднем за шесть летдо 18 млрд. дол. США. Причем за последние годы возросла конкурентоспособность украинских товаров. Этому предшествовали мировой продовольственный кризис, рост мировых цен и девальвация гривни. Еще один фактор: объем импорта стал вдвое меньше объема экспорта, сальдоположительное.

Экспорт зерновых стабильно увеличивается, в частности подсолнечника за счет снижения экспортных пошлин. Экспорт сои возрос в шесть раз. Однако доля молочной продукции снижается.

В целом не могу с уверенностью сказать, что мы получили больше позитива, чем негатива от вступления в ВТО. Но это эволюционный процесс, и в дальнейшем мы получим больше пользы»

«Горячие линии»

Дата: 19 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00