Статьи

Компромисс равен соглашению

Состоится ли добровольная акция декларирования недоплаченных в бюджет платежей?

100 танков, 15 военных самолетов или 300 новых БТР для нашей армии — именно так специалисты ГФС Украины оценивают выгоду в 5 млрд. грн., которую могло бы получить государство в случае принятия законопроекта о налоговом компромиссе. Однако этого не произошло: если первый «блин» (или же — первое чтение) оказался не комом и 19 июня 2014 г. закон поддержали 262 парламентария, то уже в начале сентября голосов народных избранников не хватило даже на то, чтобы поставить документ на повторное голосование.


Уплатить и спать спокойно

О намерениях применить механизм налогового компромисса правительство объявило еще в мае текущего года. Фактически он является режимом освобождения налогоплательщиков или их должностных (служебных) лиц от финансовой, административной и уголовной ответственности за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и НДС в прошедшие периоды, когда то ли сами плательщики не имели желания уплачивать «по счетам», то ли государственные мужи заставляли их пользоваться так называемыми налоговыми площадками. Конечно, можно долго дискутировать о справедливости и уважении к букве закона, но на практике эти принципы соблюдают не все и не всегда: любой закон можно обойти, а в отношениях бизнеса с чиновниками господствует логика «разве хочешь — должен». Или господствовала.

Что предлагает государство предпринимателям? Уплатить только часть налогов, которые должны были бы попасть в бюджет раньше, и спать спокойно, не боясь визитов контролирующих органов для проведения проверок. «Закон о налоговом компромиссе направлен на защиту бизнеса, — убежден Председатель ГФС Украины Игорь Билоус, — на то, чтобы мы вместе с бизнесом могли «перевернуть страницу» и мирно сосуществовать дальше». Соглашается с ним первый вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Сергей Прохоров: «Мы принимали участие в разработке этого законопроекта и поддерживаем его. Он поможет многим предприятиям удержаться на плаву, а следовательно, сохранит тысячи рабочих мест».

Налоговый компромисс — не чисто украинское изобретение, а заимствованное из передового международного опыта как элемент детенизации экономики. Именно этот метод в 1998 г. позволил Ирландии собрать в бюджет сумму, соответствовавшую приблизительно 2,5% ВВП. В Италии от такой акции дополнительно в государственную казну поступило 7 млрд. евро. Применение налогового компромисса отмечено также в США, Германии, Великобритании и других странах.

Между первым и вторым

В Украине на налоговый компромисс пока только возлагают надежду. После принятия законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса» (регистр. № 4930) в первом чтении он два с половиной месяца блуждал по коридорам власти, подвергаясь критике со стороны всех заинтересованных сторон.

В результате документ ко второму чтению был существенно скорректирован. Так, его действие перенесено относительно операций, осуществлявшихся не до 1 января, а до 1 апреля 2014 г., а ставка по добровольно задекларированным сомнительным налоговым обязательствам уменьшена с 15 до 10%. Кроме того, группа народных депутатов вместе с представителями бизнес-сообщества дорабатывала законопроект с тем, чтобы свести к минимуму возможность коррупции. «На мой взгляд, там остался один открытый механизм для коррупции — норма о невозможности повторной проверки периода, в котором применялся механизм налогового компромисса. Вместе с тем доверия к государству у бизнеса пока нет, потому кажется, что этот пункт на данном этапе не может быть иным. Без него никакой налоговый компромисс невозможен», — прокомментировала изменения первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан.

Впрочем, 2 сентября в парламенте так и не пришли к компромиссу в отношении «многострадального» законопроекта № 4930. «Мы не ставили на голосование этот вопрос только потому, что не было общей позиции относительно ставки, применяемой при налоговом компромиссе», — объяснил Председатель Верховной Рады Украины Александр Турчинов промедление с внесением документа в повестку дня.

Дифференциация от нардепов

Не следует прощать олигархическим группам 200 млрд. грн., расхищенных ими в предыдущие годы, путем уплаты за это определенной мзды, считает нардеп Николай Рудьковский. Его коллега Александр Долженков также исключает возможность компромисса из-за вероятной коррупции. «К сожалению, никто не говорит о том, что сама процедура достижения так называемого налогового компромисса включает в себя очень большие коррупционные риски. Ведь контролирующий орган в единоличном порядке будет решать, объективные или необъективные цифры показало то или иное предприятие. Поэтому в любом случае это будут договорные, неофициальные отношения», — отметил он.

Зато некоторые депутаты выступают приверженцами уменьшения налоговой нагрузки на сомнительные сделки, осуществленные в прошлом, так как в экономике в настоящее время наблюдается заметный упадок, да и девальвация гривни оказалась за пределами разумного. «Если мы хотим сохранить предприятия, которые сегодня создают тысячи рабочих мест и выплачивают заработную плату даже в таких трудных условиях, когда внешние банки не финансируют украинскую экономику, то компромиссом является ставка 5%», — убежден Игорь Еремеев. На сложности для субъектов хозяйствования оторвать от своих «кровных» даже 5% акцентирует внимание заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономической политики Ксения Ляпина. Причина все та же: малый и средний бизнес, который «загоняли» в «налоговые ямы», заставляли давать взятки за перевод денежных средств в наличные, которые уже, конечно же, не вернуть. А вот крупный бизнес,  «жульничавший» исключительно для удовлетворения собственных финансовых аппетитов, мог бы и раскошелиться. Иными словами, нужна дифференциация ставок. «Я бы предложила установить для малого бизнеса, возможно, вообще 0, для среднего, вероятно, 5%, а уже для всех других субъектов надо выходить на 10%», — обозначила позицию Ксения Ляпина.

Так или иначе за законопроект № 4930 со ставкой 10% проголосовало всего 32 народных депутата. В той же редакции, но со ставкой 5%, документ поддержали 113 членов парламента. «Контрольный» же был тогда, когда документ не смогли поставить на повторное второе чтение, — 126 голосов «за».

Изменение «вывески»

На вопрос, почему законопроект был проигнорирован, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики Александра Кужель ответила: «Не голосовала, поскольку в той редакции он не нужен. Мы с Оксаной Продан зарегистрировали свой проект, где предусмотрено 5%».

Проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно создания возможностей для налогового соглашения)» (регистр. № 5043) зарегистрирован в парламенте 08.09.2014 г. Кроме вышеуказанных его соавторами являются Виталий Хомутынник, Игорь Еремеев, Наталия Агафонова и Юрий Вознюк. «Вестник» попросил Оксану Продан прокомментировать, насколько принципиально, кроме изменения «вывески» и ставки по сомнительным налоговым обязательствам, новый документ будет отличаться от законопроекта № 4930: «Проект такой же, имеем поддержку большинства и надеемся на его рассмотрение этим составом парламента», — подчеркнула народный депутат.

Аналогичную оценку законопроекту № 5043 дал руководитель фискального ведомства. «Думаю, законопроект точно такой же. Единственное, что там изменили, так это ставку сделали 5%. Очень рассчитываю, что на этот раз депутаты не «проспят» голосование, в зале будет взаимопонимание и закон получит поддержку», — выразил надежду Игорь Билоус. По его словам, налоговый компромисс/соглашение, на который государство предлагает пойти бизнесу, является не элементом налоговой реформы, а благом для бизнеса, по тем или иным причинам сбившегося с законного пути, однократным актом надежды, что позволит поддержать экономическое положение в стране. «Если это не будет сделано, то, соответственно, мы и другие правоохранительные органы, в том числе СБУ, прокуратура, милиция, будем прибегать к методам, по которым привыкли работать», — предостерег высокопоставленный чиновник.

В объяснительной записке к законопроекту № 5043 подчеркивается, что его принятие позволит вывести экономику из «тени». Правда, теперь прогнозы относительно конкретной суммы, на которую удастся пополнить бюджет таким образом, не озвучиваются. Остается предположить, что 5 млрд. грн. поступлений по ставке 10% означает 2,5 млрд. грн. по ставке 5%. Деньги будто и не заоблачные, но все равно 2,5 млрд. грн. — это в 2,5 раза больше, чем Минфин Украины надеется привлечь в результате легализации игорного бизнеса. А согласятся ли в парламенте «подлатать» государственный бюджет и вместе с тем облегчить жизнь предпринимателям благодаря использованию механизма налогового соглашения — узнаем в ближайшее время.

«Горячие линии»

Дата: 2 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00